Нынешним летом увлечённая краеведением девятиклассница тридцатой читинской школы Анастасия Городова стала дипломантом международного конкурса «Товарищ, верь…», посвящённого 195-летию восстания декабристов.
В канун значимой даты в столице его организовали Международный союз «Мужество и гуманизм» и московское общество «Наследие декабристов». На суд жюри школьница из столицы Забайкалья представила настоящее научное исследование о периоде каторги и ссылки декабристов на территории края в творчестве Николая Михайловича Полянского. О художнике-самородке из Петровска-Забайкальского пятнадцатилетняя читинка Настя Городова знала не понаслышке, потому что три года класс Ольги Вадимовны Маниковской, в котором она учится, активно сотрудничает с музеем декабристов, проводя различные совместные мероприятия, таким образом познавая историю края и декабризма. На уроках искусства преподаватель школы №30 Татьяна Александровна Пентюхина увлечённо рассказывает ребятам о художниках Забайкалья. Одним из таких незабываемых знакомств стало творчество члена Союза художников СССР, заслуженного деятеля культуры и искусства Читинской области, почётного гражданина города Петровска-Забайкальского Николая Полянского, сыгравшего важную роль в сохранении памяти о пребывании и деятельности декабристов в Забайкалье. И в немалой степени послужило решениею Насти, неплохо знающей его творчество, принять участие в международном конкурсе «Товарищ, верь…». Готовя работу, юный краевед из Читы старательно изучала биографию и работы художника-графика, знакомилась с его офортами и литографиями. Большим событием для юной забайкальской школьницы стало признание её дипломантом конкурса. Достойно пополнилось портфолио разносторонне увлечённой школьницы. Добрых пять лет Настя Городова занималась в художественной школе, осваивая декоративно-прикладное искусство, лепку, живопись и графику. Не первый год целеустремлённая читинская школьница увлечена танцами, спортом (плаванием, теннисом и волейболом). Преуспевает в фото- и видеосъёмках. С интересом осваивает игру на гавайском четырёхструнном инструменте укулеле…
Гордятся юной дипломанткой конкурса её наставники, которым она благодарна за помощь, поддержку и значимую победу. Искренне рада за Настю её дружная, любящая семья: родители Александр Юрьевич, Юлия Викторовна и старший брат Максим – студент Новосибирского института телекоммуникаций. Не случайно они поддержали её искреннее желание посетить Петровск-Забайкальский, наяву увидеть работы Николая Михайловича и малую родину, где жил и творил художник.
В один из погожих дней на личном авто семья отправилась в дальнее путешествие. Путь лежал в западный уголок края, на родину обожаемого Анастасией художника Николая Михайловича Полянского, в Петровск-Забайкальский. Кроме Юлии Викторовны, окончившей в своё время здешнее педагогическое училище, никто из семьи Городовых до этого в Петровске не был. Знакомство оказалось приятным, полезным и волнующим. Сотрудники местного музея декабристов, радушно встретившие гостей из столицы Забайкалья, провели экскурсию по залам музея. Юная Настя была впечатлена работами Николая Михайловича, представленными в музее. Узнала много нового, увидев значки, медали, новогодние игрушки, сделанные руками талантливого художника. (К слову сказать, она сама увлечённо коллекционирует значки.) В этот день туристы из Читы Городовы посетили городское кладбище. Декабристский некрополь, призналась в нашей беседе Анастасия, оставил в её душе незабываемый след. Ранее она читала о мужественных и прекрасных жёнах декабристов, смотрела художественные фильмы. В Петровске же соприкоснулась с местом, бытом, памятью – увидела склеп Александрины Муравьёвой, могилы декабристов и их детей. Мозаичное панно и декабристский портал на вокзале станции Петровский Завод произвели неизгладимое впечатление, пополнили копилку знаний юного краеведа, искренне взволновали.
Кем станет разносторонне увлечённая юная читинка Анастасия Городова в будущем? Пока не знает даже она сама. Как говорится, вся жизнь впереди. Однако, несомненно, девушка уже в ближайшем будущем примет участие в декабристских чтениях, научно-практических конференциях, пополнив багаж знаний нынешней летней поездкой на родину талантливого художника-забайкальца. Мечтает Анастасия познакомиться с его семьёй. А ещё обязательно поучаствовать в международном фестивале «Во глубине сибирских руд…», что проходит в Петровске-Забайкальском, где свято чтут память о декабристах, которые, отбывая здесь каторгу, внесли большой вклад в изучение, просвещение и здравоохранение Забайкалья.
Из работы Анастасии Городовой, представленной на конкурс
«Не обошёл своим вниманием художник Н.М. Полянский радостное событие, случившееся в жизни декабристов в Петровском Заводе. «Венчание декабриста В.П. Ивашева с француженкой Ле Дантю в Петровском Заводе» – так называется живописное полотно, созданное Н.М. Полянским в 1988 г. (рис. 1).
Камилла Петровна Ивашева, урождённая Ле Дантю, приехала к своему будущему мужу В.П. Ивашеву 9 сентября 1831 г. Уже через неделю состоялась свадьба. Посажёнными были генерал С.Р. Лепарский и М.Н. Волконская.
Позже Мария Волконская так напишет об этом событии: «…Свадьба состоялась при менее мрачных обстоятельствах, чем свадьба Анненковой; не было больше кандалов на ногах, жених вошёл торжественно со своими шаферами (хотя и в сопровождении солдат без оружия). Я была посажённой матерью молодой четы; все наши дамы проводили их в церковь. Мы пили чай у молодых и на другой день у них обедали…»
* * *
«Петровский Завод – это и место печальных событий, которые тоже не остались без внимания художника Н.М. Полянского.
В офорте «Последний путь Александры Муравьёвой» (рис. 2) мастер смог выразить всю горечь, которую испытали декабристы в связи со смертью А. Муравьёвой. Она скончалась после тяжёлой болезни вечером 22 ноября 1832 года. Никита Муравьёв стал седым в ту ужасную ночь. Мария Волконская в голос рыдала в сенях дома Муравьёвых. Местный священник читал молитвы над телом умершей, глотая слёзы. «Мы все без исключения любили её, – утверждал декабрист Николай Басаргин, – как милую, добрую, образованную женщину и удивлялись её высоким нравственным качествам: твёрдости её характера, её самоотвержению, безропотному исполнению своих обязанностей…» Николай Лорер выразил мнение всех заключённых декабристов в словах «общая наша благодетельница». Работа художника передаёт глубокую скорбь и безутешное горе на лицах всех, кто знал эту мужественную женщину».
* * *
«Офорт «Отъезд Никиты Муравьёва из Петровского Завода. Прощание с могилой жены» (рис. 3). 14 декабря 1835 г. Н. Муравьёв был освобождён от каторжных работ. Он вместе с дочкой уезжал на поселение в с. Урик близ Иркутска. Перед отъездом они пришли в часовню, где покоился прах А. Муравьёвой. Мы видим их фигуры в дверном проёме некрополя. Маленькая дочка держит в руках скромный букет полевых цветов. Она принесла их, чтобы положить на могилу своей матушки. История безграничной любви и трагической смерти ярко и красноречиво передана художником всего несколькими штрихами».