Вот он и явился к нам,
Новогодний тарарам,
Праздник, ёлки, день какой!
С ними прибыл наш герой –
Он зелёный и с зубами,
Улыбается он с нами,
Греет мирно огоньком
(Им дышать способен он).
«Всем душевного тепла!» –
Слышим мы его слова.
Весело он так рычит:
«Счастья, мира без обид!
Поздравляю с моим годом,
Я Дракон, а это – что-то!»
…Поздравленья хороши,
Сразу видно – от души.
А теперь, друзья, все вместе
Уши (и глаза) развесьте:
В «Телемании» таланты –
«Бременские музыканты»,
Сказка, музыка, мультфильм,
Историческая быль.
Как всё было, расскажу…
Начинаю… Поспешу!
Ещё бы, вот уже первые деньки Новенького 2024 года весёлого и мудрого Зелёного Дракона (который, строго говоря, вступит в свои права лишь 10 февраля). Дорогие друзья, горячо поздравляю вас: по всей нашей стране гастролируют «Бременские музыканты» (6+) – большой сказочно-приключенческо-песенно-музыкальный проект режиссёра Алексея Нужного.
Как отмечалось в нашей прошлогодне-последней встрече, сей фильм создан на основе двух наших любимых классических мультиков, а потому, как я и обещал, сегодня, в первой в этом году «Телемании», а также в качестве рождественской истории речь пойдёт об этих шедеврах отечественной мультипликации, тем более что одному из них исполнилось в декабре прошлого 2023-го «золотых» полсотни лет! Однако вся эта песенно-сказочно-приключенческая, а затем ещё и рисованная весёлая кутерьма бродячих музыкантов, бяки-буки-криминальных личностей, глупого монарха с его ненадёжными секьюрити, наследницей и гением частного сыска начиналась совсем даже невесело! Поскольку вначале были…
Муки Инессо-режиссёрcкие
…Начинающий режиссёр-мультипликатор Инесса Ковалевская (будущий автор музыкальных мультшедевров «Как Львёнок и Черепаха пели песню», «Катерок», «Чучело-мяучело», «В порту») после пары своих работ, довольно средних мультиков «Автомат» (1965) и «Четверо с одного двора» (1967), мечтала снять что-нибудь этакое большое, музыкально-песенное, захватывающее и без единого слова прозы. Увы, муза явно не собиралась посещать режиссёра. Как-то в феврале 1968 года во время обеденного перерыва в кафешке студии «Союзмультфильм» к угрюмой Ковалевской за столик подсел поэт Юрий Энтин. Узнав об исканиях режиссёрши, Энтин, хлебнув кофе, с ходу брякнул:
– Тебе надо что-нибудь сказочное и незаезженное, скажем, «Бременских музыкантов» братьев Гримм.
– Что-то я не очень их помню, – удивилась Ковалевская.
Но поэт уже загорелся идеей:
– Да не важно. Я тебе помогу.
Кошмарненькая сказочка
Однако когда они внимательно прочли первоисточник, сказку Гримм, то пришли в ужас. Сюжет был более чем бредовый, если не сказать идиотский: молодые хозяева выгнали на улицу четырёх животин пенсионного возраста. Мохнато-хвостатые бомжи решили пойти в Бремен, чтобы заделаться музыкантами. По дороге встретили какую-то старую каменную халупу с разбойничьей «малиной» внутри, залезли друг на друга, сделав акробатическую пирамиду. Разбойники, увидев такой «цирк», в ужасе разбежались. Осёл, пёс, кот и петух заняли помещение и стали жить на их награбленное золото. Всё! Почувствовав тяжёлый взгляд закипавшей от такого сюжета режиссёрши, Энтин торопливо предложил: «Э-э-э… Пошли к Ливанову, он переделает всё как надо».
Действительно, у актёра, сценариста и писателя Василия Ливанова опыта было больше, чем у Энтина. К этому моменту у него уже вышло несколько сборников сказок, которые хвалил сам Самуил Маршак.
«А как известно, мы народ горячий»
Эти неизвестно откуда пришедшие в голову строчки вместо приветствия произнёс, входя в квартиру Ливанова, Энтин. Ливанову понравилось: «Есть здесь что-то лихое, разбойничье». Через пять минут он уже придумал новых главных героев: глупого Короля и неунывающего Трубадура. Примкнувший к группе композитор Геннадий Гладков, в свою очередь, обратил внимание на то, что в сказке непременно нужна «лав стори». Так решилась судьба Принцессы… Вскоре из убогой сказки Гримм появилось нечто совершенно новое, неслыханное. От оригинала осталось только название. Сценарий был написан всего за неделю, и его сразу же понесли руководству «Союзмультфильма». В небывало короткий срок – всего через четыре дня (!) – в марте 1968 года мультфильм запустили в производство.
