А вы обратили внимание, уважаемые друзья, зрители-читатели, что Они… исчезли? В наших забайкальских кинотеатрах (как и всей страны) – точно, в мировом масштабе – почти. А ведь совсем недавно, всего несколько лет назад, Они были такими желанными, поскольку доставляли если не уникальные и поразительные, то наверняка захватывающие время от времени дух зрелищные переживания.
А расцвели Они пышным цветом года с 2010-го. Они были этаким «остриём» головокружительного (причём нередко в прямом смысле этого слова), стремительного «копья» кинематографическо-технологического прогресса. А вот к настоящему, текущему 2024 году, Они, как выяснилось, никому теперь и даром не нужны. Ну, даром, может, и были бы нужны. Впрочем, наверное, всё-таки нет. Уж слишком много Они требовали от нас, зрителей: и особые, не слишком комфортные устройства на лицо цепляй, и сиди с ними полтора-два часа, и нередко тёмную картинку на экране терпи (а ещё случалось, что картинка двоила, троила). Иные зрители претерпевали головокружение с головной болью (включая тошноту). И, наконец, один из самых противных, отталкивающих факторов – двойная плата за один билет. И это всё ради того, чтобы Они унесли нас (попытались, по крайней мере) из обычной плоскости экрана кинотеатра в реалистичное третье измерение, пробрались туда, несмотря ни на что.
Они – 3D-фильмы!
Или стереоскопические!
Ныне почти почившие в Бозе. Почти вымершие в силу разных причин, подобно мегаящерам древних геологических эпох, подобно своему «собрату», правда, из мира музыки и звука – квадрофоническому формату, несмотря на перспективы, так и не пробившемуся в своё время в силу разных причин к сердцам меломанов и обычных слушателей. А помните, друзья, как всего за девять месяцев до революционного «Аватара» мы в начале апреля атаковали кассы «Удокана», где шёл довольно проходной ужастик о заброшенной шахте и близлежащем городке? И название, вероятно, уже не помните? Ну, там, где маньяк-злодей размахивал киркой, надеясь угодить оной в наши зрительские головы, «вооружённые» «топорно-твёрдыми», почти негнущимися пластиковыми очками, но уже с дьявольски продвинутыми поляризационными стёклами? А-а-а-а. Во-о-от. Уже и не помните… Назывался он «Мой кровавый Валентин 3D». Первый фильм в формате 3D в Чите.
А припоминаете ещё за год до этого кинотеатр «Центавр» (в славном советском прошлом известный как «Забайкалец») с его самыми первыми в Забайкалье сеансами стереоскопического кино в «сопровождении» непритязательных картонных очков с сине-красными стёклышками?
И всё же 3D и стерео (что, в принципе, для зрителя почти одно и то же), несмотря на технологическо-творческо-экономический кризис и падение зрительского интереса, как ни странно, ещё пытаются выплыть, поскольку потенциал возможностей имеет большие перспективы.
Просто нужен очередной, по-настоящему революционный прорыв, дабы пробраться в заветное Третье Киноизмерение. Впрочем, к этой части разговора мы ещё вернёмся. А сейчас давайте начнём (надеюсь, будет интересно)…
…о нём – Третьем!
Картина, фотография, а затем движущиеся изображения Великого Немого – рукотворные миры, живущие в прекрасном, но ограниченном длиной и шириной пространстве второго измерения. Человек на протяжении последних полутора веков с завидным упорством пытается вырвать эти произведения искусства из плоскости. Насколько удачно? А вот здесь продолжим…
…об анатомии
Мы познаём окружающий мир при помощи органов чувств, которые дают нам разнообразную информацию, обрабатываемую мозгом. Главный из интересующих нас – это глаза. Чтобы определить цвет, контур, примерный материал и расположение незнакомых объектов, человек может обходиться одним глазом. Но для определения точной формы объекта, его точной траектории нам требуется два «сканирующих» визуальную картинку органа – наш мозг вычисляет разницу между информацией от двух наших глаз и восстанавливает по ней объёмную картину мира, этот эффект назван стереовидением.
Прорыв в третье измерение
Первым человеком, сумевшим «вырвать» изображение из второго, плоского измерения, в третье, стал британец Чарлз Уитстоун. Случилось сие удивительное событие в далёком 1838 году. Он изготовил первый в мире стереоскоп – коробочку с двумя линзами с одной стороны и матовой, пропускающей свет стенкой, – с другой. Стоило приблизить глаза к окулярам и посмотреть внутрь коробки, чтобы увидеть там вместо двух картинок одну, чудесным образом преображённую – наполненную глубиной и объёмом. Для каждого глаза рисовалось отдельное изображение, чтобы при просмотре сформировать стереоскопический эффект. Интересно, что произошло это за год до того, как было опубликовано изобретение Луи-Жака Дагера – фотография. Стереоскопия и фотография – практически ровесники.
