Российский автопром

«Почём стоит похоронить?» (c)Михаила Жванецкого

Сейчас патриотизм высок как никогда. Наши ребята на передовой сдерживают врага, обеспечивая мирное небо над головой тем, кто трудится на благо нашей Родины. Мы практически забыли про доллар, а поездки на отечественный берег Чёрного моря стали вытеснять зарубежные путешествия. Однако не нужно путать то, чего нет, и то, что осталось. Знаете почему? Потому что доллар про нас не забыл и нанёс удар по одному из самых больных мест – по российскому автопрому, а Япония в довесок самым грозным образом запретила экспорт своих машин, если объём двигателя превышает два литра. Что же приключилось на авторынке, и почём стоит похоронить автопром, давайте разбираться.

 

Откуда эти цены?

Я далеко не автоэксперт, и это хорошо, потому что судить я буду с точки зрения обывателя и потребителя, то есть с точки зрения нас с вами. И прежде всего я назову два гвоздя из великого множества гвоздей, которые были забиты в крышку того гроба, где покоятся наши мечты о светлом будущем российских автомобилей.

Громадная проблема в том, что мы сейчас кинулись возрождать всё то, что было когда-то гордостью СССР. Возрождаем «Минск», возрождаем «Москвич», возрождаем «Иж» и иже с ними. Нет, само возрождение – это хорошо. Плохо только, что оно происходит на сто процентов из китайских запчастей. И не нужно мне говорить, что «Минск» – это не у нас, это в Беларуси. Это я прекрасно знаю, но проблема у них абсолютно такая же, как и у нас.

Казалось бы, есть свет в конце тоннеля – мотоцикл «Урал» со столь желанным стартером. Или же автомобиль УАЗ, именуемый в народе «буханкой», с не менее долгожданным инжектором. Кажется, вот оно – два доступных средства передвижения. Даже в Советском Союзе купить эти два чуда техники было не такой большой проблемой, как, например, последнюю модель «Жигулей» или, не дай Бог, «Волгу».

А теперь вспомните, сколько стоит ваш личный автомобиль? Вспомнили? А теперь подсчитайте, сколько вы зарабатываете в месяц? Подсчитали? Ну а теперь представьте, что вы захотели купить мотоцикл «Урал». Легендарный «Урал», для которого нет невыполнимых дорожных задач! Как говорил Михаил Задорнов: «Готовы?» Мотоцикл «Урал SAHARA LE» продаётся за 2 миллиона 42 тысячи рублей! Вы понимаете масштаб трагедии? Два миллиона за мотоцикл, который может разгоняться всего до ста пятнадцати километров в час! А если захотите купить «буханку», дизайн и архаичный вид которой не менялся пятьдесят лет, которая стоит и ржавеет прямо в салонах, нужно выложить 1 миллион 335 тысяч рублей! Ну и напоследок, для сравнения: Land Rover Range Rover Sport I Рестайлинг 2010 года в идеальном состоянии стоит 2 миллиона рублей.

Я понимаю, что у этого транспорта другие возможности, но зарубежный паркетный кроссовер с массой опций и наши отечественные новоделы просто не должны существовать в одном ценовом диапазоне!

 

«Плавающее» топливо

Дорожает бензин, и надо с этим что-то делать. А что? Я потратил время и изучил стоимость топлива на АЗС от Краснодара до Владивостока. Цена примерно одинаковая, плюс-минус два рубля. Ценовой кошмар творится не по региональным центрам федерации, он происходит в районах. В посёлке Первомайском, например, бензин дороже на восемь рублей, чем в Чите! Там что, живут наследники миллионных состояний? Или там крупные заводы, дающие рабочие места, и жителям посёлка просто некуда девать деньги? Но нет, там нет абсолютно ничего, и половина посёлка выживает вахтами, а бензин такой дорогой, потому что так захотел наш региональный монополист с известным названием.

