Вселенная 9×12. Часть 2

Увидевшие эти, казалось, невозможные чудеса мироздания на большом экране всего за десяток минут, зрители ещё долго оставались в состоянии шока. О компьютерных спецэффектах и речи быть не могло, поскольку самого понятия, как и самих компьютеров, для кино тогда ещё не существовало. И это была явно не мультипликация. Шок продолжился на следующий день, когда на IX конгрессе Международного союза технических киноассоциаций (УНИАТЕК) в Париже многочисленным специалистам, жюри и журналистам показали, где снималась «вселенная» – прозрачную стеклянную ванночку-кювету размером 9×12 сантиметров. Представили режиссёра и оператора «Мосфильма» – скромного гения из СССР Бориса Травкина – автора и создателя сенсационной картины «Космос, Земля, Космос».

Окончание. Начало в № 38

Вселенско-земные «актёры» на поклон публики, несмотря на овацию, выйти не смогли, поскольку они были… химическими веществами! На дворе стоял октябрь 1970 года. В мировом кинематографе, задолго до эры компьютерных спецэффектов появился абсолютно новый метод съёмок чудес – фокаж (Форма, Образованная Контактом Активных Жидкостей). Сегодня мы продолжаем рассказ о нём…

Рождение Материи

В короткометражной работе «Космос, Земля, Космос», вызвавшей такой небывалый фурор на конгрессе УНИАТЕК, для создания самых различных кадров по своей методике фокаж Борис Травкин «приглашал» сниматься самые неожиданные ансамбли химических и органических «актёров». Так, чтобы воссоздать в начале картины рождение материи и её сгущение в бесконечной глубине ещё пустой Вселенной, автор фильма привлёк к съёмкам обычную воду, мыло дегтярное, шампунь и заграничного «актёра» – польское жидкое мыло FF. Вся эта «команда» вливалась в стеклянную прозрачную кювету. Чтобы «актёры» активно начали работу, в качестве динамического элемента были привлечены в виде смеси бензин с чёрной масляной краской. Начиналась съёмка… К «актёрам» был осторожно влит ускоритель и… В кадре, в бесконечной и пустой Вселенной вдруг начали появляться то тут, то там слабые искорки… Секунда, три, десять. Слабые светящиеся искорки начали стремиться друг к другу, и вот уже они сливаются в один огненный шар… Материя родилась во Вселенной.

Для других впечатляющих кадров Травкин «пригласил» глицерин, силикатный клей, чёрную гуашь, оранжевый и красный анилиновые красители, а также крохотные кусочки хозяйственного мыла, для набухания предварительно принявшие водяную ванну. Результат работы в кадре – сумасшедшие потоки раскалённой лавы, переходящие в океан ещё жидкой литосферы одной из бесчисленных миллиардов молодых планет, с дрейфующими огненными островами – будущими континентами.

Управляемо-неуправляемые

При всей своей невероятной «внеземной» зрелищности и кажущейся простоте метод фокажа имел один довольно серьёзный минус: «актёрами» – химическими процессами, происходящими в стеклянной кювете (или маленьком аквариуме ёмкостью в 1 литр) – было весьма затруднительно управлять. Ведь это были не компьютерные спецэффекты, строго подчинённые программистам-операторам, как в наши дни. Травкину в процессе съёмки по мере надобности приходилось вооружаться тоненькой кисточкой или заострённой щепочкой и вручную руководить той или иной фантастической сценой.

Океан

Спустя пару лет после дебюта фокажа и демонстрации сенсации «Космос, Земля, Космос» на конгрессе УНИАТЕК, которая получила специальный диплом, в 1972-м на экраны СССР, а затем и всего мира вышла знаменитая картина А. Тарковского «Солярис» – экранизация одноимённого романа С. Лема. Основное действие фильма проходит на станции, парившей над гигантским таинственным разумным плазматическим Океаном, почти полностью покрывавшим планету Солярис. Одни из самых потрясающих масштабных кадров – виды самого Океана, грандиозные, чуждые земному разуму, пугающие, завораживающие и даже грозные. Все они были созданы в… тазике-мисочке для мытья посуды диаметром менее 40 сантиметров! Сняты оператором комбинированных съёмок Василием Севостьяновым совместно с Борисом Травкиным (в титрах фильма не указан) по методу фокажа. «Океан» Соляриса получился благодаря необычной, довольно ядовитой движущейся смеси из скипидара, нитролака, масляной краски с изрядной долей ацетона. Бурную химическую реакцию подсвечивали и вуалировали дымом – Океан вышел весьма убедительным.

