Приключения, Шапочка, Волки и все-все-все…

История одной очень-очень популярной киносказки. Часть 2

«Если долго, долго, долго, если долго по дорожке, если долго по тропинке топать, ехать и бежать. То, пожалуй, то, конечно, то, наверно, верно, верно, то, возможно, можно, можно…» Далее слегка переиначиваем в соответствии с настоящим моментом в «Телемании»: «Можно в сказку вновь уйти!» Это мы сейчас и сделаем, продолжив занимательную и познавательную историю появления одного из самых знаменитых и популярных сказочных произведений отечественного кино – картины известного режиссёра Леонида Нечаева «Про Красную Шапочку», которая отмечает в этом году свой 45-летний юбилей. Итак, потопали, поехали, побежали дальше.

«Шапочные» актёры

Когда Яна Поплавская была, наконец, утверждена на главную роль в фильме, далее подбор актёров пошёл очень легко, поскольку часть из них была почти автоматически приглашена Нечаевым из триумфальных «Приключений Буратино». Сам Буратино – Дима Иосифов – превратился в Волчонка – сына убитого Серого Волка, черепаха Тортилла – Рина Зелёная, коей исполнилось 75 лет, – стала бабушкой Красной Шапочки, кот Базилио – блистательный Ролан Быков – преобразился в молодцевато-хвастоватого и не слишком смелого Охотника, а Дуремар – Владимир Басов – «обернулся» самым настоящим злым Худым Волком, корешем убитого Серого Волка. Остальные актёры, прошедшие отбор в новую киносказку Нечаева, были также звёздными: Евгений Евстигнеев воплотил образ чрезвычайно начитанного и доброго Звездочёта, Галина Волчек стала матерью-Волчицей убитого Серого Волка и его здравствующего брата Волка Толстого – добродушного увальня-хищника, мечтающего о… конфетах.

Интересный факт. Толстым Волком могли стать Евгений Леонов, а также Вячеслав Невинный! Но режиссёр отдал этот образ Николаю Трофимову.

Самой юной актрисой в «Шапочке» стала Инночка Степанова, исполнившая роль мальчика – Капризного ребёнка. Девочке на момент съёмок было всего 4 года. Удивительно, но маленькая Инна в фильме не пользовалась дублёром и сама (!) скакала на лошади, включая галоп. Рина Зелёная на протяжении всех съёмок восторгалась талантом маленькой девочки, идеально чётко и с первого раза выполнявшей все команды режиссёра, при этом, в отличие от своего персонажа, ни разу не закапризничав.

Как Шапочке шапочку искали

К началу натурных съёмок летом и осенью 1977 года, большая часть которых была запланирована возле реки Плиссы, где построили ряд комплексных декораций, в том числе и деревню, где жила Красная Шапочка, а также в лесу неподалёку от городка Смолевичи, под Минском и в Крыму, было всё готово.

Но незадолго до съёмки первых сцен с Яной Поплавской вдруг выяснилась одна маленькая, но чрезвычайно важная деталь: у Красной Шапочки нет… шапочки. Есть всяческие шляпки, кепочки, беретки, но нет главного головного убора подходящего фасона! Что делать? Ни в одном из магазинов Минска и Москвы на тот момент не нашлось подходящего драпа сочного красного цвета. Но зато художники по костюмам где-то разыскали шикарное и дорогущее итальянское осеннее пальто подходящего оттенка. Безжалостно растерзали чудо импортного текстиля и сконструировали три великолепных головных убора, в которых и снималась во всех сценах Шапочка.

Кстати, одна из шапочек осталась после съёмок фильма у исполнительницы главной роли на память.

Главное, чтобы шпоры сидели!

Как известно, действие сказки происходит хотя и на новый лад, как расписано в сценарии, но всё же «давным-давно» и где-то в провинциальной «Европе», а посему режиссёру понадобилось немало довольно экзотических костюмов для исполнителей. Поскольку большинство звёздных актёров были страшно занятыми людьми (в 1977 году кроме «Шапочки» Е. Евстигнеев снимался в трёх фильмах, Р. Быков – в пяти, плюс сам занимался постановкой фильма «Нос», а В. Басов был занят аж в 10 картинах!), то костюмы им пришлось шить без предварительной примерки, получая нужные данные по телефону. Недоволен остался только Ролан Быков: «Почему это у Волка Басова на сапогах имеются шпоры, а у меня, Охотника, нет? Безобразие!» Но где ж было найти шпоры в лесу? Пришлось мчаться художнику по костюмам в Минск. В результате Охотник вместе с Худым Волком красовались в сапогах со шпорами. Правда, в кадре последние почти не были видны.

К чести костюмеров, все одежды получились идеальными, причём настолько красивыми, что, забегая вперёд, замечу: некоторые из них были «конфискованы» актёрами в личное пользование.

Ледяной душ

Съёмки фильма начались в начале июня и проходили без особых проблем. Известные актёры, задействованные в фильме, ничуть не «звездились» и относились к своим юным коллегами очень тепло, особенно когда было… холодно, как в одной из сцен, где Красная Шапочка попадает под проливной дождь. Когда Охотник – Ролан Быков – увидел, как Яну поливают холодной водой, которую помощники киношников качали из озера, он не выдержал и вышел к ней навстречу, стараясь защитить от ливня, хотя в сценарии такого фрагмента не было. В фильм эта сцена вошла, но оба получили воспаление лёгких. К счастью, быстро выздоровели.

