Вечные гонки под названием «Кинофест». Истории. Часть 2

Кто интереснее? Кто зрелищнее? Кто более мастерски? И, наконец, кто более массово (с точки зрения количества «наблюдателей»-зрителей) и финансово (с точки зрения сбора денег) успешнее?.. Вечная, начиная с рождения, 28 декабря 1895 года, гонка тех, кого называют кинематографистами, и её «ристалища», «поля сражений» – кинофестивали с поверженными и победителями… Сегодня в «кадре» «Телемании» – продолжение истории появления самых известных кинофорумов мира, а также их наград.

…Мы вновь на французском берегу Средиземного моря, в курортном местечке под названием Канны (Канн). Здесь ещё перед войной должен был появиться один из самых величайших и престижнейших кинофестивалей всей планеты. Но помешала война, а затем оккупационные войска США. После 1945-го он попытался родиться, но…

Злые акулы пера

Как ни странно, дискредитации Каннского фестиваля способствовала пресса… Журналисты злорадствовали по поводу того, что в сентябре 1946 года должен был возобновить свою работу кинофестиваль в Венеции. Итальянцы уже имели заявки и конкурсные программы от 9 стран, в то время как Франция все ещё оставалась ни с чем. Но, не смотря на трудности, Канны всё же сумели принять более 500 гостей, которые привезли с собой 46 полнометражных и 68 короткометражных фильмов. В одно мгновение покалеченный войной городишко превратился в европейскую киностолицу.

В тени пальм

До 1954 года в качестве главной награды Каннского фестиваля вручался Гран-при, который представлял собой произведение какого-либо современного художника моды (каждый год – новое). В 1954-м совет директоров фестиваля принял решение помимо Гран-при учредить особый приз. Его дизайн в виде пальмовой ветви (именно она изображена на гербе Канн) придумал режиссёр Жан Кокто, а изготовил парижский ювелир Сюзанн Лазон. С 1955 года «Золотая пальмовая ветвь» Канн стала один из самых престижных призов мирового кинематографа.

Золотая ли ветвь?

В отличие от своего конкурента – позолоченного, грубовато исполненного «Оскара», она представляет собой изящное изделие из 24-каратного золота, вправленное в огранённый кристалл, помещённый в футляр из синего сафьяна.

Из советских кинематографистов единственным обладателем этого почётного приза был и остаётся Михаил Калатозов со своей картиной «Летят журавли» (1958).

О шпионстве

Ежегодно в течение всего фестиваля организаторы пребывают поистине в шпионском угаре – они из кожи вон лезут, чтобы ограничить доступ прессы к жюри кинофорума. В последний день, когда подводятся итоги конкурса, жюри даже вывозят на остров, при этом отбирая у всех его членов мобильные телефоны, дабы информация о победителях не распространилась заранее.

Почём Канны?

Ныне Каннский фестиваль является самым дорогим кинофорумом в мире. К примеру, в 2008 году его бюджет составил более 20 миллионов евро (в последующие годы эта сумма стала увеличиваться)! Даже просто показ в основной конкурсной программе фестиваля считается успехом для картины и режиссёра.

…Итак, в Европе в 1930-х годах появились первые в мире кинофестивали: в Венеции, в Москве и в Каннах (правда, его открытию 1 сентября 1939 года помешала война). А что же было за океаном?

Янки завидуют

Несмотря на то, что к концу 1920-х годов Голливуд закрепил сам за собой статус «киностолицы мира», американские киношники с завистью поглядывали на европейские международные фестивали, стараясь при этом всеми правдами и неправдами поучаствовать в них – в США ничего подобного не было. Достоинство выпускаемой кинопродукции определялось исключительно звонкой монетой, получаемой с прибыли и незначительными внутренними конкурсами – междусобойчиками.

И родился «Оскар»

Первые главные призы Американской киноакадемии 1929 года представляли собой безымянную позолоченную статуэтку на куске чёрного мрамора. Её эскиз в виде стилизованного рыцаря, опирающегося на меч, придумал со скуки и нарисовал в блокноте на одном из нудных собраний Киноакадемии арт-директор студии MGM Седрик Гиббонс.

Первым обладателем статуэтки в номинации «Лучший фильм» стала драма У. Уэллмана «Крылья» о судьбе двух военных лётчиков Первой мировой войны и их любви к одной женщине.

«Железный человек» – мой дядя!

«Золотая награда», «Статуя за фильм» и даже «Железный человек» – как только не назвали статуэтку её обладатели и представители прессы, поскольку официальное название «Премия Академии за заслуги» было слишком громоздким для американской публики.