Казалось бы, чистый бизнес, ничего личного, но я со своей колокольни считаю, что субсидия от государства позволила бы держать цены в одном диапазоне и в городах, и в провинции.

То же касается и газа. Цены скачут так, что вообще непонятно, из чего складывается стоимость. За последние два года газ в Чите стоил сначала 34 рубля за литр, потом 20, потом упал до исторического минимума в 13 рублей, и я уже подумал купить в автомобиль газобаллонное оборудование. Ан нет! Продержавшись несколько месяцев, цена скакнула до 15 рублей, а сейчас снова перевалила отметку в 20 рубликов.

Господи, это же газ, национальное достояние! Неужели установить единую контролируемую цену так сложно? Самое смешное, что газ стал дорожать тогда, когда в нашем регионе началась активная газификация. И смех, и грех.

Как чинить и где чинить

Если руки растут откуда надо, то экономия для автомобилиста начинается на этапе ремонта любимой «ласточки». Проблема в том, что этого зачастую ох как недостаточно… Но вот пример: крутой импортный итальянский пыльник на ШРУС стоит 500 рублей, а заменить его на СТО стоит почти 2 тысячи. Ремень ГРМ обойдётся вам в полторы тысячи, а его замена – больше чем в две тысячи.

Но если бы проблема была только в этом! Итальянский пыльник проходил на моей машине ровно сутки. И установлен был правильно, и всё прочищено щёткой, и смазка дорогущая, и воздух стравлен. Нет! Лопнул по периметру. И ладно, пыльник. Лопнул – не велика беда. А если у меня лопнет ремень ГРМ, провернёт вкладыши или ещё что похуже?

Вот и приходится автовладельцам искать на авторазборках бывшие в употреблении ремни двадцатилетней давности, поскольку они гораздо надёжнее современных запчастей. И это касается всего. Купил американские тормозные колодки из какого-то навороченного материала, чуть ли не с другой планеты привезённого. После первого дождя они запищали сразу с двух сторон, а китайские от известного бренда служат верой и правдой. Автолюбители радуются, если на разборке удаётся найти старые японские «жирные» колодки, которые служат помногу лет.

Стала вибрировать машина. С подозрением на рулевую стойку я поехал на СТО. Естественно, мастера обнаружили проблему именно в стойке, поскольку специализируются только на них. Ремонт встал бы в 30 тысяч рублей. Заехал к пропитому дяде Мите из соседнего гаража. Он нетвёрдой походкой обошёл вокруг машины и сказал: «Так у тебя грыжа на колесе!» Купил новую шину за 2 тысячи и поехал, вытирая слёзы счастья. Как говаривал Михаил Задорнов: «Вам за ваши деньги врачи в платных клиниках такие болезни найдут, о которых вы даже не подозревали!» Абсолютно то же самое происходит на рынке ремонта автомобилей. Потому-то и диагностика на всех СТО бесплатная: нужно заманить клиента, найти болезнь его машины и раскрутить на деньги.

 

Как рулить и куда рулить

Тут уже без иронии. Проезжая по Чите в день по сто километров, я могу с уверенностью сказать, что у нас образцовые водители и идеально отстроенное дорожное движение. Да, есть товарищи, которые вклиниваются в поток, как это происходит на перекрёстке Шилова и Новобульварной. Да, многие не умеют правильно съезжать с кольца, норовя выехать из внутреннего круга. Но в целом, если подстроиться под ритм города, можно сказать, что автолюбители у нас хорошие. Именно правило «Дай дорогу дураку!» позволяет сберечь свои нервы и свой автомобиль.

Был у меня на предыдущей работе водитель. Матерился безбожно на всех подряд, никого никогда не пропускал, долго кричал вдогонку тем, кто нагло влез в ряд перед самым носом. Да, есть наглецы, но есть ещё и понимание. Может, у того торопыги что-то случилось с ребёнком или родителями, или пожар в квартире? Мы же не можем быть всегда правы. Сколько раз обращал внимание: тебя часто пропускают, когда ты выезжаешь со второстепенной дороги; моргнут фарами, если рейд ГИБДД; включат «аварийку», благодаря за то, что уступил проезд. И ты тоже подстраиваешься под этот ритм и сам становишься добрее.

