«Не буди лихо, пока оно тихо» – гласит, предупреждает и даже заклинает мудрая «формула». Кому-то из создателей подобных зрелищ общение с потусторонним миром сходило с рук, а кому-то, особо приблизившемуся к Запретному, – не очень… Сегодня мы продолжаем тему «проклятых» фильмов, что разбудили это Лихо. Прямо в процессе съёмок… Или спровоцировали Его, выпустив такую картину в массовый прокат… Последствия последовали…
Дурное предзнаменование…
Иначе говоря – «Омен» (18+) – ещё одна особо меченная перстом Нечистого известная культовая кинокартина режиссёра Ричарда Доннера от 1976 года. Лента рассказывала о рождении ребёнка-антихриста под печатью «666» и его первых шести годах жизни в усыновившей, поначалу ничего не подозревавшей семье видного американского политика-дипломата Роберта Торна. А затем и о воцарении Антихриста на Земле…
Фильм явно подошёл к той Черте, которую не стоило пересекать, подошёл слишком близко к границе дозволенного. Осенью 1975-го, буквально в первый же съёмочный день, режиссёр попал в автокатастрофу, но чудом выжил. Через несколько дней после того, как Доннер заселился в один из лондонских отелей, там произошел теракт – мощный взрыв, к счастью, он чудом не попал «под раздачу». Известный актёр Грегори Пек, исполнявший одну из главных ролей в фильме, дважды «сыграл в рулетку с Нечистым». Первый раз – когда пассажирский авиалайнер, на котором он летел на съёмки, едва не упал в океан, поражённый мощнейшим ударом молнии. В другой раз актёр должен был отправиться в Израиль. По причине загруженности графика едва ли не в последний момент Пек отменил полёт и вскоре узнал, что тот самолёт, которым ему предстояло лететь, рухнул с километровой высоты вместе со всеми пассажирами вскоре после взлёта. Не выжил никто. Молнии также атаковали и пассажирский борт, которым летел через Атлантику в Лондон директор фильма Марк Нойфельд. К счастью, самолёт, хотя и с частично повреждённой навигационной аппаратурой, сумел благополучно приземлиться в Хитроу. Однако потревоженное авторами «Омена» Лихо подкинуло ещё один, на этот раз трагический сюрприз, произошедший через шесть дней после выхода фильма на экраны. Мастер спецэффектов Джон Ричардсон, придумавший и создавший одну из самых жутких сцен в фильме с обезглавливанием листом стекла одного из его персонажей, возвращался с очередного премьерного показа «Омена» с женщиной-коллегой из киностудии. Они попали в аварию. Сам Ричардсон чудом уцелел, а женщина, сидевшая рядом, была… обезглавлена вылетевшим задним стеклом авто…
Помеченный чертовщиной и даже кровью «Омен» Р. Доннера получил ещё два полноценных фильма-продолжения, ставших вместе классической трилогией, породившей ещё вереницу сиквелов, приквелов и т.п.
Разумеется, я не упомянул ещё целый ряд зарубежных фильмов, как старых, так и новых, также сопровождаемых мистическими и даже роковыми, явно инфернальными «метками». Возможно, мы к ним ещё вернёмся, но сейчас обратим внимание на отечественный кинопродукт…
Проклятый Ватиканом
Согласно статистике, самыми опасными, вечно балансирующими на лезвии нашего бытия, всегда были (и остаются) фильмы ужасов и ленты, посвящённые ниспровержению божественного в человеке. Если к первой категории советский кинематограф относился в основном отрицательно, то последнюю, в силу своей атеистической направленности, активно приветствовал. Так, в 1959 году на экраны СССР и стран Восточного блока вышел фильм режиссёра Виктора Ивченко «Иванна» (12+). Уже в следующем 1960-м картина стала одним из лидеров проката текущего года. Лента рассказывала о судьбе девушки – дочери священника (20-летняя актриса Инна Бурдученко), вырвавшейся, как тогда говорили, «из лап религиозных фанатиков» и ставшей бойцом в партизанском отряде (действие происходило во Львове накануне и во время Великой Отечественной войны). За кощунственное очернение христианской веры и её служителей (священники-гестаповцы, осквернение и попрание креста, предательство веры и т.д.) фильм «Иванна» был официально проклят самим Папой римским, впрочем, так же, как и следующая картина с участием Инны Бурдученко «Цветок на камне» (12+) (первоначальное название «Так никто не любил»).
«Цветок» фатальных случайностей
Последствия не заставили себя ждать. Как и в первом своём фильме, актриса исполнила роль девушки, борющейся с религиозными «мракобесами». Комсомолка, которую она играла, должна была спасти знамя из горящего барака. Выполняя команду режиссёра, которого не устроили два предшествующих дубля, актриса в третий раз бросилась в горящее строение. По так и не выясненной причине пламя вдруг изменило направление и словно окутало Бурдученко огненным коконом. Метнувшиеся было к актрисе дежурные пожарные остановились – горящая декорация внезапно рухнула прямо на исполнительницу главной роли. Огонь кое-как затушили, но актриса через несколько часов скончалась от сильных ожогов.
