Управа на мошенников

Любой гражданин России должен быть начеку, ведь у каждого имеется банковская карта, куда приходят пенсия, заработная плата или стипендия. И все эти начисления, кажется, находятся под пристальным наблюдением мошенников. Потому что звонят и звонят – пытаются «развести» ни в чём не повинных граждан. Как не попасть на уловки живущих за счёт других, рассказали сотрудники полиции и Банка России. А ещё озвучили долгожданную новость: банки станут возвращать обманутым украденное. Правда, не всем и не завтра…

 

Заместитель управляющего Отделением Чита Банка России Алексей Позолотин рассказывает, что воровство со счетов граждан денежных средств – сегодня, пожалуй, самая актуальная тема. Мошенники в основном действуют дистанционно, используя телефон для связи с потенциальной жертвой обмана. В связи с этим Банк России совместно с Минцифры РФ проводит работу по сбору телефонных номеров, с которых ведётся «обработка» жертв. Затем эта информация отправляется операторам сотовой связи для блокировки этих номеров. Таким образом, в первом квартале 2023 года было заблокировано 97 тысяч таких телефонных номеров. А за 2022 год число их составило примерно 750 тысяч!

Эффективность этой работы, по словам Алексея Позолотина, проявляется в том, что мошенники начинают уходить в мессенджеры – используют для взаимодействия с жертвами интернет-каналы. Сотовые операторы там не имеют никакой власти, поэтому злоумышленников довольно сложно отследить, и они этим пользуются. Будем надеяться, что только пока.

 

Законы – в помощь

Помимо этой работы, Банк России предложил несколько законодательных инициатив, которые были одобрены Государственной Думой и подписаны президентом как изменения в закон о национальной платёжной системе РФ. Особо следует отметить тезисы, которые вошли в документ. Разъяснения опубликованы на сайте Банка России. Цитирую.

Возместить клиенту деньги придётся в том случае, если банк допустил перевод средств на мошеннический счёт, который находится в специальной базе Банка России. Сделать это он должен в течение 30 календарных дней после получения заявления от пострадавшего.

Документ также предусматривает двухдневный период охлаждения, в течение которого банк не будет переводить деньги на подозрительный счёт. О сомнительной операции он уведомит клиента. За это время человек, находящийся под влиянием злоумышленников, сможет одуматься и не подтверждать перевод.

Кроме того, банки обяжут отключать доступ к дистанционному обслуживанию лицам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег, если информация о совершённых противоправных действиях поступила от МВД России. В настоящее время сведения о так называемых дропперах банки получают из базы данных регулятора.

Закон вступит в силу через год после официального опубликования. За это время все стороны информационного обмена усовершенствуют свои автоматизированные системы и бизнес-процессы.

Банк России формирует базу данных «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента» на основе информации, полученной от банков и других операторов платёжных систем. Она содержит большое количество параметров – уникальных идентификаторов, в том числе данные о совершённых операциях, о плательщиках и получателях денежных средств. Сведения из базы направляются во все банки.

 

Ловите, сажайте!

Казалось бы, что сложного – поймать мошенника, который наживается на чужих деньгах, или хотя бы отследить движение украденных средств? Но собравшие журналистов представители банковской системы и правоохранительных органов поясняют: «Часто нам задают вопрос, почему сложно отследить эти деньги? Дело в том, что мошенники пользуются электронными кошельками, и их невозможно установить: они сразу переводят деньги со счёта на счёт, а потом их снимают либо совершают покупку, которую отследить тоже достаточно сложно, так как деньги сразу уходят продавцу».

Почему же банки иногда ведут себя так, что вызывают подозрение? Ведь специально получить кредит порой в разы быстрее, чем когда человек действует под нажимом преступников. Даже пенсионерам легко выдают миллионные займы!

Банк России рекомендует банкам проводить работу по оценке риска операции. Банк, видя, что клиент ведёт сомнительную операцию, блокирует её. Но если сам клиент сообщает, что это его инициатива, то ему идут навстречу и оформляют кредит. Другое дело, что есть среди моих знакомых люди, которые под руководством мошенников «инициативу» подтвердили, а после не могли объяснить своих действий: «Будто под гипнозом несколько дней»…

 

Осторожнее, граждане

Несмотря на то, что Банк России, правоохранительные органы и другие ведомства ведут борьбу с мошенниками постоянно, немаловажным остаётся участие самого гражданина в этой истории – насколько он знает мошеннические схемы, чтобы не попадаться в них. К сожалению, не всегда осведомлён – значит вооружён, но перечислим хотя бы основные.

Первая схема связана с QR-кодами. Недавно банки ввели новый сервис, который позволяет сгенерировать QR-код в приложении и потом с его помощью снимать деньги с карты в банкомате, не используя старый добрый ПИН-код. Мошенники этим пользуются и звонят жертвам, сообщая о «какой-то подозрительной операции». Чтобы её отменить, они предлагают прислать им QR-код. Если человек не совсем понимает, какое этот код имеет значение, то отправляет его, и мошенники, используя эту информацию, снимают деньги с банковской карты без ПИН-кода.