Летит? Пусть себе летит, пропусти и забудь. Если он неправ, то обязательно получит своё. Если случится ДТП, от этого не выиграет никто. Можно до вечера прождать сотрудников ГИБДД, потом бегать с бумагами по страховым конторам. А вдруг у виновника и вовсе страховки не было? Тогда бесконечные суды, экспертизы и прочее. Кто выиграет, если не пропустить наглеца? Точно не ты! Переделать всех людей и подстроить их под себя невозможно, а вот подстроиться под других – это очень просто.

Ещё недавно меня жутко выводили из себя те, кто норовил съехать с внутреннего кольца при круговом движении. Я кричал что-то грубое в окно, сигналил. Теперь же стал просто чуть внимательнее и почаще смотрю в зеркала. И проблема исчезла.

 

Что будущее нам готовит

Я глубоко убеждён, что нужно просто подстроиться под современные реалии, не хватать звёзд с небес и ставить перед автомобилем только те задачи, которые необходимы именно вам. Простой пример. Один коллега на предыдущей работе мечтал купить Land Rover самой последней модели и самой максимальной комплектации. Стоит сие чудо 27 миллионов рублей, а зарплата коллеги – 60 тысяч. При этом он садился в служебный автомобиль с чувством брезгливости, словно уже стал обладателем автомобиля мечты и попал сюда случайно.

Ещё пример. Мария жила с мамой и двумя детьми, но без мужа. Сдала на права и купила себе двухместную машину. При этом у девушки дача. Багаж положить и семью посадить некуда. Нездоровые амбиции или обычное неумение оценить свои потребности загоняют человека в рамки, которым он не может соответствовать.

И ещё пример. Никита мечтал о старинной японской модели автомобиля и, наконец, нашёл и купил. Красивая машина, но совершенно отказывается ехать. Сыграл фактор «усталости железа», когда все узлы и агрегаты просто рассыпаются, а найти новые запчасти на столь старый автомобиль практически невозможно. То, что осталось на рынке, стоит баснословных денег. А знаете, кем работает Никита? Таксистом. И как вы считаете, сможет ли он на эксклюзивной рухляди заработать денег на её же ремонт? Вряд ли.

Более того, я знаю простых автолюбителей, которые разбираются в машинах, знают их устройство и в состоянии сами произвести мелкосрочный ремонт. Однако при этом они меняют масло на СТО.

Как говорил профессор Преображенский: «Разруха в головах!» Попытки соответствовать тому, до чего нельзя дотянуться, приводят к проблемам. Один мой знакомый сказал как-то фразу: «Когда я совершаю какую-либо глупость, то вспоминаю тех людей, которые купили в кредит русский автомобиль за 2 миллиона рублей, и мне сразу становится легче».

Я не хочу сказать, что наш автопром не соответствует потребителю, просто он направлен исключительно на ценителей. А эти ценители потом начинают высказывать претензии, считая по своей наивности, что за такие деньги они получат вечный автомобиль. Одно начинает цепляться за другое. Кредит на машину, дорогие и некачественные запчасти, отсутствие возможности поставить ГБО, ибо слетит гарантия, и многое другое.

Мой вам совет: оставьте мечту и призовите на помощь здравый смысл. Кстати, нет правил без исключения. Мой друг ездит на ВАЗ-2121 «Нива» 1989 года выпуска и в восторге от этого автомобиля. Он его сам чинит, не вылезает из леса в поисках приключений и ставит перед автомобилем такие задачи, с которыми не справится импортный экземпляр такого же класса. Давайте будем соответствовать. Берегите себя!

 

Антон ДОЦЕНКО,

фото из архива автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)