Вот и прошёл 100-летний юбилей пионерской организации, а у меня до сих пор, хотя прошло более 50 лет, как я не работаю пионервожатой, болеет за неё сердце. Мне так хочется, чтобы пионерия возродилась. Надежда есть, тем более что сейчас об этом заговорили в Госдуме. Ведь в этой организации дети многому научатся. Каждый год 19 мая получаю поздравления от моих бывших пионеров и удивляюсь, как они хорошо запомнили своё пионерское детство.
Они жили активной жизнью, учились, делали многое для школы, для государства, идя пионерскими маршрутами, занимались полезными делами: сбор макулатуры, металлолома, удобрений для колхозных полей и многое другое. В 1965 году собрали материал и открыли школьный музей. Была организована тимуровская команда. Дети по выходным ходили и помогали одиноким женщинам, старикам, инвалидам войны. Распиливали дрова, кололи, складывали их в поленницы, носили воду, мыли полы и т.п. Взамен получали благодарности и рассказы о жизни, о войне. Узнавали много интересного, встречали новые незнакомые слова, записывали рассказы для музея, получали разные вещи.
Вот некоторые рассказы. Это как бы продолжение статьи Людмилы Исаевой «Бабушкино словечко», которая была опубликована в № 8 от 22.02.2022.
«Лонысь собрались по ягоду голубицу рано, ещё петухи не пропели, не светало. Анютка, соседская девчонка, не отстала тоже. Взяла ведёрко, забросила в него харчи: ломоть хлеба, огурец, завязала в запон, догнала нас. Мы ей говорили: «Далеко идти, ухайдакаешься, распустишь сопли, кто потом тебя на руках потащит?» А она говорит: «Нет, мы на той неделе с боегонами уже ходили, не устали, по ведру черёмухи набрали.
Через кырсен перевалились, и там ягоды видимо-невидимо, да ещё из-за зибуна лишний километр прошли, чуток обошли его, чтоб не провалиться. Принесли, истолкли в ступке да курсунов налепили. Зимой всё съестся – витамины. Мать высушила их убрала в амбар, на пятары положила. Младшие братишки пошарили в казёнке, не нашли, хотели погрызть их, а вечером на постели слышали, что-то грызёт сабитка, ёрзает под одеялом. Мать услышала, прикрикнула: «Ты чё, чалдон, опять пакостил, лазил по амбару?»
После её слов все утомкались, утихли и поняли: мать положила их в амбар. А утром слышим, мать с соседкой бранятся. Соседские еманы залезли в огород и съели капусту. Соседка говорит: «Зиплот путём делать надо выше», а мать: «Куда ещё выше? Вот чичука по забору лезет и ворота открывает рогами, надо ей рогульку надеть на морду». Так и ругались. Соседка же их целое стадо держала. Кормили они её семью. Мясо и молоко от них получала. Муж у неё на Халхин-Голе погиб. Вот она и держала их, чтобы прокормить семью».
Вторая бабулька нас обязательно пригласит в дом: «Проходите, разболакайтесь, вешайте курмушки на стичку да садитесь на канапелку, рассказывайте, что у вас там на барабе творится». Обязательно попотчует нас.
Другая бабушка толкует нам, как она внучку учила огурцы собирать: «Подбери космыни, будем огурцы собирать, засолим в бочку, зимой будем похрустывать, пусть соседка-лентяйка зарится, стреляет зенками. Опять нонче ничего не посадила, не посеяла. Вон турсукот-то бери, в него и соберём, а переросшие чушкам отдадим».
А дед её перебивает: «Помнишь, Тарасьевна, как в тупори с тобой по грибы ездили? Поднялись по Семёновской падушке на елань. Сивер дул, лопоть была худая, пробрало до костей, ты-то хоть душегрейку надела. Набрали грибов, спустились в елани, завернул в березняк, думал, сгублю берёзку, отхону на зыбку, а тут, откуда ни возьмись, лесник: «Ну-ка, старый, валяй отсюда, дёргай». Приехал расстроенный, распряг чанкырую. Зашёл в дом, знобило. Расстелил потник на ленивку и заснул. А утром прихворнул, продуло. А ты, Тарасьевна, уже засолила груздочки и убрала в залавок, а мне чаёк с малиной заворганила».
А баба Дуня наказывала деду: «Поставь кобылину ровно, подправь червяка, чтоб легче было пилить». А нам наказывала, чтоб пилили на чурбашки, чтоб ей легче занести в дом было. Дед наклоняться низко не может. «Ему в молодости по башке стукнули. Залез на колхозный огород за овощами и нарвался на сынов сторожа, а те были парни ухари, сразу отучили. Путём отъелозили, отмутузили – на всю жизнь запомнил, как на чужое охотиться. Другим наказывал потом».
* * *
И тоже от стариков слышали не раз и про боегонов, и про шилюканов и т.п. Сейчас тоже от пожилых людей можно услышать такие словечки, но очень редко. И этот наш деревенский язык – богатство земли Забайкальской – своеобразный, неповторимый, незабываемый, интересный.
Слова и их значения:
Бараба – центральная улица села.
Башка – голова.
Валяй – уходи, убирайся.
Душегрейка – безрукавка.
Еманы – козы.
Залавок – напольный шкаф.
Запон – фартук.
Зариться – завидовать.
Зенки – глаза.
Зибун – топкое место.
Зиплот – изгородь.
Зыбка – качалка детская.
Ичиги – обувь, сшитая из специально выделанных шкур КРС.
Казёнка – кладовка.
Канапелка – скамейка со спинкой.
Кобылина – приспособление для распиловки дров.
Космыни – волосы.
Крипатки – носки из овчины, надевали под ичиги.
Курмушка – фуфайка.
Курсун – лепёшка из черёмухи.
Ленивка – лавка-лежанка.
Лонись – в прошлом году.
Лопыть – одежда.
Отхон – младший сын, последыш.
Отъелозили – избили.
Потник – постель, скатанная шерсть.
Попотчует – угостит.
Пятары – отдел в амбаре, полка.
Разболакайтесь – раздевайтесь.
Сабитка – шалун.
Сивер – северный ветер.
Стичка – деревянный штырь, вбитый в стену.
Судомойка – тряпка для мытья.
Тащить – нести.
Тупори – в прошлом.
Турсук – бак.
Утомкались – успокоились.
Ухайдакаешься – устанешь.
Харчи – провизия, еда.
Чанкырая – окрас лошади.
Червяк – в данном случае пила ручная.
Чичука – коза.
Чумёр – мозги.
Чурбашки – чурочки.
Чушки – свиньи.
Евгения Баранова, с. Матусово Балейского района