Про Емелю – по правде

Сказка. Волшебство. Фантастика. Исполнение любых желаний. И, разумеется, исполнители оных – различные волшебные палочки всех форм, видов и производств, магические кольца и лампы из устных, литературных, кинематографических произведений, а также волшебники, феи, чародеи, джинны, маги всех мастей и «гражданств»… Однако героиня нашей сегодняшней «Телемании» стоит (вернее, плавает!) особняком. Она – не предмет и не человекообразный исполнитель желаний. Она – зубастая, пожилая, мудрая представительница ихтиологического пресноводного мира и мастерица волшебства.

Судя по всему, она ещё и явная родственница Той Самой Золотой Рыбки, прославленной гением А.С. Пушкина. И стоит только избранному человеку, сделавшему этой подводной волшебницей доброе дело, независимо от его умственно-интеллектуальных способностей, припомнить ей доверенный «код – пароль доступа» к исполнению любых пожеланий и чаяний да произнесть: «По щучьему велению», как мы уже на пороге удивительного, волшебного мира одной из самых известных и любимых русских народных сказок, а также двух захватывающих киновоплощений оных. Отправляемся прямиком туда накануне премьеры одной из них, что состоится уже 26 октября на всех экранах нашей страны, включая кинотеатры Читы, а также всех краевых киноплощадках Забайкальской государственной кинокомпании. А теперь, уважаемые друзья, молвим все вместе: «По щучьему велению, по-нашему прошенью, – далее произносим огласку: – Мы все хотим в сказку!»

Дзынь… Бум… Брынь…

Как всё началось

…Мы на месте. Осмотримся для начала. Так… Вокруг – Россия-матушка. Правда, вместо Царя – Царица, вместо царской дочки – сын. Вместо воевод – какие-то другие военные чины. Вот деревень пруд-пруди. Емели тоже как будто прилагаются. И щук немеряно подо льдом ходит. Правда, волшебства что-то не чувствуется. Всё слишком… реально. Произнесу-ка: «По щучьему велению… Где это мы?» Так и есть! Оказалось, нас занесло во вполне настоящий XVIII век, причём в год 1787. Именно в эту дату в России, в сборнике, составленном издателем Петром Тимофеевым, впервые в печати появилась «Сказка о Емеле-дурачке», сюжет которой известен каждому из нас. Как Емеля, деревенский лентяй и дурак (который оказывается вовсе не дураком, а скорее, наоборот, ловким и хитроумным малым), вылавливает из проруби щуку голыми руками, а та за пощаду оделяет парня волшебными словами «По щучьему велению»…

Добавлю только, что вариаций этих историй про Емелю и щуку-волшебницу только в русских сказках существует аж 22, в малоросских – 11, в белорусских – не менее 6. Любопытно также, что в ряде сюжетов царевна становится беременной по слову Емели «По щучьему велению». Царь-батюшка в гневе приказывает закатать парочку в бочку и бросить в «окиян-море». Емеля с царевной, опять благодаря щуке, спасаются на острове, по просьбе подруги дурачок становится писаным красавцем, строит дворец. Царь посещает остров, с трудом узнаёт Емелю, и всё кончается свадебным честным пиром. А теперь, друзья, ещё раз: «По щучьему велению, по нашему прошению…»

Дзынь… Бум… Брынь…

Как Емеля в кино попал

И мы в сказке. Ровно 85 лет назад. Зимушка-зима. Снег. Бревенчатые избушки. Столбики дыма над печными трубами. Тишина и благодать. И вдруг – шум-гам! Народ честной деревенский валом валит из домов на улицу, а там чудо – безлошадные сани с дровами едут сами! В них мужик молодой в тулупе хохочет заливисто и песню распевает. Да мы точно в сказке! Только вдруг видно, что и народ-то собрался странный, всё одетый не по-сказочному, а впереди – весёлый толстячок. Он орёт в рупор: «Камера, стоп! Снято!» Сани останавливаются, молодой мужик бросает петь и кричит ему: «Ну как, Саша, сойдёт дубль?» Толстячок поднимает палец вверх и бросает кому-то в сторону: «После перерыва щуку снимаем».

Всё понятно! Мы в марте 1938 года, на окраине деревни Чёлсма, что в 102 верстах от города Костромы, на съёмках одной из первых советских киносказок «По щучьему велению». Молодой толстячок – режиссёр, тогда ещё никому не известный, но в будущем величайший мастер и гений-киносказочник, 32-летний Александр Артурович Роу («Конёк-Горбунок», 1941, «Кащей Бессмертный», 1944, «Морозко», 1964, «Варвара-краса, длинная коса», 1969 и др.). А это его первый самостоятельный фильм, снимаемый по одноимённой пьесе Елены Тараховской, в основу сюжета которой легли четыре русские народные сказки: «По щучьему велению», «Царевна-Несмеяна», «Плясовая гармонь» и «Емеля-дурачок». На роль Емели в фильм был приглашён известный актёр Пётр Савин, царевной Несмеяной стала Софья Терентьева, а её папеньку царя Гороха исполнил почти дебютант и будущая самая знаменитая Баба-Яга СССР – 35-летний Георгий Милляр.

