Попадаются не только пенсионеры
54-летнему читинцу позвонил неизвестный, представился сотрудником службы безопасности банка и сообщил о мошенниках, которые пытаются оформить кредит на его имя. Сотрудник кредитной организации рекомендовал раньше злоумышленников взять кредит и поместить деньги на безопасные счета. Мужчина оформил кредит и под диктовку звонившего осуществил 63 перевода на общую сумму в один миллион рублей. После этого потерпевший понял, что стал жертвой мошенников, и обратился за помощью в полицию. Подобные обращения поступают в УМВД по Забайкальскому краю ежедневно. Как обезопасить себя? Об этом мы поговорили со специалистами разных сфер в редакции газеты «Земля».
В обсуждении на тему «Мошенничество по телефону и в интернете» приняли участие:
Лариса Владимировна Иванова, начальник отдела информации и общественных связей УМВД России по Забайкальскому краю
Андрей Владленович Писнячевский, врач-психиатр, судебно-психиатрический эксперт
Александр Васильевич Завийский, заместитель начальника отдела безопасности Отделения Банка России по Забайкальскому краю
Любовь Владимировна Азеева, председатель общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России»
Галина Андреевна Володкевич, член общественной организации «Союз пенсионеров России», заместитель председателя клуба «Любовь к жизни»
Ксения Ивановна Красильникова, обозреватель газеты «Земля»
Ксения Красильникова: Лариса Владимировна, слово вам. Насколько актуальна проблема телефонного и интернет-мошенничества для Забайкальского края, если говорить языком цифр?
Лариса Иванова: Проблема мошенничества актуальна для всей России, не только для нашего региона, количество случаев мошенничества с каждым днём возрастает, если в прошлом году за весь год их было зарегистрировано около 3 тысяч, то в этом году за 4 месяца уже 1276, что на 300 больше, чем за тот же период прошлого года. Конечно, мошенничество больше развито в центральной части России, но оно потихонечку приближается и к нам. И такого дня практически нет, когда бы в полицию не поступало заявление о том, что какого-нибудь забайкальца не обманули, бывает, что таких преступлений регистрируется до 10 ежесуточно. Сумма ущерба варьируется от нескольких десятков тысяч рублей до миллионов. Самый крупный ущерб – 4 миллиона рублей.
Сейчас говорят, что преступность становится беловоротниковой. Если раньше грабители выходили на улицу и искали свою жертву, боялись быть пойманными, задержанными, то сейчас они, сидя у себя за компьютером, нажимая несколько клавиш, «зарабатывают» миллионы рублей. Это более безопасно, удобно, выгодно для них, но для нас это крайне сложно в раскрытии преступлений.
На сегодняшний день самым актуальным видом преступлений является следующее. С незнакомого номера звонит мужчина либо женщина, представляется сотрудником банка и говорит о том, что с вашей карты пытаются снять деньги, либо что на вас пытаются оформить кредит. Конечно, гражданин начинает переживать за сохранность своих денег, немаловажную роль играет и ситуация в стране, никто не хочет свои денежные средства потерять, человек панически начинает выполнять указания звонящего. Указания могут быть такими: «пойдите к банкомату, чтобы мошенники не сняли, надо перевести их на безопасный счёт», «не надо никому сообщать – идите, действуйте». Если гражданин кладёт трубку, совершается повторный звонок, и ему говорят: «Это вам звонят сотрудники полиции, мы проводим операцию по задержанию мошенников, вы должны проявить свой гражданский долг, вы должны нам помочь, вам сейчас позвонят снова из банка, и вы в строгом соответствии выполняете условия сотрудника банка, идите и делайте то, что вам говорят». При этом мошенники используют специальную программу, и на дисплее высветится тот номер телефона, который им необходим. Это могут быть, например, различные подразделения правоохранительных органов. У нас был такой факт.
Второй вариант мошенничества – когда нет угрозы потерять, а наоборот, у вас якобы есть шанс что-то выиграть, приобрести. Если люди какое-то время назад получали компенсацию или выписывали БАДы, им звонят и говорят, что это были некачественные продукты, сейчас мошенников задержали, они привлекаются к ответственности, потребителю положена компенсация – миллион рублей, для этого нужно заплатить страховку, перечислить 7, 10, 20 тысяч рублей, потом нужно заплатить за услуги следователя, услуги банка. У жертвы жажда наживы: «Мне должны миллион перечислить!» Свои деньги перечислил, дальше – больше, человек берёт кредиты и оплачивает эти суммы, дальше связь с мошенниками обрывается.
Есть пример, когда гражданин осуществил 63 перевода на указанные счета, он полдня переводил. В данном случае должно же что-то срабатывать, люди на такое ведутся, и это очень распространено… Люди берут кредиты…
Или другой способ. Люди пытаются оформить на вас кредит, вам, чтобы они не смогли этого сделать, нужно якобы исчерпать кредитный лимит. Мошенники спрашивают, какие карты у вас есть, и говорят оформить онлайн кредиты и переводить деньги на безопасные счета. Люди берут кредит.
Ксения Красильникова: Александр Васильевич, по каким признакам можно понять, что вам звонят не из банка?
Александр Завийский: Когда мошенники звонят и представляются сотрудниками банка, они просят назвать идентификационные данные человека, данные карты, часто так бывает, что у них есть база данных, они знают фамилию, имя, отчество. Либо общедоступным способом эти данные узнают, а люди на это обращение по имени реагируют, они с ним уже разговаривают как со знакомым либо как с представителем банка, который их данные знает. Необходимо понимать, что если у вас запрашивают идентификационные данные, коды, пароли, то этого делать ни в коем случае нельзя, значит это мошенники. Они, как правило, нагнетают ситуацию, не дают человеку время подумать. Они начинают наращивать обострение ситуации, говорят всё делать быстрее, срочно, а иначе «вы потеряете все деньги», и человек идёт и все действия выполняет. Когда он выполнил несколько подобных действий, ему уже сложно остановиться. Если вам позвонили из банка и сообщили о какой-то подозрительной операции, лучше прийти в офис, написать об этом заявление и уже в офисе разобраться. Если же срочно требуется реакция, то положить трубку и самому перезвонить по телефону, который указан на банковской карте, и уточнить, действительно ли такая операция происходит или нет. То есть это и будет самыми правильными действиями.
Ксения Красильникова: Андрей Владленович, как взять себя в руки, если накатило волнение во время звонка мошенника, и не поддаться его влиянию?
Андрей Писняческий: Два момента, на которые можно надавить, – это страх и жадность. Учитывают они и временной режим, звонят либо рано утром, либо поздно ночью, критические способности в данный момент снижены естественным образом, и это некий дедлайн (предельный срок), когда надо принять решение в течение 15 минут. Почему люди ведутся? Потому что представляются полностью – называют фамилию, имя, отчество, называют свою должность, что вызывает доверие у людей, особенно у старшего поколения, которые привыкли, что банк это – солидная организация, всё это призвано усыпить бдительность. Есть такое понятие в психологии – «пять плюс-минус два». Среднестатистический человек за короткий период времени может удерживать пять плюс-минус две единицы информации, вот на это и направлено, а эти говорливые товарищи дают очень много информации, происходит забалтывание человека, который начинает в этом словесном потоке тонуть и не может выделить тех моментов, на которые направлено воздействие, рассеивается внимание, наступает страх, страх вызывает растерянность, страх потери денег.
Продолжение следует…