Пришельцы с Ораины

На следующий, 1973 год, миллионы зрителей смогли увидеть вновь нечто невероятное – как из глубин Вселенной, с планеты Ораина, стартовал исследовательский звездолёт-плазмоид с экипажем из четверых гуманоидов и одного представителя негуманоидной сверхразумной расы и отправился в сторону Солнечной системы – к Земле. На экраны СССР вышла научно-фантастическая драма Б. Метальникова «Молчание доктора Ивенса». Оператор Борис Травкин и его метод фокаж вновь показали, на что они способны: чужая планета, звездолёт, его энергоплазменные «интерьеры», бортовой экспедиционный «плазмокатер» в виде пульсирующий всеми цветами спектра летающей тарелки и, наконец, жутковатый облик невиданного доселе ни в одном из фантастических фильмов (включая зарубежные), пришельцаора – не гуманоида, представшего в облике веретенообразного клубящегося облака с тремя «глазами».

«Хитрые» рецепты

После шумного успеха «Молчание доктора Ивенса» Травкин продолжал искать, создавать, «приглашать» всё новых и новых «актёров» для фокажа. Борис Тихонович нередко щедро делился со своими коллегами по цеху, а также на страницах специализированных журналов с простыми кинолюбителями своими «космическо-химическими» рецептами. Вот некоторые из них, которые при желании, терпении и сноровке может применить даже сегодня каждый, увлекающийся киносъёмками.

Если в ёмкость налить немного воды, затем взять в нужной пропорции обычный конторский клей и добавить белый нитролак, то в кадре получится таинственная движущаяся паутина.

Берём воду, глицерин и сахарный сироп – получаем нечто вроде северного сияния.

Требуются загадочные космические вихри? Тогда в какую-нибудь стеклянную коробочку (можно и 9×12, можно и больше), наливаем немного жидкого мыла и глицерина. Затем из пипетки на эту смесь роняем каплю чёрной туши (ну или любого другого цвета), а рядом каплю бензина, и капли… оживут, начнут вытягиваться, превращаться в чёрные всплески, расти, причудливо изгибаться, переплетаться в фантастическом танце.

Если понадобится необыкновенный мерцающий круг, допустим, в небе, то для этого потребуется простой ансамбль «химактёров»: лазурь, скипидар и льняное масло.

Ядерный, смертоносный и…

Громко заявил фокаж о своих не только «космических», но и «земных» уникальных возможностях в 1974 году. В военно-исторической картине режиссёра С. Таланкина «Выбор цели» (рассказывающем о создании атомного оружия, жизни и работе физика Курчатова), в одном из эпизодов миллионы зрителей СССР, а затем и разных стран впервые увидели в художественном фильме на большом экране, в цвете и с подробностями ядерный взрыв. Вспышка, кошмарный раздувающийся раскалённый шар, взрывная волна, затем клубящийся смертью встающий гигантский «гриб»…

Оператор (это был Борис Травкин), снимая этот ад, не пострадал, поскольку взрыв в оригинале был высотой не более… 12 сантиметров. В этом кадре работали «химактёры» фокажа. Образование огненной сферы было достигнуто при съёмке капельки подкрашенного в оранжевый цвет одеколона в тонком слое водного раствора анилиновой краски. Капля, почти моментально растворившись в воде, образовала «огненную сферу». Остальные фазы «ядерного взрыва» были сняты в том же режиме ускоренной съёмки и по тому же принципу. А на большом экране под громовые удары грозно вздымался смертоносный ядерный гриб высотой свыше 6000 метров…

Фокаж работает…

Метод, изобретённый Б. Травкиным, отлично поработал в отечественном кино, включая, естественно и «космические» фильмы («Звёздный инспектор», «Лунная радуга»). Отметился фокаж успешно и в сотнях комбинированных и трюковых сцен других отечественных картин. Что же касается на тот момент (1970-е и далее) зарубежья, то те же голливудские мастера, творящие в жанре фантастики и ужасов, среди которых: С. Спилберг, Дж. Камерон, Р. Земекис, Д. Карпентер и др. вовсю использовали фокаж, хотя и без особых новаторских «сюрпризов», присущих Борису Травкину, но с неизменным эффектом в своих картинах.

Интересно, что фокаж используется и в XXI веке, естественно, в «сотрудничестве» с компьютерными спецэффектами, хотя и сведёнными к минимуму, к примеру, как в фильме Д. Аронофски «Фонтан» (2006). «Компьютерные технологии спецэффектов устаревают, а я хочу, чтобы мой фильм в этом отношении выдержал испытание временем», – сказал режиссёр. И он оказался прав – химические «актёры» фокажа подтверждают это и спустя 16 лет после выхода картины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)