Я вспоминаю Алексея Юровникова в 1969 году высоким, могучим стариком в барашковой папахе. Он тогда уже был пенсионером и работал в районном клубе кочегаром, затем сторожем в Оловяннинской железнодорожной школе №235. В то время можно было расспросить его о жизненном пути, но так часто бывает, что по каким-то причинам этого не делаешь, а потом горько сожалеешь об этом.
Родился Алексей Тимофеевич в 1902 году в селе Гришино, сейчас это Донецкая область. Село большое, с Покровской церковью 1804 года постройки и церковно-приходской школой, в которой он учился. Мне думается, что молодой Алексей покинул родное село из-за голода в 1923 году и в поисках лучшей доли оказался в селе Петровка Богучарского района Воронежской области, где встретил свою подругу Анну Павловну, 1902 года рождения. Знаю, что они потом жили в Алтайском крае, где взяли в дети мальчика Ефима и воспитали его. Анна Павловна рассказывала мне, что Алексей Тимофеевич даже был в руководстве колхоза и, по-видимому из-за репрессий, перед войной переехал на станцию Оловянная Забайкальской железной дороги, где работал в ПЧ-13 путевым рабочим.
По рассказам Алексея Тимофеевича, он попал на фронт 3 октября 1942 года. Тогда он работал в ночную смену и, проверяя вагоны поезда, присел перед колесом, а мимо шёл мастер и решил, что рабочий уснул. По его докладной Алексея Тимофеевича Читинский областной военкомат призвал в армию и направил на Закавказский фронт в 20-й восстановительный батальон 36-й железнодорожной бригады. Бригада шла за советскими войсками, восстанавливала железные дороги и мосты на освобождённой от фашистов советской территории, действовала на Закавказском и Северо-Кавказском фронтах. В апреле 1943 года красноармеец-мостовик Юровников был награждён медалью «За боевые заслуги», отличившись при восстановлении железнодорожного моста через реку Форс на участке железной дороги Армавир – Белореченск. В наградном листе подполковник Захаров писал, что Юровников по пояс в холодной воде производил подачу леса для сборки ряжей и, не считаясь с плохой погодой, поставленную перед ним задачу выполнил.
После освобождения Красной Армией Крымского полуострова в мае 1944 года Государственный комитет обороны во главе со Сталиным принял решение в районе Керченского пролива, в самом узком месте, где находится коса Чушка, тянущаяся к Таманскому полуострову, построить железнодорожный мост. Для быстрого снабжения наступающей Красной Армии он был жизненно необходим. А ещё в 1943 году в это место гитлеровское командование навезло большое количество материалов для строительства железнодорожного моста, но не успело осуществить задуманное, только наладить подвесную дорогу. И вот, используя немецкие материалы, запасы бетона, брошенную мотостроительную технику, трофейные длинномерные металлические балки и фермы, 36-я железнодорожная бригада 1 июля 1944 года вбила первую сваю со стороны Керченского полуострова, тем самым начав строительство первого Крымского железнодорожного моста. За 150 рекордных дней железнодорожный мост протяжённостью 4,5 километров был построен.
Строительство возглавлял главный инженер Управления военно-восстановительных работ Иван Цюрюпа, руководил УВВР №12 генерал Павел Зернов. 10 тысяч бойцов 36-й железнодорожной бригады день и ночь, несмотря на штормы и высокие волны, порой по пояс в холодной осенней морской воде, устанавливали сваи и опоры, монтировали рельсы и необходимое железнодорожное оборудование.
Алексей Юровников в звании ефрейтора тоже самоотверженно трудился на этом секретном объекте «2К», за что был награждён орденом Красной Звезды. В наградном листе за 24 октября 1944 года подполковник Синицын писал: «При постановке рам на эстакаде восточного берега при помощи копра треугольника в количестве 81 штуки ефрейтор Юровников показал исключительную смекалку и инициативу. По сигналу командира рама немедленно крепится опытным такелажником ефрейтором Юровниковым, чем обеспечивается безопасность работы окончательной установки рам. 10–12 рам устанавливались за смену вместо 6 положенных по норме. Выполняя задания по обустройству опор 127, 129 и 132 на фарватерной части, тов. Юровников также показывает мужество и отвагу. Три дня штормовал пролив, три дня, не сходя на берег, борясь со стихией, не зная сна и отдыха, не жалея сил и энергии, тов. Юровников героически трудился, выполняя боевой приказ. За трудовое мастерство в работе, связанной с риском для жизни, за энтузиазм и геройство на строительстве моста через Керченский пролив, достоин награждения орденом «Красная звезда».
Уже 3 ноября 1944 года первый поезд прошёл по мосту. В сутки по однопутной железнодорожной ветке, проложенной по деревянному мосту, проходили по 15 составов, в каждом по 50 вагонов – доставляли Красной Армии необходимые военные грузы. По этому мосту, возвращаясь с Ялтинской международной конференции стран антигитлеровской коалиции (4–11 февраля 1945 года), проехал Иосиф Сталин. Однако в то время зима как никогда была сурова, и с Азовского моря штормами понесло к деревянным опорам моста огромные глыбы льда, а стальных ледорезов на мосту было недостаточно. Льды пытались взрывать, но тщетно, 21 февраля 1945 года они разбили большинство деревянных опор. Мост рухнул, хотя свою важную роль в разгроме фашистов за 4,5 месяца успел выполнить. Зато в наше время красавец Крымский мост стоит непоколебимо. Ему не страшны ни штормы, ни ураганы.
А Алексей Тимофеевич продолжал свой боевой путь в 36-й железнодорожной бригаде уже в Приморской армии в составе 2-го Украинского фронта. После демобилизации он вернулся в Оловянную и трудился до ухода на заслуженный отпуск плотником. О войне, как и все фронтовики, не любил рассказывать. 9 Мая чтил как самый большой праздник и говорил, что строил железную дорогу на Ялту для Сталина, хотя он ошибался. Железной дороги на Ялту и в наше время нет, её не было и в то время. Он строитель первого Крымского моста в годы Великой Отечественной войны. И мы, его родные, гордимся этим! Не стало Алексея Тимофеевича 7 октября 1980 года, но память о нём сохраняется в нашей семье.
Лидия Юровникова, Оловянная