Стерео + фото
Идея совместить стереоскопию и фотографию пришла также англичанину – сэру Дэвиду Брюстеру, изобретателю калейдоскопа, – в 1844 году. Он пытался заинтересовать ею оптиков, но безуспешно: казалось, от стереоскопической фотографии не будет никакого проку. Наконец, в 1850 году изобретатель познакомился с французскими оптиками Дюбоском и Солеем, которые и наладили серийное производство аппарата. Успех превзошёл все ожидания. «В скором времени тысячи жадных глаз приникали к отверстиям стереоскопа, словно к окошкам в бесконечность», – писал в 1859 году Шарль Бодлер.
Стереоскопическую пару образуют две обычные фотографии одного и того же объекта, снятого с двух разных точек, расстояние между которыми составляет от 6,5 до 20 см. Первоначально съёмка производилась обычной фотографической камерой небольшого размера, перемещаемой на нужное расстояние справа налево, или двумя камерами. Использовался также аппарат с передвижным объективом.
В скором времени стереофотография стала модным развлечением и неотъемлемой частью салонной культуры второй половины XIX века. Для просмотра использовались стереоскопы разной конструкции – от функционального ящичка или переносного кофра до устройства размером с комод! Со временем установился и стандартный формат стереопары – 17,5 на 8,5 см. Однако смотреть объёмные фото можно было и без стереоскопа: два раздельных изображения печатались на бумаге рядом друг к дружке. Для объёмного просмотра зрителю требовалось заставить свои глаза или сойтись, или разойтись так, чтобы две пары изображений превратились в три. Затем каждый глаз начнёт видеть различные изображения. В центральном из этих трёх изображений возникнет эффект глубины…
Стереоскопично и… порнографично
Популярность стереофотографии способствовала её коммерциализации. Уже в 50-е годы XIX века было налажено производство стереоскопических видов с изображением различных уголков мира, куда фирмы-распространители специально командировали своих фотографов.
Другой прибыльной отраслью стереосъёмки стала порнография: по известным причинам в этом жанре эффект реальности пришёлся весьма кстати. С его применением степень непристойности изображения увеличивалась. Сохранилось постановление регистрационной палаты, запрещающее вывешивать в общественных местах и распространять стереоскопические работы знаменитого французского фотографа Камиля д’Оливье, специализирующегося на пикантных снимках. При этом оговаривалось, что запрет снимается в случае, если фотографии будут лишены объёмного эффекта.
Первое в мире 3D!
Далее стереофотография развивалась с тем же успехом, что и двумерная фотография. Неудивительно, что с появлением кинематографа огромному количеству энтузиастов мысль переноса стереоизображения на экран не давала покоя. История стереокино началась ещё в 1890-х годах, когда Вильям Фриз-Грин запатентовал процесс первого в мире 3D-кино, при котором два фильма проектировались двумя картинками рядом друг с другом, а зритель мог наблюдать стереокартинку через всё тот же привычный стереоскоп. Из-за технической сложности просмотра такие фильмы не показывались в кинотеатрах. Пионеры стереокино столкнулись с, казалось бы, непреодолимой преградой: каким образом разделить два разных изображения, показывая их на одном экране группе людей? Кино уже полным ходом набирало обороты, а его «объёмный» собрат продолжал «буксовать» на уровне персональных бинокулярных (т.е. для двух глаз) устройств, подобных кинетоскопу Эдисона (один из первых в мире кинопроекторов, где движущуюся картинку мог видеть через специальный окуляр единственный зритель). Проблему разрешили два цветных стёклышка (позже – кусочки пластика) – бирюзовое (этот, хотя и оптимальный цвет, в дальнейшем был заменён синим) и красное, заключённые в дешёвую картонную оправу, – так называемые анаглифические очки.
Синее, красное и …паровоз
Суть нового анаглифического (от греч. рельефный) метода была в следующем. Левые и правые изображения кинофильма проецировались одновременно двумя проекторами на один экран. Один проектор при этом снабжался синим светофильтром, другой – красным. Зрителям предлагалось надеть очки, у которых также стояли красно-синие фильтры, но в обратной последовательности. В результате происходило вычитание одного цвета другим, и достигалось разделение изображений. Картинка обретала глубину и объём. Этому методу, как ни удивительно, более 100 лет! В 1903 году пионеры кинематографа братья Люмьер показали стерео-ремейк легендарного «Прибытия поезда». Дамы и господа в анаглифических очках вновь, как было когда-то с обычной «моно»-версией незатейливой кинокартины, с ужасом шарахнулись от пышущего дымом и паром локомотива, но теперь ещё более дьявольски реального, объёмного! При всех своих достоинствах, анаглифический метод имел существенный недостаток – цвета при демонстрации фильма сильно искажались, становясь практически чёрно-белыми. Впрочем, кинематограф того времени цветным ещё не был, и поначалу зритель не ощущал себя обделённым. Одним из первых в мире полноценных стереофильмов был…
…Но об этом и всём стерео-3D-кино-прочем – уже в следующей нашей встрече.
Сергей Балахнин,
иллюстрация автора