Итоги и планы экономики. Версия профильного министерства
Бизнесу помогать, ярмарки проводить ещё чаще, производство развивать. И ещё хорошо бы сдержать рост цен на социально значимые товары. Такие планы озвучили представители минэкономразвития Забайкалья на год наступивший. Не обошлось и без подведения итогов 2023 года.
– Забайкалье сейчас в росте по всем экономическим показателям. По объёму промышленного производства, по валовому региональному продукту (ВРП). Один из пунктов – количество субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), их у нас 27 200 единиц. Прирост порядка 120%, что выше среднероссийского уровня роста, – прокомментировала Жаргалма Бадмажапова, и.о. министра экономического развития региона. – Всё это благодаря налоговым льготам и другим формам поддержки обрабатывающих отраслей, строительства, торговли. На сегодня в Забайкалье среди задач профильных ведомств – продолжить поддерживать небольшие предприятия, проекты. В приоритете – обрабатывающая отрасль. Мы в регионе должны производить товары и добавленную стоимость оставлять здесь.
Добро пожаловать!
Одна из отраслей, развитием которой можно гордиться, – туризм. Турпоток в прошлом году в крае увеличился в 1,5 раза. Это связано с рекламой Забайкалья, в том числе на разных выставках и форумах.
Татьяна Воронина, начальник отдела туризма министерства экономического развития, сообщила, что в былые годы сотрудники администрации и бизнесмены хорошо поработали на узнаваемость региона как туристической территории. Приглашали туроператоров, блогеров для знакомства с нашим краем, выставляли Забайкалье на различных мероприятиях международного и всероссийского уровня.
– В 2021 году наш край впервые был представлен на международной выставке МИД, за что нам достался диплом «Яркий дебют». Сейчас мы пожинаем плоды этой работы, и теперь выстроилась очередь из желающих посетить край. В 2023 году к нам прибыла группа телеканала «Моя планета» с проектом «А дома лучше», состоялись съёмки Первого канала, на очереди – инфотур соцсети «ВКонтакте» с проектом «Места», – рассказала руководитель. – А в целом турпоток растёт. Активно проходят событийные мероприятия, которые становятся брендовыми. Регион узнают по гастрофестивалю «Хорхог», парку «Тужи», форуму «Новые горизонты».
На помощь в развитии туризма выделяются средства из разных источников. Федеральные деньги – на кемпинги, быстро строящиеся, но благоустроенные и круглогодичные объекты. Эти проекты будут реализованы в течение 2024 года. Деньги даются не на полную стоимость кемпингов, нужно, чтобы 50% средств предприниматель вложил сам. На краевые же средства создаётся комфортная туристическая инфраструктура там, где это необходимо. Помимо санитарных зон, обустроена экотропа на Арее, большая территория на озере Ундугун рядом с глэмпинг-парком «Дикий Да-Да».
Что касается иностранных туристов, их количество увеличилось, активизировались туроператоры. Если в начале 2023 года туроператоров было 7, то сейчас их 15. Гостям из Поднебесной интересен «красный» туризм – все объекты, которые связаны с коммунистической историей России и Китая. Задача министерств и туроператоров – предложить что-то транзитным китайским туристам, которые едут на Байкал. К слову, Забайкалье вошло в проект маршрута «Великий чайный путь», который пройдёт по нашему краю. Он объединяет историю и культуру России, Китая и Монголии…
– Пока не понятно, сколько туристов из Китая посетили наш край. Но уже известно, что около 3500 человек побывало тут за три квартала, – добавила Татьяна Воронина. – В Забайкалье пока только идёт становление туризма, основные путешественники – люди, которые приехали сюда с деловыми, спортивными, культурными целями, в гости. Очень много автомобильных туристов, ведь у нас проходят две федеральные трассы. Есть люди, которые занимаются активным и экстремальным отдыхом – сплавами, восхождениями, рыбалкой, охотой.
Землю – быстрее
Уже 10 лет на территории России действует национальный рейтинг состояния инвестиционного климата, который отображает усилия властей по созданию благоприятных условия для бизнеса. В 2023 году Забайкальский край показал в данном рейтинге хороший результат, поднявшись на 11 позиций.
– В перечне условий 67 показателей, наш край оценивался по 64 параметрам. Оценку дают сами бизнесмены. В течение года бизнес получает землю, подключается к сетям, пользуется дорогами и связью, а затем оценивает, насколько качественно такие услуги были предоставлены. Очень приятно, что Забайкальский край вырос по этим показателям. У нас в регионе сложилась хорошая регуляторная среда. В 2022 году срок получения земельных участков составлял 110 дней, а мы сократили его до 51 дня в 2023 году. Ведь чем быстрее бизнес получает участок, тем быстрее он что-то построит и начнёт работу, – рассказал Виталий Шильников, начальник отдела инвестиционной политики минэкономразвития.
В Забайкальском крае есть и льготные займы, например, на производство можно получить деньги минимум под 4%, причём с отсрочкой платежа на первый год. Те, кто занимается предоставлением услуг и торговлей, могут занять средства под 10%. Не самый лучший процент, но что поделаешь, ключевая ставка сегодня высокая. И ещё момент: на 2024 год продлевается мораторий на проверки, есть только профилактические визиты. В регионе действует экспресс-финансирование в рамках работы фонда поддержки малого предпринимательства, когда бизнесмены на свои потребности берут оборотные средства, например, чтобы купить мясо для полуфабрикатов, под 6%.
Серьёзную помощь в организации бизнеса оказывают форумы. Там происходит не только презентация Забайкалья. Такие мероприятия дают возможность заводить важные деловые связи, подписывать контракты.