Проклятие картины «Цветок на камне» (реж. А. Слесаренко, С. Параджанов, 1962) воплотилось в череду печальных случайностей: сразу после съёмок под колесами троллейбуса погиб сын художника-постановщика. Далее при загадочных обстоятельствах умерла жена оператора. От неизвестной болезни скоропостижно скончалась дочь автора сценария. Затем один за другим в короткий срок ушли из жизни ещё семь человек. В конечном итоге советские киночиновники во избежание разного рода домыслов и слухов решили оба «проклятых» фильма попросту изъять из проката.
Прикосновение к инферно
Так уж получилось, но отечественный кинематограф, независимо от политической обстановки в стране, прямо-таки на каком-то подсознательном, православном духовном уровне всегда старался обходить зоны возможных «контактов» с инфернальными мирами и их сущностями, словно понимая опасность заигрывания с лукавым. Редкие исключения подтверждали правило. За всю более чем столетнюю историю русского кино о сатане и его слугах снято порядка двух десятков «серьёзных» фильмов (современные российские, ярко выраженные коммерческие «ужастики» в расчёт не берём). Среди них особо можно выделить знаменитую картину Ершова и Кропачева с участием Натальи Варлей «Вий» (12+), о дьявольских сюрпризах которой не раз писалось в прессе. А ещё была экранизация романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (16+), о которой мы рассказывали в «Телемании» накануне премьеры его последней киноверсии.
Вниманием нечистого был отмечен и остросюжетный мистический детектив Альберта Мкртчяна «Прикосновение» (16+) 1992 года – один из самых, пожалуй, мрачных и страшных фильмов в нашей стране. Главный герой фильма, следователь Андрей Крутицкий, расследуя случаи самоубийств, пришёл к выводу, что людей уничтожали демонические сущности, и вступил с ними в смертельную борьбу. Во время съёмок «Прикосновения», особенно в интерьере, начали возникать странные сквозняки ледяного ветра, идущие из каких-то невидимых точек в воздухе на разной высоте. Постоянно перегорали лампы в осветительных приборах: включали исправные – при последующем включении они уже не горели, хотя внешне были абсолютно целыми. Оператор жаловался, что при съёмке крупных планов объектов, связанных по сюжету фильма с демонами, в объектив камеры попадали чьи-то тени.
Вскоре после премьеры «Прикосновения» режиссёр попал на больничную койку от болезни, к которой никогда не был предрасположен. Мистический детектив стал последней крупной работой Мкртчяна в кино.
«Чёрное» в «Лабиринте»
История, как известно, учит, что ничему не учит. Увы, автор этих строк лишний раз подтвердил на личном опыте сие утверждение. Будучи в прошлом автором и ведущим популярной на читинском телевидении (ЧГТРК) развлекательной программы «Музыкальный лабиринт», я и мой коллега и друг-телережиссёр снимали как-то эпизод о «металлических» рок-группах. Эти коллективы нередко используют в своём творчестве, а также постерах, плакатах и т.п. сатанинскую тематику и каббалистическую символику. Компьютерщики создали виртуальный интерьер, где «потолком» и «полом» служили каббалистические символы – звёзды белого цвета. Встал я на такой символ и любуюсь на всю эту мистическую экзотику по монитору. Режиссёр вдруг принялся кричать из аппаратной по громкой связи, что «картинка» с ведущим (то есть мною) начинает странно «плыть». На мониторах в павильоне всё в порядке. Поправили свет, камеры – вновь то же самое. Потом ещё раз, ещё, ещё… Бились над этим странным явлением около двух часов. Я делал шаг в сторону, уходя от «звёзд», и картинка тут же восстанавливалась. Вставал обратно – всё повторялось. Сделали небольшой перерыв. Компьютерщики поменяли цвет каббалистических звёзд с белых на чёрные. Картинка стала стабильнее. По ходу сюжета, пародируя плакат рок-группы, исполняющей трэш- и спид-металл, «Anthrax» видеоспецэффектом мне «оторвали» голову и «вручили» её человекообразному монстру с голым оскаленным черепом. Чудовище, стоя на «каббале», держало мою многострадальную верхнюю часть тела за шевелюру и смеялось. Режиссёр, довольный получившейся необычной картинкой, лишь обратил внимание на тянущиеся время от времени «нити», идущие от чёрных звёзд к голове ведущего. Он счёл их, как потом сказал, за обычные электронные помехи – «тянучки». Съёмочная команда «Лабиринта» весело хохотала, глядя на получившийся спецэффект, – что ни говори, для ЧГТРК это было жутко экзотично. Поначалу мне тоже было весьма забавно. А через несколько часов, уже вечером, у меня начались такие страшные головные боли, что пришлось срочно обращаться за помощью к медикам, а режиссёр в это же время слёг с высокой температурой и с носовыми кровотечениями. Совпадение этот было, или нет, но после этих творческих экспериментов и последующих «эффектов» шутить с потусторонним как-то не хотелось. Кстати, причины головных болей (они так же внезапно, спустя три дня, прекратились и больше не возобновлялись) врачи так толком и не объяснили…
Что ж, подводя финальную черту под нашим разговором о киноигрищах с потусторонними силами, о фильмах и ролях, отмеченных тёмным перстом Судьбы, а то и дланью самого Князя тьмы, мне остаётся лишь добавить: не буди лихо, пока оно тихо. В общем, тьфу-тьфу-тьфу и чур меня (и всех вас тоже)!
Сергей Балахнин,
иллюстрации автора