Посидим у самовара

Уважаемые сотрудники газеты «Земля». Обращаюсь к вам с просьбой как постоянный читатель вашей газеты, ценитель интересных историй и рассказов о людях села, которым так дорога земля их предков, их традиций, выйти с рубрикой «Посидим у самовара».

Меня поддержал мой сосед – Илья Крылов, учащийся СШ №50, города Читы. Хочу поделиться традициями моей семьи. В кухне на столе всегда стоял серебряный самовар в форме «рюмки» с рисунком переплетённых кос. Он настолько блестел и сверкал, что в него, как в зеркало можно было смотреться. В то время электричества не было, и самовары с колодезной вкусной водой кипятили, разогревая горящими углями, помещёнными внутри самовара, в тушилке. Угли заранее готовили из дров. Чтобы иметь запас углей, специально готовили из жести тушилки с крышкой на ножках. Угли с лучинками разжигали внутри и накрывали трубой из жести так, чтобы дым выходил в отверстие в русской печи. Кузнецом у нас в селе Улача был Петр Вениаминович Чистохин. Ему было 12 лет, когда началась война. Сегодня о нём остались воспоминания в книге музея с. Акша «Земля родная помнит вас». К маме Евгении Александровне приходили на чай соседки с серьёзными просьбами: у кого потерялся стаж колхозный, кому запрос сделать, потому что долго нет письма с фронта. Однажды к ней пришла тётя Зина, она работала в школе нянькой, и говорит: «Учительница молодая приехала и спросила у меня, где туалет, а ей ответила: «Посмотрите за печкой, если нет, значит в Акшу (районный центр) уехал». Та обиделась. Мама еле удержала смех из уважения к женщине. В общем, за самоваром решились разные дела, просьбы, жалобы и простые женские вопросы.

После 1956 года, когда появилось у нас в селе электричество, вместе с ним самовары, с трубой и без, сапогом и тушилкой, медные и из нержавейки, стали уходить в прошлое. Их можно встретить в музеях. Самовар с сушками можно увидеть в СШ №19 города Читы, в фойе школы в импровизированном уголке сельской жизни. Сходите посмотрите, не пожалеете! Как-то мне попалась детская книжка за 1985 год. На обложке пузатый самовар. В ней рассказ М. Горького «Самовар», посвящённый сыну Максиму и дочери Даше. Почитайте, очень интересно. Так давай не забывать русские традиции, связанные с самоваром. И через вашу газету хочу поблагодарить моего соседа Илью Крылова, ученика СШ № 50, за его любознательность, изучение истории и традиций нашего народа, пожелать в новом учебном году ему и его коллективу чаще собираться, читать стихи, больше дружить. А коллективу школы хочу сказать спасибо за такого ученика.

Запомнился из детства такой эпизод. К нам в село Улача приехали из Москвы артисты. Их определили на постой к нам. Мне было лет 7, а брату Николаю 5. Мама сразу стала готовить самовар. А нам наказала сидеть в своей комнате. Когда закипел самовар, нас позвали, и мама попросила считать нас до 240. Мы добросовестно наперегонки побежали считать. В самоваре варились куриные яйца в марле. Счёт закончился, и мы бежим с радостью сообщить. Оказывается, этот счёт был равен 4-м минутам. Яйца получились всмятку. А на Пасху яйца подавали в подставках разной формы.

А в вашей семье был или есть самовар? Было бы интересно прочитать ваши истории!

Мы с моим соседом Ильёй Крыловым прочли интересную статью в интернете про историю самовара. Хотим поделиться с вами.

«Существует легенда, по которой самовар появился в России благодаря Петру I – он привёз его из Голландии как диковинное и новаторское приспособление.

Есть и другая версия, согласно которой родиной самовара является даже не Тула, а Урал, а создателем его – тульский кузнец Демидов.

Отправившись в далёком 1701 году в поездку на Урал, промышленник Демидов вместе с искусными медных дел мастерами положили начало династии самоваров.

История самовара витиевата и неоднозначна. О появлении первого самовара, согласно документально подтверждённым данным, известно следующее: в 1778 году в городе Тула, на улице Штыковой, два брата Лисицины начали первое производство самоваров.

Поначалу это было небольшое заведение по изготовлению самоваров. Именно благодаря ему Тулу зачастую считают родиной русского самовара.

Как же тогда быть с другими историческими документами, покоящимися на полках Государственного архива Свердловской области? Дело в том, что один из них, засвидетельствованный таможенной службой Екатеринбурга 7 февраля 1740 года, подтверждает версию о более раннем появлении самовара. Согласно описи конфискованного имущества Демидова, оно включало, кроме шести кадушек мёда и кулей орехов, медный самовар. А дословно: «Самовар медный, лужёный, весом 16 фунтов, заводской собственной работы». Официально зафиксированное появление самовара в Туле и его распространение на Урале разнятся почти в сорок лет. По сей день остаётся открытым вопрос из истории самовара – Тула или Урал стали родиной русского самовара?

Традиция русского чаепития – одна из самых сложных для описания. За последние 150 лет произошло столько изменений в обществе и укладе жизни, что уже не понятно, что считать главным в русской традиции питья чая. Для иностранцев символом русского чаепития считается странный русский самовар, ранее использовавшийся для приготовления сбитня.

Самовар, питьё из блюдец, стакан в серебряном подстаканнике – это всего лишь внешние черты, доступные нам по описаниям классиков и по картинам известных художников прошлого. Следует отделить техническую сторону приготовления от внутренней, душевной сути чаепития по-русски. Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов.

Главное в русском чаепитии (кроме чая) – это общение. Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чая по-русски. Современное русское застолье часто стоит из двух частей: еда и алкоголь и чай со сладостями. Так вот, чаще именно в чайной (а не в алкогольной) части ведутся разговоры, гости предаются приятным воспоминаниям, и возникают интересные идеи. Хозяйка только успевает согревать воду, а чай льётся рекой и закончившиеся сладости – не помеха для его продолжения. Эта традиция имеет и практический смысл. Несладкий чай через некоторое время после обильной пищи помогает пищеварению, и гость встаёт из-за стола посвежевшим и бодрым.

Технически процесс заваривания существует в 3-х вариантах. Первый – наиболее «русский»: вода подогревается в самоваре, чай заваривается в большом чайнике, который ставится на корону (верхнюю часть) самовара и разливается по чашкам без добавления воды и сахара. Сладкое принято в этом способе есть вприкуску.

Здесь важен большой объём заварника и прогревание всей посуды в каждой стадии. Чай не любит прохладу – он любит жар. Во втором способе самовар заменяется чайником, а заварник накрывается специальной чайной грелкой, чтобы тепло не уходило – почти так же, как в английской традиции. Чай не разбавляется водой, и сладкое едят вприкуску.

Есть и третий способ, имеющий своими корнями бедное советское время. Чай заваривается крепким, и эту заварку разливают по чашкам, в которые доливается горячая вода. Такую же процедуру иногда проводят с участием самовара вместо чайника».

Инна Быстрова, с использованием интернет-материала

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)