Плывущие в океане неба

К премьере фильма. Зрителям, страдающим акрофобией (боязнью высоты), отправляться в полёт с большой осторожностью!

Человек испокон веков мечтал о полёте. Грезил о нём в мифах, легендах, прекрасных и печальных, таких, как история о Дедале и сыне его Икаре. Взвиться в небо как птица или стать сродни мореходу-мореплавателю, но ходить-плавать по небу, по воздуху…

Сегодня, на пороге премьеры головокружительного кругосветного киноприключения отважного русского путешественника, что состоится уже послезавтра, 5 октября, во всех кинотеатрах нашей страны, включая кинотеатры Читы, а также все краевые киноплощадки Забайкальской государственной кинокомпании, «Телемания» также отправляется туда – наверх. Для начала заглянем в удивительную и поразительную историю «плавания» по воздуху, а затем узнаем и историю грядущего блокбастера. Готовы, друзья-зрители-читатели-воздухоплаватели? Что ж, поплыли-полетели…

Первые. Фурвин и Ad Astra

Случилось сие диво аж 291 год и 10 месяцев назад на Руси-матушке. На календаре значился 1731 год. Воевода рязанский С.М. Боголепов начертал в своих записках следующее: «В Рязани при воеводе подьячий нерехтец Крякутной Ефим фурвин сделал, как мяч большой. Надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в неё, и нечистая сила подняла его выше берёзы, выше почти 30 саженей и после ударила его о колокольню, но он уцепился за верёвку, коей звонят, и остался тако жив. Его выгнали из города, он ушёл в Москву, и хотели закопать живого в землю, или сжечь окаяннаго…»

И лишь спустя 52 года после опыта опального «воздухоплавателя» Крякутного в далёком западном пригороде Парижа 21 ноября 1783 года в небеса на уникальном на тот момент воздушном шаре под названием «Ad Astra» (лат. «К звёздам») конструкции братьев Жозефа и Жака-Этьенна Монгольфье, сделанном из холста и оклеенном фигурными обоями, изготовленными, кстати, на принадлежащей их семье фабрике, и наполненном горячим воздухом, в небо отправился целый «экипаж» ещё одних первопроходцев, состоящий из французского учёного-химика Жана-Франсуа Пилатра де Розье и офицера королевской гвардии маркиза Франсуа Лорана д´Арданда. Отважные герои поднялись на поистине невероятную, головокружительную высоту в 951 метр и благополучно совершили посадку через 25 минут полёта на расстоянии 9,9 километра от места старта.

Две великих даты в истории рождения эры человека Летающего. Первая и её «виновник» Крякутной. Его звание «воздухоплавателя» не просто так взято в кавычки, ибо сам русский «пилот» фурвина – воздушного шара, как и его полёт, на поверку оказались красивой романтической легендой-мечтой, историческим розыгрышем. Вторая, с французским экипажем монгольфьера, – настоящая.

…Итак, почти ровно 240 лет назад ходящий по земле человек поднялся в небо на рукотворном аппарате легче воздуха и полетел-поплыл среди облаков. Ну а поскольку наш сегодняшний аэровояж касается грядущей премьеры фильма, рассказывающего о большом кругосветном полёте на воздушном шаре русского путешественника, то сейчас самое подходящее время также поведать о нескольких не слишком известных, но весьма прелюбопытных фактах истории отечественного воздухоплавания на аппаратах легче воздуха.

Наши в небе

А началось всё с того, что спустя всего пару недель после полёта первых аэронавтов на монгольфьере в Париже, 5 декабря того же 1783 года, в Санкт-Петербурге с набережной Невы у Эрмитажа поднялся первый, хотя и беспилотный, полуметровый аэростат, накаченный горячим воздухом, – выписанный из Франции необычный подарок на именины Екатерины Великой. Фурор, вызванный полётом, был велик, но царица, поначалу очень довольная экзотической штучкой, уже на следующий год запретила указом любые полёты аэростатов и монгольфьеров в России по причине угрозы сильных пожаров. Поскольку крыши строений в стране были в основном деревянные и соломенные.

Однако воздухоплавательный прогресс в России не желал отставать от европейского, и запрет этот был снят внуком императрицы Александром I. В благословенную дату – 30 июля 1803 года – в глубину воздушного океана отправился первый россиянин, их Высокопревосходительство генерал Сергей Лаврентьевич Львов, управлял воздушным шаром французский аэронавт. Стартовали воздухоплаватели из Санкт-Петербурга и, поднявшись на высоту в 3 километра (!), перелетели Финский залив. Достижение для того времени было более чем серьёзным! Кстати, за полёт генерал выложил сумасшедшую сумму по тем деньгам – 2000 рублей!

Далее удивительное, космическое и почти мистическое совпадение – 2 октября того же 1803 года русский летающий мир впервые узнал фамилию Гагарин! Точнее, имя Прасковьи Юрьевны Гагариной. 39-летняя княгиня стала первой русской женщиной-аэронавтом, совершив полёт вместе с французским пилотом воздушного шара от Курского вокзала в Москве до подмосковной усадьбы Остафьево.