Полуночный запев
Сначала было решено записать фонограмму, а после уже рисовать героев. Роли распределили следующим образом: за Трубадура должен был петь Олег Анофриев, за Принцессу – солистка популярного квартета «Аккорд» Зоя Харабадзе, за Осла – Олег Янковский, за Пса – Юрий Никулин, за Кота – Андрей Миронов, за Петуха и Глупого Короля – Георгий Вицин. Атаманша «собиралась» петь голосом… Зиновия Гердта. Фонограмму предполагалось записывать на «Мелодии».
Поскольку все студии самой крупной музыкальной фирмы СССР были постоянно заняты, запись в одной из них назначили на двенадцать ночи. Когда творческая команда «Бременских музыкантов» явилась к назначенному сроку, то обнаружила… одного Олега Анофриева, да и то он пришёл сказать, что записываться не может по причине простуды и высокой температуры. Вскоре позвонил весёлый пьяненький Гердт и с извинениями сообщил, что был на вечеринке, не рассчитал силы и просит перенести запись. С такой же просьбой следом позвонила «тёпленькая» солистка-«аккордовка».
Так совпало, что остальные тоже не смогли прибыть на запись в силу изменений съёмочных графиков.
Ливанов, Ковалевская, Энтин и Гладков полезли на стенку: ни о каком переносе не могло быть и речи! В следующий раз «Мелодия» просто не предоставит студии. Упали в ноги «болезному» Анофриеву (благо, голос его не хрипел). Тот развёл руками: «Попробуем». Далее решили писать фонограмму-мюзикл своими силами. Среди ночи Энтин давай названивать своим знакомым: поэту Анатолию Горохову (этот тот, что написал знаменитые строки милицейского хита всех времён и народов «Наша служба и опасна, и трудна…») и певице Эльмире Жерздевой. Пара немедленно примчалась на «Мелодию».
У микрофона трубаДурить!
Анофриеву было предложено спеть и за Трубадура, и за всех разбойников. Условие было одно: прикалываться, валять дурака, нести творческо-музыкальную ахинею и всячески хулиганить перед микрофоном. Олег тщательно обдумал все голоса своих персонажей. При записи разбойничьего хита «Бяки-буки» поинтересовался у режиссёра, какой ей видится Атаманша? «Ну что-то вроде Фаины Раневской!» – ответила Ковалевская. Под «Раневскую» Олег и спел. В конечном итоге Анофриев, забыв про свою температуру, так разошёлся, что предложил спеть и за… Принцессу. Но в те годы было не принято озвучивать девушек мужским голосом. В итоге Принцессой стала Эльмира Жерздева. Анатолий Горохов спел за всех бременских музыкантов (это ему принадлежит знаменитое ослиное «Йе! Йе-е! Йе-е!»). Внёс свою лепту в запись фонограммы мюзикла и Геннадий Гладков: пел в общем хоре и в песенке охранников. «Большо-ой секрет!» – восклицает глупый Король. Это голос Гладкова.
Вся запись будущей самой популярной советской музыкальной сказки были проведена в рекордно короткие для таких видов работ сроки – всего за пять часов!
Из скоморохов в… хипари!
Теперь творческая группа взялась за визуальный облик героев мультика. Художник Макс Жеребчевский сделал несколько набросков героев в традиционной средневеково-сказочной манере. Режиссёру они не понравились: Трубадур был в дурацком скоморошном колпаке, Принцесса – в коротком, но громоздком кринолине… Кот был какой-то слишком сладенький и «лабал» на чём-то типа контрабаса, и т.д. и т.п. (см. иллюстрацию). Ковалевская и Анофриев желали видеть Трубадура непременно современным красавцем, для чего перерыли массу иностранных журналов, которые нашли у знакомых. Вдруг на глаза попалось фото какого-то светловолосого американского певца в джинсовых брюках клёш. Певец чем-то походил на Элвиса Пресли с причёской «а-ля «Битлз». Кто-то из группы сказал: «Вот этот-то чувак нам и подойдёт!» Так Трубадур стал «хипповым» парнем.
Принцесса и ой-ля-ля-разбойники
…Впрочем, об этом любопытном и далее – в следующей гастроли «Телемании» по звёздной истории «Бременских музыкантов» – «виниловых» и мульт-кинематографических. Ещё раз, дорогие друзья-зрители-читатели, с Новым годом! Всем Радости, Счастья, новых мультиков, фильмов и НАСТРОЕНИЯ!
Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрация автора