Итак, вновь добро пожаловать на борт кино-машины времени «Телемании»! Запускаю бортовой генератор искривления временного континуума. Запуск хронодвигателя. Исходная точка старта: 21 век. Апрель 2024-го. Уже шестые сутки на экранах кинотеатров нашей страны (включая все краевые киноплощадки Забайкальской государственной кинокомпании) вовсю орудуют космические пираты и противостоящие им силы в лице обновлённой Алисы и её сверстников из прошлого — настоящего – Кольки Герасимова и его компании.
Мы же сегодня уходим в другое, то самое легендарное прошлое, транзитом через настоящее, в прекрасное грядущее далёко. Наша цель – история одного из самых успешных кинопроектов ТВ СССР – первоисточника фильма Александра Андрющенко – картины режиссёра Павла Арсенова «Гостья из будущего», которой исполняется ныне 40 юбилейных лет! …Генератор на полную мощность! Хронодвигатель – на максимум! Точка финиша: 20 век. Весна 1983-го. Старт! Вперёд — назад, в прошлое!
Коля и «вредный фильм» (хроно-сектор: январь-март 1983)
С соратником Алисы по борьбе с космическими пиратами за прибор, читающий мысли любых живых существ вселенной, — миелофон, Колей Герасимовым из 20 века оказалось всё просто – анкета и данные московского школьника Алёши Фомкина были в картотеке студии. Талантливый парнишка уже успел сняться в сюжетах трёх выпусков популярного детского юмористического киножурнала «Ералаш». С остальными героями-детьми было тоже не сложно, в течение двух-трёх недель они были найдены в школах столицы. Хотя на киностудии им. Горького и ходили разговоры, что «весь этот арсеновский балаган с машинами времени, детишками и галактическими пиратами провалится ещё во время съёмок» и что «такие фильмы с космическими преступниками и авантюрными приключениями нашим детям-зрителям не нужны и вредны», исполнители взрослых ролей также быстро нашлись.
Космо-пираты, звёзды, инопланетянка
Блистательные Вячеслав Невинный и Михаил Кононов с восторгом приняли предложение режиссёра воплотить образы инопланетных злодеев Весельчака У. и Крыса. Сразу согласились поработать в необычном детском фильме звёзды отечественного кино Георгий Бурков (врач Александр Борисович), Валентина Талызина (старшая медсестра), Наталья Варлей (спортивный тренер, чемпионка Марта Скрыль), Игорь Ясулович (сотрудник КосмоЗоо), Людмила Аринина (бабушка подруги Алисы — Юльки Грибковой), Елена Цыплакова, Владимир Носик. Особо Арсенов был доволен, когда на съёмки дала согласие главная «инопланетянка» СССР – фотомодель и актриса Елена Метёлкина. Ярко засветившейся в одной из главных ролей (инопланетный клон Нийя) в фантастической картине Р. Викторова «Через тернии к звёздам» – девушке с экзотической внешностью была предложена роль сотрудницы института Времени, Полины, курирующей сектор 20 века.
Из МУРа – в роботы
Был среди взрослых кандидатур на участие в фильме Евгений Герасимов. За его плечами было 35 фильмов, где он исполнял в основном серьёзные, драматические роли. Прославился Герасимов прежде всего ролью инспектора московского уголовного розыска Рослякова в картинах «Петровка, 38» и её второй части «Огарёва, 6». Узнав, что на студии готовятся к съёмкам необычного фильма, Герасимов стал просить своего давнего знакомого Павла Арсенова, дать ему какую-нибудь роль. Оказалось, что серьёзный актёр всю жизнь мечтал сняться в фантастической картине, а тут выпадал такой шанс. Когда режиссёр увидел фото- и кинопробы Евгения, то сразу понял – лучшего робота Вертера ему не найти.
В марте 1983 года съёмочная команда была наконец-то в полном составе и готова к киноприключениям в будущем, настоящем и прошлом. Кино-машина времени Павла Арсенова стартовала в последние деньки весны.
Начало с середины
Съёмки «Гостьи» начались 30 мая 1983 года. Основная их часть была запланирована в Москве. Поскольку первые серии картины происходили в будущем, нашпигованном всяческими экзотическими объектами и гаджетами (машина времени, робот-андроид, институт Времени, космодром, летающий транспорт, инопланетяне, миелофон, бластеры и т.п.), работа у художников и техно-творцов группы началась за месяцы до съёмок и длилась в течение всего съёмочного периода. Поэтому фильм начали снимать почти с середины, точней, с третьей серии, где начинаются приключения гостьи из будущего в 20 веке. Там не требовались особые артефакты будущего (за исключением миелофона). Первыми отснятыми кадрами фильма стала сцена «Побег Алисы и Юльки из больницы». Теперь собственно об артефактах, без которых Арсенову не удалось бы в полной мере показать прекрасное далёко.