Вторая схема – когда человеку звонят и предлагают работу с хорошей зарплатой, графиком и т.д. Затем его даже соединяют с кадровой службой (конечно, ненастоящей!), где он делает взнос (допустим 500 рублей), который и оседает на счетах мошенников. Кроме того, у соискателя могут попросить данные банковских карт и т.д.

Третья схема – письма. Их мошенники отправляют гражданам, приглашая тех на личный приём в отделение Центрального банка по месту жительства. Вслед за этим поступают звонки, опирающиеся на письменный текст приглашения, и начинаются «взаимодействия» по вытягиванию банковской и другой информации для мошеннических операций. Важно знать, что Банк России никогда никому не звонит, не пишет на почту, а как с клиентами с физическими лицами вовсе не работает!

 

И напоследок

Известно, что только 30% денег, которые мошенники отнимают у населения, остаются в России. Остальные 70% уходят за границу.

Информация, которую мы узнали из первых рук, очень поучительна, и её нужно мотать на ус. Ведь всё чаще в лапы злоумышленников попадают люди, которые не читают газет и не слышат предупреждений.

 

Что зависит от нас?

Важную роль играет то, как человек реагирует на подобные звонки. Итак, изучите правила кибергигиены.

  1. Правило инициативы – звонок всегда внешний, т.е. звонят вам.
  2. Правило эмоций. В разговоре вас всегда хотят вывести либо на положительные, либо на отрицательные эмоции. Положительные – вам что-то обещают, отрицательные – запугивают.
  3. Правило времени – мошенники давят, заставляют быстро принимать решения, не дают подумать.
  4. Правило денег – речь всегда идёт о деньгах.
  5. Правило данных – от вас хотят получить секреты банковских карт и т.п.

Если вам поступил звонок, и хотя бы два признака (правила) совпадают, то это мошенники и нужно просто положить трубку.

 

Валерий Миронов,

фото playgroundai.com

 


Из первых рук

 

Евгений Курмакаев, заместитель начальника полиции по оперативной работе УМВД по Забайкальскому краю:
«На сегодняшний день в Забайкальском крае зарегистрировано на 43% больше преступлений, связанных с финансами граждан, чем в 2022 году. В цифрах это 2667 преступлений, что составляет 25% от всех преступлений, совершённых в крае. Из них 52,7% раскрыты, остальные находятся в разработке.
Анализ, проведённый нашим подразделением, выявил, что на территории Забайкальского края и Российской Федерации совершается 9 видов и способов мошенничества. Коротко поясню.
Первый способ мошенничества основан на желании граждан сохранить свои сбережения на счетах. Когда человеку сообщают, что их вот-вот украдут, он в панике выполняет все наставления преступников.
Второй способ – звонки от «сотрудников» правоохранительных органов: МВД, ФСБ, Следственного комитета, прокуратуры. Звонят и убеждают граждан посодействовать задержанию мошенников, т.е. советуют перевести деньги на счета мошенников, якобы благодаря этому мошенник будет задержан. Не реагируйте! Никакие деньги не переводите! О звонке сообщите в правоохранительные органы.
Третий вид мошенничества – получение дополнительного дохода, допустим, от каких-то инвестиций. Однозначно этого делать нельзя! Нельзя переходить ни по каким ссылкам, нельзя переводить никакие деньги, т.е. вообще нельзя на это реагировать.
Четвёртый вид – это схема «Ваш родственник попал в беду». Так называемое контактное мошенничество, которое производится через посредников. По этому поводу с октября 2022 года было задержано 11 курьеров по Забайкальскому краю. Это 9 групп в составе организованных группировок. Лица получали соответствующие указания через телефон, мессенджер, садились в соответствующий транспорт, выезжали по адресам, часто к пожилым людям. Забирали у них деньги, переводили их через банкомат на счета, которые давались им заказчиками. Все курьеры задержаны, преступления раскрыты.
Следующий вид – подозрение в государственной измене. Звонят якобы из правоохранительных органов и сообщают, что вами были оправлены деньги на счёт недружественного государства и поэтому в отношении вас возбуждено уголовное дело. Если это неправда – внушают вам – чтобы задержать тех мошенников, надо перевести указанную сумму на определённый счёт. В этом случае также не надо выполнять требования мошенников, а надо сообщать в правоохранительные органы!
Ещё вид мошенничества – предложение работы дистанционно человеку, который ищет её в интернете. Ему предлагают предоставить данные документов (куда входят и номера счетов) для устройства на работу. Получив эту информацию, мошенники незамедлительно переводят деньги жертвы на свои счета и исчезают.
И последний способ отъёма денег – это купля-продажа товара посредством сайта в интернете. Нужно очень внимательно относиться к таким операциям, и если возникают сомнения, обращаться в соответствующие органы.
Информационную работу с населением мы проводим на предприятиях, в торговых сетях, учебных заведениях и даже детских садах. В торговых центрах беседуем как с продавцами, так и с покупателями. Распространяем листовки, предупреждаем и учим. Будьте бдительны!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)