Ситуация начала меняться в 1931 году, когда библиотекарь Киноакадемии Маргарет Херрик при виде фигурки воскликнула: «Боже, это же мой вылитый дядя Оскар!» По другой версии, актриса Бетти Девис стала «крёстной мамой» статуэтки, поскольку заявила, что «эта «железка» – копия моего бывшего муженька Оскара» (по другой версии – «копией дяди Оскара»). Как бы то ни было, но одна из самых престижных наград киномира официально получила название «Оскар» только в 1939 году.

Из чего «Оскар» сделан?

Интересно, что легендарная статуэтка высотой в 34 сантиметра и весом в 3850 граммов внешне почти не претерпела каких-либо изменений, начиная с момента её первого вручения, только возвышается «Оскар» теперь не на куске мрамора, а на бобине с киноплёнкой. Основой его служит бриттаниум (сплав олова и меди), технология которого держится в секрете фирмой-изготовителем.

На каждую фигурку последовательно наносят слои меди, никеля, серебра и последним – слой золота в 24 карата. В свою очередь, бобина состоит из пяти частей, символизирующих 5 направлений академии (актёры, режиссёры, продюсеры, технические специалисты и сценаристы).

Вовсе не фестиваль!

Надо заметить, что «Оскар», несмотря на весь престиж, фестивалем, как таковым, не является, это скорее большой ежегодный международный конкурс. Поначалу он задумывался только для США. Затем стали допускаться англоязычные страны, а с появлением номинации «Лучший фильм на иностранном языке» – и весь остальной мир.

«Дядю» – никому

Несмотря на своё постоянство (даже во время войны), вручение «Оскара» всё же трижды отменялась: в 1938 году во время наводнения в Лос-Анджелесе, в 1968-м после убийства Мартина Лютера Кинга и в 1981-м после покушения на президента США Р. Рейгана.

Надо заметить, что церемония вручения «Оскаров» – это ещё и очень выгодное мероприятие. Ныне оно приносит экономике штата Калифорния около 700 миллионов долларов ежегодно и создаёт рабочие места примерно для 10 тысяч человек.

Не верьте «дяде»

Несмотря на известность премии «Оскар» в мире кино, её политика и выбор, особенно в последние годы, подвергаются всё более резкой критике. В частности, отмечается, что голоса «киноакадемиков» становятся всё менее беспристрастными и на выбор жюри впрямую стали влиять финансовые показатели проката фильма. Грубо говоря, если картина-номинант, даже не имея особых художественных достоинств, дала в прокате приличную прибыль, то её шанс получить вожделенную статуэтку в десятки раз выше по сравнению с фильмом, пусть даже шедевром, но принёсшим мало деньжат. Этот коммерческий фактор всегда отличал «материалиста» и «прагматика» «Оскара» от «Золотой пальмовой ветви» Канн, «Золотого льва» Венеции, «Золотого медведя» Берлина и т.д., включая и награды нашего Забайкальского международного кинофестиваля.

В последние годы «слово» «киноакадемиков» низко пало также «благодаря» толерантности.

Забайкальский кинофестиваль – не первый в Забайкалье

Сегодня, накануне открытия XI Забайкальского международного кинофестиваля в Чите, хочу сообщить, что он всё же не является ни одиннадцатым кинопраздником-конкурсом в нашем крае, ни первым! И всё благодаря региональному забайкальскому кино, которое также появилось вовсе не с приходом в Читу ЗМКФ и даже не с эрой доступного всем видео, а затем и «цифры».

Дело в том, что ещё в 1980-х годах в нашем городе неоднократно проводились областные и даже региональные фестивали непрофессиональных кинематографистов. Этим занималась мощная и довольно серьёзная структура под патронажем Забайкальской объединённой профсоюзной организации – Читинский областной киноклуб – при участии молодёжной киностудии «Контакт» Читинского политехнического института.

Забайкальский кинематограф

На кинофестивалях, проводимых ежегодно, забайкальские авторы представляли ленты с не менее широким спектром жанров, чем на крупных профессиональных кинофорумах: документальное кино, научно-популярное, кино игровое (художественное) различных направлений – комедии, драмы, фантастические фильмы (космос, инопланетяне, постапокалиптика), арт-хаус и даже мультипликацию. После побед на областных конкурсах фильмы читинцев принимали участие на всесоюзных и международных фестивалях непрофессионального кино. Наши поступали в высшие кинематографические вузы страны. Широкий круг зрителей имел возможность увидеть ленты забайкальских творцов по читинскому телевидению благодаря известной в то время передаче «Показывает клуб кинолюбителей».

…В финале же нашего небольшого, но, надеюсь, познавательного экскурса по истории самых крупных международных кинофорумов-фестивалей осталось лишь добавить одно…

Сергей Балахнин,
иллюстрация автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)