Как Шапочка с Волком повздорила

Со всеми старшими коллегами Яна сразу подружилась, кроме Худого Волка – Басова. Дело в том, что у Владимира Павловича был на момент съёмок очередной кризис с Той Самой зависимостью, и, несмотря на то, что за ним внимательно наблюдали все киношники, Худой Волк умудрялся появляться на площадке в специфическом весёло-философском состоянии. Однако, что интересно, стоило прозвучать команде «Мотор!» и включиться камере, гениальный актёр мгновенно преображался и работал так, что не было ни малейшего намёка на употребление горячительных жидкостей. Когда съёмка заканчивалась, всё возвращалось на круги своя. Однажды не по годам острая на язычок Яна не выдержала и, вдохнув …цатый раз «аромат» Волка, крикнула: «Хватит! Не буду я больше с этим пьяницей сниматься!» Группа прямо-таки замерла от неожиданности. В лице Волка что-то дрогнуло, он странно посмотрел на Красную Шапочку и… зарычал. Чем бы всё кончилось, неизвестно, но, в конце концов, конфликт был улажен.

О состоянии «сказочном»

Надо заметить, с принятием веселящих напитков актёрами во время съёмок фильма был ещё один довольно забавный случай. В фильме есть сцена, где почтенный, мудрый и добрый Звездочёт протягивает руку в окно, желая узнать, идёт ли дождик, при этом сказочный астроном становился всё добрее и «сказочнее». Нечаев был несколько обескуражен, теряясь в догадках, почему на этот простой фрагмент уходят дубль за дублем. Режиссёр решил проверить «заколдованное» окошко. Отдал команду на репетицию, а сам незаметно заглянул за декорации. Там стоял маляр и ставил на руку Евгения Евстигнеева… наполненную рюмашку. Режиссёр сначала опешил, затем изумился и, наконец, возмутился, но актёр возразил, что сказку необычайно важно играть именно в «сказочном» настроении и состоянии. Пришлось Нечаеву ещё внимательнее следить, как ведётся работа на площадке, и препятствовать подобным «методам».

Волшебное на огороде

В работе над «Красной Шапочкой» хватало всяческих трудностей, как на съёмках почти любого фильма, особенно сказочного. Так, для сцены, где Шапочка и Ребёнок собирают снотворное для волков в виде росинок, было заранее засеяно целое поле красных маков. Но затея провалилась – семена не взошли. Кто-то посоветовал Нечаеву отправиться по железной дороге в район Калининграда. Приехав в указанное место, киношники увидели нечто волшебное – на огороде возле будки путевого обходчика «сияло» несколько квадратных метров, усеянных маками. Срочно доставили к этой красоте Инну и Яну, там и сняли сцену.

Маэстро и «двойная» Шапочка

Поскольку фильм изобиловал музыкой и песнями, фонограммы последних, как и положено для таких картин, записывались ещё до съёмок. Композитором стал уже прославленный Алексей Рыбников («Приключения Буратино», «Большое космическое путешествие», «Остров сокровищ»), а стихи написал не менее популярный Юлий Ким.

Песни исполняли не только сами актёры (Р. Быков, Р. Зелёная, Е. Евстигнеев и т.д.), но и профессионалы, в частности, блистательная Жанна Рождественская (исполнительница «Песни Волчицы»), которая как-то привела с собой восьмилетнюю дочку Олю, дескать, тоже пусть попробует. Когда девочка спела главную песню главной героини, причём с первого же дубля, композитор был просто ошарашен: «Да это же просто какой-то нечеловеческий голос. Так, наверное, ангелы поют!» Интересно, что тембр голоса Оли полностью совпал с голосом Яны Поплавской. Зрители даже не предполагали, что за Шапочку поёт другая девочка. Однако в фильме всё же имеется единственная песня, которую Яна поёт своим голосом, – в сцене возле колодца, «Первая песня о звёздах».

Интересный факт. В фильме «Про Красную Шапочку», вероятно, впервые (по крайней мере, в СССР) в кино прозвучал такой песенно-музыкальный стиль, как… рэп! Причём в исполнении почтенных дам! Именно в таком виде предстала «Песня злых бабушек» (это та, где в припеве «…и нос в лапше, и губа в борще, и ваще…»), исполненная известными актрисами Стефанией Станютой, Марией Барабановой и Марией Виноградовой.

Волчье-гениальное

В ноябре Леонид Нечаев приступил к монтажно-тонировочному (озвучка) периоду фильма. Работа продвигалась довольно легко и быстро, но появилась одна серьёзная проблема с озвучивание Худого Волка. Дело в том, что Владимир Басов всё из-за Той же Причины на тот момент находился на лечении в специфическом стационаре. Врачи категорически отказались отпускать Басова. Как Нечаев умудрился выкрутиться из такой непростой ситуации? Договорился с медиками о специальном помещении, имевшемся в стационаре. Привёз туда звукозаписывающую технику. Но разместить в комнате монитор оказалось невозможным. «Мелочи, – заявил гениальный Басов. – Называй, Лёня, сцену, изображай тех, кто был со мной в кадре, и всё». В итоге актёр сделал невозможное – озвучил свою роль, полностью попадая в артикуляцию, не видя собственного изображения! Сделал всё без запинки всего за два дня.

Триумф

Фильм «Про Красную Шапочку» вышел на телеэкраны ровно в заявленный срок – 31 декабря 1977 года – и стал знаменитым буквально за один день! А песни из него в первый день нового 1978-го уже распевала вся страна. Это был новый триумф Леонида Нечаева, окончательно закрепивший за ним звание современного режиссёра-сказочника и классика.

Интересный факт. Одиннадцатилетняя Яна Поплавская в 1977 году стала одним из самых молодых лауреатов Государственной премии СССР. Сумма премии составляла 5000 рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)