На «сказочный» дебют Роу выделили крайне мало финансов, дали чёрно-белую плёнку (впрочем, тогда цветных картин и во всем мире были единицы), да и в талант новичка мало кто верил. Но режиссёр выкрутился. Несмотря на совет коллег использовать мультипликацию в этих самых «чудесах» (самодвижущиеся вёдра с водой, сани без коня, пила, валящая деревья, самобеглая печь), Роу сделал ставку на оптические комбинированные и трюковые съёмки и выиграл. Мультяшную кукольную щуку тоже отставил – настоящая рыбина «говорила» гораздо убедительней. И вообще, «По щучьему веленью» от 1938 года стал, вероятно, самым первым сказочным фильмом в мире, где чудеса происходили безо всяких кукол и мультипликации!

И ещё одно Чудо! Съёмки немного затянулись, и вся замечательная снежная натура к концу марта стала катастрофически таять. Роу было расстроился – ждать следующего сезона было невозможно, но вдруг вспомнил, что он всё-таки сказочник, и гаркнул: «По щучьему велению, по моему прошению, обернись, зима лютая, летом красным!» За режиссёром гаркнул Емеля, и… Чудо свершилось! Съёмки продолжились. И фильм вышел в срок, и миллионы зрителей были в восторге…

Теперь дайте-ка, друзья, я вновь шепну: «По щучьему велению…»

Дзынь… Бум… Брынь…

И мы вновь в сказке! На этот раз – цветной, волшебной, да ещё и такой, где кроме Емели, царевны, царя-батюшки и прочих, появились новые персонажи, не менее сказочные, но об этом пока тс-с-с-с! Ну и ещё разик: «По щучьему велению… В сказку!»

Настоящее чудо

…Брынь-дзынь! И мы в реальности киношной, хотя и такой же сказочной. Здесь действуют волшебники компьютерных спецэффектов, костюмеры, декораторы, операторы, актёры во главе с киносказителем – режиссёром Александром Войтинским («Чёрная молния», 2009, «Ёлки», 2010, «Дед Мороз: Битва магов», 2016).

Сюжет картины основан на русской народной сказке (и отчасти – на классической ленте А. Роу от 1938 года) о Емеле (актёр Никита Кологривый – «Подольские курсанты», «Девятаев»), который предпочитал валяться на печи, а потом случайно и вполне ловко выловил волшебную Щуку. В новой киноверсии рыбина обернётся прелестной девушкой Василисой (Мила Ершова – «Чекаго», 2022) с немного дерзкими замашками, очень профессиональными магическими знаниями и практикой и предложит рыбаку исполнить любые три желания. Два из них герой лихо пустит на ветер, а третье прибережёт, чтобы добиться руки царской (Царь-батюшка – Роман Мадянов) дочери Анфисы (Алина Алексеева – «Поехавшая», 2023, «Нефутбол», 2021). А та, чтобы отбоярится от настойчивого деревенского ухажёра, будет давать ему задания одно другого труднее: то скатерть-самобранку добыть, то с «террористом-песенником» котом Баюном разобраться. А то отправиться к самому Кощею (Фёдор Лавров – «Легенда о Коловрате», 2017, «Аманат», 2021) в жуткое царство мёртвых… Тут только на свои силы можно рассчитывать да на помощь Щуки – Василисы, а всё для того, чтобы понять, что настоящее чудо – это быть с тем, кого любишь.

Несмотря на то, что в новой версии отечественной киносказки присутствуют чудеса компьютерной графики, включая кощеево царство, привидения и даже пару полноценных персонажей (сама Щука и кот Баюн), авторы фильма подчёркивают, что большую часть картины составляют натурные и обычные, классические трюковые съёмки. Скажем, то же фирменное транспортное средство Емели – самоходная Печь. Она создана безо всяких компьютерных штучек группой инженеров и декораторов, имеет крутой самобытный «кузов» из пластика с лежачим местом повышенной комфортности, обладает не самым маленьким двигателем и может развивать реальную скорость в 50 км\час.

Про Кота

Теперь о таком особо колоритном персонаже, как Баюн. Нынче, как известно, коты и, соответственно, котская тема в особом почёте, как в жизни реально-светской, так и виртуально-интернетской, и тут уж сам бог велел пригласить в фильм такого сказочного персонажа, как этот разбойник-певун повышенной пушистости, причём из «клана» манулов (это чтобы быть совсем уж в тренде).

Любопытно, что Баюна компьютерщики рисовали с режиссёра Александра Войтинского, переводя в «цифру» его мимику и движения. А заговорил-загорланил-запел лихой котофей-баянист голосом известного актёра Сергея Бурунова.

Про реально-сказочные локации

Съёмки проходили в почти такой же сказочной, но реальности – в антураже невероятно красивой сибирской природы Тобольского района Тюменской области, а также на великолепной натуре туристического комплекса «Абалак», расположенного возле одноимённого села, что в 27 верстах от Тобольска. Здесь киносказочники нашли готовые, словно созданные для съёмок строения комплекса: аутентичную крепость, деревянный терем, деревянные скульптуры, колодец и т.д. Это место стало одной из основных съёмочных площадок сказочной картины.

В финале нашей встречи, на пороге премьеры, что, напоминаю, состоится 26 октября, нам, будущим зрителям, осталось шепнуть: «По щучьему велению, по нашему прошению, дай, магия кино, нам встряску и унеси нас в Сказку!»

Дзынь… Бум… Брынь…

Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрация автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)