Самбо забайкальского артиста

В прошлом году в российский прокат вышел художественный фильм «Легенда о самбо» (12+). Одну из главных ролей в фильме сыграл уроженец Забайкалья Дмитрий Павленко. Познакомимся с актёром?

Дмитрий считает, что самбо – это такое же русское национальное достояние, как и русский балет, русский театр, русская музыка. Неудивительно, ведь создали самбо именно русские мастера. Если воспользоваться формулировкой, обозначенной в словарях, то самбо (самозащита без оружия) – это советский, а с 1966 года международный вид спортивного и прикладного единоборства, разработанный в 1920–1930 годах на основе борьбы дзюдо, джиу-джитсу под руководством Василия Ощепкова, Виктора Спиридонова и Анатолия Харлампиева.

Сам Дмитрий с боевыми искусствами, можно сказать, идёт рука об руку с самого детства. Так что главная роль основоположника самбо была лишь вопросом времени. «Я всю жизнь занимался боевыми искусствами – классической борьбой в читинском «Локомотиве», потом самбо-дзюдо, тогда не было отдельно самбо и дзюдо, называлось оно именно так. Когда я поступил в театральное училище, тоже было много физической нагрузки – акробатика, боевые искусства. Уже в 2000-х годах я увлёкся айкидо. У меня чёрный пояс по направлению такемусу айкидо. Я его продолжаю практиковать до сих пор, больше, конечно, уже просто в своё удовольствие», – рассказал Дмитрий.

Сам Павленко считает, что попасть в такой фильм для него – большое везение, и удивляется маленькому совпадению: предложение сыграть поступило как раз на его юбилей два года назад.

«Когда мне исполнилось 50 лет, буквально на следующий день позвонил режиссёр Андрей Богатырёв, прислал мне сценарий и спросил: «Хочешь сыграть Спиридонова?» Скажу честно, к своему стыду, я не знал, кто такой Спиридонов. Я погрузился в материал, и оказалось, что информации о Викторе Афанасьевиче Спиридонове очень мало, потому что он был закрытым специалистом, бывший офицер царской армии, который потом ушёл на службу в НКВД. Он создавал самбо именно для спецподразделений, оно называлось «сам» или «самоболь», разные названия употреблялись, но в конце концов появилось слово «самбо». Сейчас в «Лужниках» в Москве установлен памятник. Там стоят Виктор Афанасьевич Спиридонов, Анатолий Харлампиев и Василий Ощепков – три наших блистательных мастера, которые создали это боевое искусство. Так что для меня это большое событие не только как для актёра, но и как для человека, тренирующегося и занимающегося всю жизнь боевыми искусствами.

Работа над «Легендой о самбо» – самый настоящий подарок! Если бы нужно было назвать эту работу одним словом, то это было бы слово «крест». Крест спасает героя, но он отказывается от него, потом всё-таки несёт и возвращается к нему. В этом история напоминает один из моих любимых фильмов Скорсезе – «Молчание».

Прежде чем приехать в Читу, «Легенда о самбо» побывал на множестве других фестивалей нашей страны. Дмитрий рассказывает об этом так: «Фильм мы показывали на разных фестивалях, и мой первый просмотр был во время Оренбургского фестиваля «Восток и Запад. Классика и авангард». Там параллельно проходил Международный молодёжный форум, молодая была аудитория. Мы представляли фильм, и была возможность пообщаться после него. Что меня порадовало – именно молодёжь очень хорошо его приняла.

Ко мне подходили молодые люди, говорили, что очень много современных приёмов они увидели, хотя режиссёр старался снимать его в стилистике советского кино в хорошем смысле. Но молодые люди увидели, что это очень современно, очень здорово. Были ребята, которые увлекаются кино и часто его смотрят. Это, наверное, самое радостное для меня.

Потом фильм прошёл на других фестивалях, в Москве на фестивале «Будем жить» получил приз президента фестиваля Герасимова, получил приз от исторического общества на фестивале исторического кино в Твери. Всё-таки его отмечали, поэтому я думаю, что у фильма должен быть свой зритель. Очень хотелось бы, чтобы наша творческая работа запала ему в душу. Об этом мечтает любой творческий человек, любой артист. Всё-таки это такая профессия, где мы не только зарабатываем деньги, а больше занимаемся искусством. В основном у нас другие задачи».

На вопрос, как обычному забайкальцу из Борзи или Шилки достичь успеха, Дмитрий отвечает: «Мне кажется, проблема современных людей в том, что они не верят в свои силы. Надо себя любить, как личность, в первую очередь. Давать себе возможность что-то делать. Не стесняться. Бороться со своими какими-то комплексами. Это бывает сложно. Даже занимаясь актёрской профессией, бывают такие ситуации, когда ты просто идёшь сниматься или что-то озвучивать именно для того, чтобы на сегодня заработать какую-то копеечку, заткнуть какие-то свои дыры. И бывают такие случаи, когда человек просто в этом вязнет, не может выбраться. Он не делает того, что он мог бы делать. Всегда надо давать себе шанс. Не приглашают в проекты – делай свои проекты. Не получается – пробуй. Не приглашают сниматься – снимай сам про себя кино. Придумывай, ну, не знаю, пиши сценарии. Сейчас очень популярно блогерство. Пример – Антон Лапенко, молодой человек, которого многие знают. Вот он же сам себя сделал с помощью своих блогов, своих мини-историй про этого странного инженера 60-х годов, такого чуть-чуть чудного. Но он очень популярный, я знаю, сам периодически его с удовольствием смотрю. Вот пример, когда человек сделал сам себя.

Подытожив, хочу сказать: нужно верить в себя, не стоять на месте и заниматься спортом, потому что спорт дисциплинирует, помогает организовать жизнь. Занимающийся спортом в 50 лет выглядит, бывает, гораздо лучше, чем человек, не занимающийся, в 35. И таких примеров огромное количество. Конечно, лучше заниматься какими-то вещами, скажу вам честно, типа йоги, то есть более сложносочинёнными. Но даже если вы пошли и просто потягали штангу в тренажёрном зале, это тоже здорово».

СПРАВКА

Родился 10 апреля 1971 года на руднике Солонечный Газимуро-Заводского района Читинской области. Детство провёл в г. Чите.

В 1989 году поступил в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина на курс к В.А. Сафронову. Ещё во время учёбы снимался в клипах, эпизодах кино; был ведущим передачи «Детский час». В 1993 году режиссёр И. Фридберг пригласил Павленко на одну из главных ролей первой российской «мыльной оперы» – сериала «Азбука любви». Роль Виктора Зомби была одной из самых удачных в сериале.

В 1993 году окончил Щепкинское училище, сыграв во всех дипломных спектаклях курса: «Поющий поросёнок», С. Козлов, роль бабушки Дарьи; «На острове Пеликан», Д.Б. Пристли, одна из главных ролей; «Фреди», А. Тома, роль папаши Жиго; «Где-то в Америке», С. Шепард, роль фермера Вестена (в постановке американского педагога Бони Гулд); «Грех да беда на кого не живёт», Н. Островский.

В 1993 году был принят в труппу Московского театра имени М.Н. Ермоловой, где служит до сих пор.

Записала Екатерина ФИЛИППОВА,
фото из архива Дмитрия Павленко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)