Хронопорт и Машина (хроносектор: май 1983 – июль 1984)
Начнём с машины времени. Как известно, её обнаружил в старом, предназначенном под снос, двухэтажном жилом доме Коля Герасимов, когда следил со своим другом-одноклассником Фимой Королёвым за странной, необычного вида, девушкой. Это, теперь знаменитое ветхое строение, киношники обнаружили совершенно случайно в одном из московских дворов, причём здание действительно собирались сносить. Пришлось договариваться в соответствующей организации об отсрочке ликвидации этого важного кинообъекта. Согласие получили, но едва был отснят последний кадр с участием таинственного строения, хронопорт из будущего был ликвидирован. А вот подвальное помещение старого дома, где находилась машина времени, представляло собой декорацию, построенную в одном из павильонов киностудии им. Горького, на базе которой снималась «Гостья». С самой Машиной времени пришлось изрядно повозиться — никто точно не знал, как она должна выглядеть.
Интересно, что Арсенов изначально не рекомендовал всем творцам своей группы, особенно художникам, бутафорам, инженерам, смотреть фильмы, где фигурируют подобные устройства («Машина времени» (США) 1960, «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 и т.п.) – никакого копирования и заимствования! И всё же запрет был нарушен! Правда, иным по тематике фильмом. Но об этом позже.
Машина, головоломка и материя
Она была в сверкающем ослепительной белизной пластика помещении «Хронопорта прибытия» 20 века. Некая круглая, дискообразная красная платформа и белая вертикальная консоль с выдвижными поручнями по бокам и пультом управления. Изящная, оригинальная, не имеющая аналогов подобных устройств в фильмах соответствующей тематики. На пульте особо выделялся прибор «настройки хроногенератора» в виде квадратной панели с девятью цветными кнопками. Прототипом прибора послужил кубик Рубика — невероятно популярной в то время головоломки венгерского скульптора, профессора архитектуры и изобретателя Эрнё Рубика. Кубик весьма органично вписался в пульт управления машиной времени. Интересно и то, что в целях экономии и без того ограниченного бюджета «Гостьи», панели пола, потолка и стен помещения «порта прибытия» были сделаны даже не из пластика, а из обычных больших кусков белой материи! Только особым способом – натянутой на рамы и равномерно высвеченных светильниками под хитрыми углами. Эффект ровной, сияющей, таинственной белизны был абсолютным.
В прекрасном Далёко (хроносектор: 1983 – транзит – 2083)
Будущее встретило пионера-авантюриста с пустой кефирной стеклотарой в авоське институтом Времени с необычными бесконечными, запутанными стерильными коридорами. Интересно, что декорация интерьера института была довольно небольшая (порядка 45-50 метров), а эффект длины и запутанности достигался благодаря мастерству оператора, использовавшего съёмку с разных ракурсов.
Страдания железного Вертера
Первым, с кем столкнулся Коля, был человекообразный биоробот Вертер – штатный уборщик и вахтёр, по совместительству, архивариус института, по призванию – поэт-романтик. Андроид-романтик в воплощении 32-летнего Евгения Герасимова, целиком придуманный специально для фильма персонаж был идеален: внешние данные актёра, голос, интонации, фирменный смех, придуманная походка не слишком новой машины и её наружные атрибуты: костюм, парик, грим. Кстати, об одежде робота! Серебристый спецматериал был разработан и использовался в космической отрасли. Пошитый из него костюм не имел пуговиц, молний, ни каких-либо иных застёжек, за исключением декоративных деталей. Перед каждой съёмкой, в течение часа актёру помогали одеваться одновременно сразу несколько костюмеров, в течение последующих 12 часов Герасимов его не мог снимать. Это была порой форменная пытка. Даже по «биотехнологическим» надобностям роботу было невозможно пойти.
Вертер итальянец? (хроносектор: весна 1983).
Как было отмечено выше, режиссёр Павел Арсенов творцам своей группы (особенно художникам) не рекомендовал на протяжении всей работы над фильмом смотреть любую западную кинофантастику прежде всего на тему перемещений во времени, а также иностранные журналы о кино с фотографиями из фильмов этого жанра, дабы не допустить какого-либо вольного или невольного заимствования. Так вот, многие из вас, уважаемые поклонники «Гостьи из будущего», удивятся. Как оказалось, визуальный образ Вертера на 85% заимствован у андроидов из итальянского фантастического фильма «La guerra dei robot» — «Война роботов» (реж. А. Брешия, 1978)! (См. фото) Как произошла в группе Арсенова такая творческая протечка западного кино до сих пор точно неизвестно. Впрочем, только визуально. Наш Вертер диаметрально отличался от агрессивных итальянских железяк: добрый, романтический, верный. Не зря советский андроид входит в десятку лучших кинороботов мира. Машина с душой, вставшая, когда потребовалось, на защиту человека и погибшая во имя него…
Звук зуммера… Внимание! Это предупредительный сигнал нашей кино-машины времени. Из 1983-го уходим назад, в будущее! 21 век, апрель 2024 год. Стоп! Режим ожидания до следующего вторника…
Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрации автора