От «опеки» французских аэронавтов, как и от монополии их аппаратов, Россия избавилась всего через пару лет. В октябре 1805 года отправился в небесную синь из Москвы на воздушном шаре собственной конструкции первый независимый от заграницы русский пилот – доктор медицины, штаб-лекарь Ивин Григорьевич Кашинский. Затем, с середины XIX века, воздухоплавание в России начало стремительно развиваться…

«Повелитель ветра»

Но вернёмся, друзья, в наш XXI век, в год нынешний, 2023-й. 5 октября через все стартовые киноэкраны страны мы отправимся в захватывающее, опасное, головокружительное путешествие вокруг Земли на воздушном шаре с собственным именем «Мортон» в картине режиссёра Игоря Волошина («Нирвана», 2008, «Бедуин», 2011) «Повелитель ветра»! В большое приключение мы отправимся вместе с главным героем его – знаменитым советским и российским путешественником, писателем, художником и священником Фёдором Конюховым, за плечами которого – покорение земных полюсов, океанов и высочайших вершин.

Сюжет картины основан на реальных событиях, прежде всего, на самом путешествии по мировой воздушной стихии, которое Конюхов осуществил в одиночку в 2016 году. Его полёт готовила целая команда, но нельзя было всё-таки предвидеть все опасности, которые ждут путешественника в экстремальных условиях. Так, в урагане – без связи, без сна, почти без воздуха – он должен был идти только вперёд, чтобы вернуться к тем, кого любит… В роли Фёдора Конюхова снялся известный актёр, его тёзка Фёдор Бондарчук.

«Повелитель ветра» – фильм художественный, но, как уже было сказано, основан на реальных фактах. О некоторых этих реальных фактах я вам, уважаемые друзья, сейчас поведаю.

Вокруг света за 11 дней

Люди ещё на заре воздухоплавания мечтали облететь земной шар. В общей сложности таких попыток было 29. Лишь три оказались удачными. Первыми с третьей попытки обошли Землю почти за 20 дней в марте 1999 года швейцарец Бертран Пиккар и англичанин Брайан Джонс. В 2012 году с шестой попытки обогнул Землю за 13 дней в одиночку американец Стивен Фоссет.

Рекорд побил русский аэронавт, 64-летний Фёдор Конюхов. С первой же попытки (!), начав полёт на воздушном шаре 12 июля 2016 года в Австралии, с аэродрома городка Нортхэм, пролетев без посадки (!) в одиночку 35168 километров по маршруту Австралия – Новая Зеландия – Чили – Аргентина – ЮАР – Австралия, он приземлился через 11 дней, 4 часа и 20 минут в том же Нортхэме. Были также поставлены мировые рекорды для воздухоплавателей: скорости – 320 км/час, высоты полёта – более 11000 метров, суточного полёта – 5126 км за сутки.

Сам воздушный шар Конюхова представлял собой двухъярусную конструкцию, в которой использовались гелий и солнечная энергия. Его высота – почти 60 метров, а объём – 15000 кубометров! Внизу крепилась гондола размером 2×1,8 метра (могла в случае аварии служить спасательной шлюпкой с запасом живучести на неделю), откуда пилот управлял аппаратом.

Полёт шара проходил на больших высотах, в связи с агрессивной средой (низкая температурой и низкое содержание кислорода) на случай угрозы разгерметизации гондолы Конюхов был одет в… скафандр «Сокол» – тот самый, в котором отправляются на орбиту космонавты. В «Повелителе ветра» путешественник действует в специальной термозащитной меховой одежде, использует, когда требуется, кислородную маску. Баллоны с запасом кислорода прикреплены к бортам гондолы. Питался воздухоплаватель на протяжении 11 дней специальными сублимированными продуктами, входящими в НЗ космонавтов. Спать во время полёта было возможно не более 3–4 часов в сутки. А каждые 4 часа нужно было выходить на связь по спутниковому телефону.

Во время полёта Конюхов несколько раз едва не погиб – мог упасть в океан из-за недостатка топлива, мог быть раздавлен, разбит высотным ураганом, мог задохнуться, мог сгореть, взорваться вместе с шаром и т.д. Впрочем, об этом эпически и масштабно будет показано в «Повелителе ветра», хотя и не обо всём.

…Для съёмок фильма гондолу самого шара воссоздали в одном из съёмочных павильонов «Мосфильма», а вот его купол-оболочку, эффектно покрытую серебристым (алюминиевым) спецпокрытием (фольгой), создали при помощи цифровой компьютерной магии. При помощи оной было снято, кстати, более 30% картины – почти весь полёт в небесных безднах.

Основные натурные съёмки фильма проходили в горах Дагестана – Сулакском каньоне и ущельях, природа которых весьма похожа на австралийскую, по крайней мере, ту её часть, где началось и завершилось беспрецедентное приключение Фёдора Конюхова.

Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)