Вестерн, золото, Умальта

Пролог: «Золото, как всегда, манит нас…» (Из песни в Том Самом фильме.) Дикие-дикие места. Заснеженные лесные дебри. Неподалёку от реки по дороге среди зарослей сосен и кустарников движется караван с грузом – свыше полутоны самородного золота. Вдруг – грохот, треск, вооружённые люди в кошмарных языческих шаманских масках. Свист пуль, вопли, кровь… Охрана мертва. Золото исчезло. Хозяин неслыханных богатств – золотопромышленник из далёкого столичного города – возмущён, взбешён и обвиняет в злодействе и воровстве племя местных кочевых индейцев. Он прибывает лично в ближайший от событий город, нанимает банду головорезов, чтобы вернуть похищенное и жестоко отомстить. Но виды на золото есть не только у него. В смертельную авантюру будут втянуты совершенно разные герои: проводник каравана, забывший о чести офицер, девушка-индианка, рейнджер и другие. Как далеко готов зайти каждый из них? Но какими бы ни были их мотивы, в финале истории останется только один.

Невероятно захватывающий сюжет, в который мы, зрители, попадём уже послезавтра: 4 апреля во всех кинематографах страны стартует показ вестерна «Золото Умальты» (16+). Вестерн классический, но с одной оговоркой – действие разворачивается в противоположной от West стороне – на дальнем-дальнем East! Накануне премьеры новой кинокартины поговорим и вспомним о таком самобытном жанре в кинематографе, как вестерн, а затем и его противоположности.

«Дырка в стене» и сражённые зрители

Как было замечено выше, родина вестерна – дикий-дикий West, тот, что в США. Разумеется, именно здесь в 1898 году появился и первый фильм о диком Западе – «Закусочная в Криппл-Крик». Правда, это была двухминутная короткометражка. Сюжет представлял собой ковбойский мордобой в салуне и оружейную разборку с местными индейцами. В таком же духе были решены и другие сюжеты-вестерны того времени – «Ребёнок, спасённый индейцами» (1901), «Ковбой и леди» (1902). И только в 1903 году на американский экран вышел первый «крупный» вестерн с хронометражем 13 минут режиссёра Эдвина Портера «Большое ограбление поезда». Банда под названием «Дырка в стене» с главарём производит «гоп-стоп» железнодорожного состава с богатыми пассажирами и таким же грузом. За преступниками гоняться «хорошие» парни – добровольцы-законники. Злодеев догоняют в лесу и расправляются со всеми. Последний, главарь, целится и несколько раз стреляет прямо в камеру, то есть буквально в кинозал! Реакция зрителей на всех просмотрах была ужасающей – дамы падали в обморок, мужчины бежали из зала. Однако прокатчики пришли в неописуемый восторг, ведь несмотря на потрясение, многие зрители потом ходили ещё и ещё, только чтобы увидеть этот кадр.

Все кинодержавы того времени, включая Россию, мгновенно раскупили эту захватывающую «фильму». Так с «Большого ограбления поезда» окончательно родился вестерн. Первая волна вестернов также с успехом захватила дореволюционную Россию.

Любопытный киновестерн-факт. Первыми каскадёрами при исполнении ковбойских трюков в американских вестернах были русские казаки.

Western – Eastern…

В 1917-м в России прогремела революция, по стране прокатилась Гражданская война. Именно она и развязала руки отечественным кинематографистам. В нашей стране появилось время своего Дикого Запада, вернее, Востока. Однако вместо привычных отрицательных героев вестерна – бандитов, разбойников, врагов из стана индейцев – в новоявленном жанре истерн (от англ. «east» – «восток») сменили враги с той же сущностью – белые, махновцы, басмачи. Шерифов и отважных ковбоев сменили другие «хорошие парни» – храбрые красноармейцы, благородные чекисты, отважные «рейнджеры» пограничники. В остальном, включая погони, перестрелки, лихо закрученный сюжет, нередко и ландшафты местности, сходство истерна и вестерна было налицо.

В 1922-м, в год завершения Гражданской войны, в РСФСР было выпущено 22 полнометражных фильма, из которых шесть были «вестернами по-советски». Пять из этих лент были забыты, а шестая, вышедшая на экраны в 1923 году, стал легендой отечественного кинематографа. «Красные дьяволята» режиссёра Ивана Перестиани, снятые по одноимённой повести Петра Бляхина, стали в СССР и ещё ряде зарубежных стран, как бы сейчас сказали, кассовым вестерном-мегаблокбастером.

Истерн атакует

Лента Перестиани породила массу подражаний. Затем на экраны СССР вышел и успешно атаковал зрителя вполне даже самобытный приключенческий кинопродукт. В 1935 году появилось «Золотое озеро» режиссёра В. Шнейдерова – картина о борьбе золоторазведочной экспедиции с бандой хищников-старателей. Фильм с восторгом приняли и публика, и критика. На следующий год этот же режиссёр снял легендарную ленту «Джульбарс» – захватывающую историю о борьбе пограничников и смышлёного пса Джульбарса с бандой басмачей, возглавляемой бывшим баем.

Любопытный вестерн-факт. Интересно, что когда «Джульбарса» посмотрели американцы, побывавшие в Москве, они заявили, что это типичный вестерн, но снятый по-русски.