– Мы участвовали в Петербургском международном экономическом форуме и Восточном международном экономическом форуме, – рассказал Виталий Шильников. – ВЭФ прошёл в сентябре, и второй год подряд Забайкальский край занимает 2-е место по сумме заключённых соглашений. В 2022 году мы заключили соглашения на 150 млрд рублей, заняв второе место после Сахалинской области. В 2023 году соглашений было на 100 млрд рублей. И снова второе место – после Приморского края. Уже два года подряд мы запускаем крупные производства в крае: в 2022 году это был Забайкальский зерновой терминал, а в 2023 году – Удоканский комбинат.
Что касается выставки «Россия», которая проводится несколько месяцев в Москве на ВДНХ, то она отличается от экономических форумов тем, что больше ориентирована на посетителей. Это возрождение советской идеи ВДНХ, где в одном месте можно ознакомиться с культурой и экономикой всех регионов. Забайкальский край должен привлечь туристов, показать нашего работодателя, например, в горном деле, чтобы люди сюда приехали работать на постоянной основе. Павильон очень заметный, ведь в основе концепции – яркий цветок багульника, наш бренд.
Ищем дешёвое
По данным Центробанка РФ, в ноябре годовая инфляция в Забайкальском крае ускорилась на 1,47 п.п. по сравнению с октябрём и составила 10,02%. При этом она осталась выше, чем в Дальневосточном федеральном округе (8,33%) и в целом по стране (7,48%). Ускорение инфляции в регионе в основном связано с увеличением издержек производителей и поставщиков. По словам Жаргалмы Бадмажаповой, иногда по субъектам ДФО она выше среднероссийских показателей. Это всё влияет на цены, продукты, продовольствие. Чтобы нивелировать рост цен, власти разного уровня через формат ярмарок обеспечивают покупателю доступность к тем товарам, которые произведены на территории Забайкальского края.
– Каждый район ставит планы по проведению ярмарок. В 2023 году мы превысили эти планы на 20%, – сообщила и.о. министра. – На сегодня по этому показателю лидеры – Шилкинский, Чернышевский районы, посёлок Агинское. Там реализовали продукции больше – мяса, овощей. Всего 971 ярмарка проведена в крае в 2023 году. Этот формат торговли помогает нам бороться с ростом цен и повышать конкурентоспособность производителей края. А ещё плюс в том, что забайкальцы получают свежую продукцию, произведённую в родном регионе.
Однако нельзя говорить, что все продукты на ярмарках дешевле. Цена на какие-то категории товаров на 5% выше, чем в магазинах. Это объясняется тем, что на прилавок выставляется свежая и скоропортящаяся продукция, как, например, сырое мясо. А вот мёд или колбасные изделия могут обойтись и дешевле на 10%, чем в торговых сетях. Упор организаторы ярмарок делают на свежесть и уникальность товара.
Рост цен на продукты и другие товары давно стал реальностью россиянина. Если бы с такой скоростью росли зарплаты! Возможно ли в нынешних условиях если не снизить, то хотя бы сдержать рост цен? Для регулировки цен в крае был разработан соответствующий меморандум. Этот документ создан минэкономразвития региона в марте 2022 года – в период пандемии и роста цен на социально значимые продукты питания. Соглашение о сдерживании цен подписали более 60 организаций торговли в 13 районах Забайкалья. Появление подобного документа поможет разрешить ситуацию с ценами, например, на пресловутое куриное яйцо. Жаргалма Эрдынеевна сообщила, что этот продукт включён в меморандум:
– Стоимость яиц – это проблема российского масштаба. С торговыми сетями подписан документ о сдерживании цен, в том числе на яйцо. В меморандуме указано, что на социально значимые товары наценка может быть не более 15%. Оперативно реагируем на рост цен, в том числе в районах. Отмечу, что яйца – сезонный товар. Зимой они, как правило, дорожают на 10%, а сейчас – на 15–20%.
Затормозить рост стоимости яиц поможет их завоз из Азербайджана и Турции. Растительное масло, рис, гречка подорожали на 10–12%. Торговцы объясняют, что это биржевой товар. В один день то же растительное масло может стоить 100 рублей, а в другой – уже 120. Всё, что происходит в мире, на политической арене, влияет и на экономику.
– На уровне региона мы меморандум подписали, проводим ярмарки, на которых выручка составляет порядка 100 млн рублей. Люди в районах идут на дни торговли, думаю, сдерживание цен произойдёт. Хорошо бы проводить ярмарки именно с низкими ценами на товар. Сейчас в магазинах тоже можно приобретать продукцию с жёлтыми ценниками, она самая дешёвая, – добавила и.о. министра.
На перспективу
– Минэкономразвития курирует много направлений: малый бизнес, промышленность, туризм, обрабатывающие отрасли – производство товаров и продукции, поддержку экспорта. Промышленное производство у нас выше, чем в целом по субъектам ДФО, но это добыча полезных ископаемых. По обрабатывающему производству у нас ВРП – всего 2%, – перечислила в завершение разговора Жаргалма Бадмажапова. – То есть нам надо наращивать объёмы обрабатывающей отрасли. Это может быть сделано за счёт производственного сектора «Удоканской меди» – вырабатывать концентрат, а не только добывать руду. Но важно занимать и ниши среднего производства – строительных материалов, пищевых продуктов. В Забайкалье нет своих макарон, муки, хотя есть пшеница, масла. Это на перспективу, 3–5 лет. При этом важно помнить, что Забайкалье – приграничная территория, и необходимо работать над совместными проектами с соседями.
Виолетта Вдовяк,
фото автора