«Романи черген»

В Пушкинской библиотеке прошла презентация новой книги

День 8 апреля для столь знаменательного события был выбран не случайно, ведь когда приятнее всего представить общественности своё новое творение, если не в Международный день цыган?! Два праздника, сойдясь в одном месте – научной библиотеке им. А.С. Пушкина, – подарили читателям незабываемый вечер художественного слова, музыки и танцев.

На реальных событиях

«Романи черген» – так называется новое произведение председателя краевой общественной организации цыган Забайкалья Ольги Ивановой. Оно повествует о нелёгкой доле девушки во время Великой Отечественной войны и основано на реальных событиях.

Как рассказывает автор книги, сюжет родился на основе свидетельств цыган, которым довелось пережить оккупацию. Именно довелось, потому как, учитывая человеконенавистническую, расистскую политику фашисткой Германии, её крайнюю нетерпимость к иным – не арийским, как они считали, – нациям, уцелеть в этой этнической бойне было крайне непросто. Сделать это можно было лишь сильным духом людям, нередко проявляя стойкость и героизм.

Красной нитью проходит сквозь повествование трепетное отношение к традициям, обычаям своего народа, исстари бережно сохраняемым его представителями и в наши дни. Об этом наглядно свидетельствовали прекрасные, узнаваемые с первых аккордов цыганские песни и яркие, красочные танцы в исполнении творческой группы поддержки, встреченные на ура всеми теми, кто пришёл поздравить Ольгу Иванову с выходом в свет знакового издания, которое она вынашивала в самых потаённых уголках души, пожалуй, всю свою сознательную жизнь.

Исторический факт

Ольга Иванова широко известна не только как писатель и драматург. Долгие годы она возглавляла клуб любителей животных «Фауна». По образованию она биолог-охотовед, работала в охотуправлении, в проектно-изыскательной экспедиции Новосибирска, в отделе уголовного розыска УВД Читы.

Вероятно, кто-то в этом месте удивлённо вскинет бровь и даже перечитает столь противоречивый с его точки зрения факт ещё раз. Ведь стереотипы у нас ещё достаточно сильны и нередко вызывают известные кривотолки. Нет, книга Гиннесса здесь не причём, потому как примеров таких, вопреки общественному мнению, достаточно в истории цыганского народа.

Скажем, Ян Сергунин – генерал-лейтенант, бывший вице-премьер Чечни, доктор философии, кандидат юридических наук. Являлся основателем и президентом фонда поддержки малых народов «Толерантность» и одним из инициаторов сайта «Цыгане России». Писал стихи, имел чёрный пояс по контактному каратэ и тхэквондо. Другой пример. Отец цыганского барона Владимира Матвеева – майор, воевал на фронте. После войны работал начальником горотдела милиции. Звали его Иваном Лазаревичем.

По словам Ольги Ивановой, первые цыгане в Забайкалье появились вместе с польскими ссыльными после Польского восстания в Варшаве. Позже сюда приедут другие цыганские семьи, преимущественно из центральных регионов России. Цыганское сообщество Забайкалья пополнялось за счёт того, что мужчины брали в жёны девушек из других селений, как это заведено у цыган, и оседали в землях древней Даурии. По данным переписи населения 2010 года, в крае проживали представители 120 национальностей и этнических групп. Из них цыган – более 300 человек. По мнению специалистов, на сегодняшний день эта цифра возросла раз в десять.

Касаясь истории, следует сказать, что 8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся Первый всемирный цыганский конгресс, на котором присутствовали цыганские делегаты из тридцати государств. Результатом конгресса стало признание себя цыганами мира единой нетерриториальной нацией и принятие цыганских национальных символов: флага и гимна, основанного на народной песне «Джелем, Джелем».

Стереотипы

Безграничная любовь к детям – одна из отличительных черт цыганского народа. В течение многих лет общественная организация цыган Забайкалья шефствовала над детским домом села Линёво Озеро Хилокского района.

А вот неотъемлемая черта самих цыганских детей – мужество и храбрость. И это подтверждает недавний случай, когда тринадцатилетняя Маргарита Шванова спасла из воды двух человек. Несмотря на то, что один из них был на голову выше школьницы, девочке удалось вытащить его на берег. С особым пиететом относятся цыгане и к старшему поколению, передающему молодым из поколения в поколение знания и традиции своего народа. А то, что цыгане бережно хранят свою национальную самобытную культуру, известно всем. Кто хотя бы раз в жизни не наслаждался удивительными мотивами цыганских песен и не был искренне заворожён их заводными залихватскими танцами?

Недаром говорят, что талантливый человек талантлив во всём. В соавторстве со своим мужем и единомышленником Виктором Бондарем и членом организации «Романи черген» Ниной Бобровой была написана монография «Цыгане Забайкалья». Вместе с мужем Ольга Павловна собрала и сборник материалов о диаспорах и национальных НКО Читы, вышедших под названием «Многоликая Чита». Обе эти книги были изданы на средства муниципального гранта.

«Цыган, как и славян, множество. Я имею в виду этническое деление, – говорит Ольга Иванова. – Ведь цыгане – название общее. Влахи, люля, котлары… Одни, к примеру, разводили лошадей, другие к кузнечному делу благоволили, третьи славились как искусные мастера по дереву. Сегодня одни от других отличаются образом жизни, диалектом, манерой одеваться… Наряды люля, например, больше напоминают узбекские. А вот обычаи у всех цыганских народностей во многом схожи. Внешне цыган также определить непросто. Многие ведутся на стереотипы – длинные юбки и просторные рубахи. А наряди в обычную светскую одежду, и все эти стереотипы вмиг исчезнут. Да и внешность. Далеко не все из них, скажем, черноглазы. Ведь столько всего у нас у всех в крови намешано – даже дипломированному генетику будет сложно разобраться. И это одна из особенностей России. Того же чистокровного русского днём с огнём не найдёшь!»

К слову, о войне

Злые языки шутят, мол, из цыган воевал разве что Будулай, и тот – в кино. Цыгане воевали, как и все. Есть среди цыган и Герои Советского Союза.

«Мои родители тоже воевали. Отец – на Халхин-Голе и в Маньчжурии. Прекрасно знал монгольский язык. Даже был советником маршала Чойбалсана, за что его репрессировали и сослали в Нерчинск, – рассказывает Ольга Павловна. – У мамы же иная история. Родилась в Астраханской области. Голод в Поволжье в те годы до сих пор болью отзывается в памяти народа. Мама выжила. Ужасы того времени повлияли на выбор её профессии – ещё в школе она решила стать врачом. Даже письмо Сталину писала, когда отец встал на пути её жизненного выбора. И это была не прихоть – семье требовалась помощь. После окончания учёбы в 1943 году ушла на фронт. После Победы приехала работать в Забайкалье. Тут и осталась, 43 года отработав в госпитале погранвойск».

Табор сегодня можно увидеть разве что в кино. Да, природа манит, это в крови. Но жизнь расставляет всё по своим местам. Даже за город выехать сейчас – проблема. У взрослых работа, молодёжь учится, стремится получить хорошее образование. И это здорово, что проходит время безграмотных цыган.

На презентации новой книги выступил читинский цыганский ансамбль «Романи черген», который позволил прочувствовать яркую атмосферу национальной культуры. Были организованы игры, шуточные гадания, работала книжно-иллюстративная выставка «Цыганская светит звезда…», посвящённая творчеству Ольги Ивановой, подготовленная отделом иностранной литературы и межкультурных коммуникаций Пушкинской библиотеки под руководством Снежаны Питерской.

Вадим Кругляк, член Союза журналистов России, фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)