Одновременно со Шнейдеровым режиссёр Михаил Ромм снял свой легендарный истерн «Тринадцать» о противостоянии басмачей и крутых ковбоев-красноармейцев. В отличие от «Джульбарса», фильм Ромма отечественная критика обвинила в «американизации» и «ковбоевщине». Впрочем, это никак не отразилось на популярности кинокартины.

В послевоенное время советский зритель смог, наконец, познакомиться и с классическим вестерном благодаря трофейным фильмам. Главной здесь была знаменитая картина Джона Форда с участием звезды Джона Уэйна «Дилижанс» (в нашем прокате – «Путешествие будет опасным»).

Вестерн-бум и СССР

После проката в начале 1960-х годов в Европе и в СССР культовой ленты Джона Стерджеса «Великолепная семёрка», где роль главного героя, бесстрашного ковбоя в чёрном, исполнял русский актёр Юл Бриннер (настоящее имя – Юлий Бринер), начался подлинный бум вестерна. Пропустим тут вереницу популярных кинолент ГДР (студия DEFA), где в «красных вестернах» участвовал культовый индеец №1 – югославский актёр Гойко Митич, а в классических «спагетти-вестернах» – великий итальянец Серджио Леоне с бессмертным героем-одиночкой Клинтом Иствудом, и обратимся к картинам производства СССР.

Отечественное кино с бешеным успехом созидало шедевры – истерны: «Белое солнце пустыни», трилогию о «Неуловимых», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Седьмая пуля» и другие. Демонстрация в нашей стране в самом начале 1970-х годов масштабного «Золота Маккенны» усугубила ситуацию – СССР обратился не только к жанру «чистого» вестерна: «Всадник без головы», «Апачи» (совм. с ГДР и Румынией), «Вооружён и очень опасен», «Зверобой», «Следопыт», «Аткинс» (ГДР – Румыния, с участием Олега Борисова в главной роли), но и его пародии в лице блистательной комедии Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов».

Вестерн: Россия и Забайкалье

Современное российское кино за всю свою пока ещё короткую историю, можно сказать, почти полностью игнорировало такой, надо заметить, вновь достаточно популярный в США и Европе жанр, как вестерн. Там эти фильмы продолжают достаточно активно сниматься и собрать приличные кассовые сборы. В нашей стране исключение, да и то жанрово «не чистое», составили лишь комедийно-фантастические «Семь пьяниц» (2019, совм. с Эстонией), «неовестерн» «Земун» (2021, был показан в рамках Забайкальского IX международного кинофестиваля) и «иронический» истерн «Красный» (2016). Ещё отмечу, пожалуй, дилогию – «постапокалиптический» вестерн нашего земляка Валерия Булатова из Краснокаменска «Тайник красных камней» и «Угэдэчи». И всё. По крайней мере, так было до 4 апреля сего 2024 года.

Золото «Дикого Востока»

А теперь вернёмся к прологу – сюжету, с которого мы начали сегодняшнюю встречу, представляющему собой типичный классический вестерн. Только действие его разворачивается не на диком дальнем Западе, а на Востоке, в таёжных дебрях Хабаровского края, в 1917 году, накануне революции. «Индейцы» – местные кочевые тунгусы. Одна из героинь – не индианка, но из рода тунгусов-эвенков. В остальном всё сходится абсолютно: золотопромышленник, бандиты, наёмники, а также американец-рейнджер, 40 пудов золота и алчущие оного благородные и не очень персонажи. Действо приправлено лихо закрученными приключениями, схватками и погонями. И всё это – захватывающая картина знающего толк в «обоюдоостром» сюжете («Красный призрак», 2020, «Легенда о самбо», 2023) режиссёра Андрея Богатырёва «Золото Умальты» (16+). О новом российском драматическом вестерне слишком много распространяться не буду – его надо просто увидеть! Добавлю лишь следующее.

  1. «Золото Умальты» снят по реальным (!) событиям, имевшим место быть в 1917-м на севере, в тысяче с лишним верстах от Хабаровска, в ныне исчезнувшем посёлке Усть-Умальта (Верхнебуреинский район), а также окружающих его горно-таёжных локациях. Обоз с 40 пудами (665,2 кг!) золота действительно был ограблен. Бандиты так и не были найдены. Нахождение золота до сих пор неизвестно!
  2. Съёмки фильма велись непосредственно на местах событий 107-летней давности.
  3. Золото Умальты сопровождали и охотились за оным актёры: Александр Самойленко («Ночной дозор», «Холоп-2») – золотопромышленник Булыгин (гл. роль), Артём Ткаченко (трилогия «Гоголь», «Аванпост») – офицер Долецкий (гл. роль), Алексей Шевченков («За Палыча!»), Софья Эрнст («На острие») – актриса-авантюристка Соня (гл. роль), Павел Деревянко («Брестская крепость», «Салют-7») – Кузьма (гл. роль), Вольфганг Черни («Красный призрак», «Легенда о самбо») и др.

4 апреля это предстоит увидеть и нам, зрителям, на всех киноплощадках Читы и во всех краевых кинотеатрах Забайкальской государственной кинокомпании – нас ждёт и манит «Золото Умальты»!

Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрация автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)