Потомственная железнодорожница из Петровского Завода Людмила Макарова умеет выстраивать эффективную работу профсоюзного лидера на фундаменте понимания и отзывчивости.
– Людмила Анатольевна, наслышана, что на железной дороге вы почти три десятка лет, в настоящее время – освобождённый председатель профсоюзной организации Петровск-Заводской дистанции пути. Как водится, профсоюзный лидер – человек, ориентированный на людей. Он разговорчив, эмоционален, общителен. А какой лидер вы?
– Никогда в лидеры не стремилась, как и в руководители. Так вышло. Но, по моему глубокому убеждению, профсоюзный лидер – это всё-таки призвание. Избраться председателем – половина дела. Важно стать им, суметь определить свой воз серьёзных задач и справляться с ними. А профсоюзная работа в первую очередь связана с желанием помогать людям.
– Как с этим у вас получается? Ведь, дополните меня, Петровск-Заводская дистанция пути сегодня – это?..
–…самостоятельное структурное подразделение Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» со своими кадрами, экономическим, техническим отделом и диспетчерским аппаратом. Дистанция первой группы обслуживает 7 станций и 328 километров развёрнутой длины – от Петровского Завода до станции Харчетой Хилокского района. В штате 519 человек: монтёры пути, бригадиры, контролёры, операторы дефектоскопной тележки, токари, кузнецы, сварщики, инженерно-технические работники. Руководит коллективом Зариф Николаевич Насиев.
Для меня дистанция пути – живой организм. Уверена: если любить свою работу и людей, всё обязательно получится.
– Наслышана, что с вашим приходом здешний профсоюз обрёл не только черты истинного защитника трудовых прав и интересов, но и стал инициатором, организатором и вдохновителем многих мероприятий.
– Судить не мне. Об этом пусть скажут другие. В работе помогают знания, полученные на обучающих курсах: являюсь внештатным правовым и техническим инспектором труда. А годы, посвящённые родной «железке», безусловно, пошли на пользу для того, чтобы неплохо узнать всю нашу профессиональную кухню.
– Вы вхожи в любую структуру дистанции?
– Решать приходится самые разные проблемы людей, от профессиональных (защита их прав, множество советов, разъяснений, консультаций и встреч) до глубоко личных. Я не кабинетный работник, хотя и сюда приходит немало людей со своими просьбами и насущными делами. Люблю выезжать «на места», в район – Толбагу, Тарбагатай, Новопавловку, Хохотуй, Баду, встречаться с людьми. Обожаю живое общение, с удовольствием делюсь опытом, если нужно, помогаю осваивать правовую грамотность. Если требуется, отстаиваю правоту. Не приоткрывая занавеса, скажу, что ситуации бывают самые разные. Считая себя человеком компромиссов, могу дать жёсткий отпор и настоять на своём, защищая права человека. Я – за справедливость и любовь к людям.
– Ещё Сократ утверждал, что «знание – путь к лидерству»…
– Самообразовываться никому и никогда не поздно. По первому образованию я бухгалтер-финансист, в молодые годы окончила Благовещенский финансовый техникум. И несколько лет работала в городском финансовом отделе при горисполкоме, ныне это городская администрация. Было очень интересно.
– Когда и какие пути-дороги привели вас на «железку»?
– Это у нас семейное. Дед Константин Павлович, бабушка Прасковья Ивановна, отец Анатолий Константинович, мать Елизавета Александровна Гугнины, старший брат Вадим Геннадьевич Штыкин в разные годы и в разных службах работали на железной дороге. И меня сюда тянуло с юности, хоть пришла не сразу. Помню, окончив восьмилетку, мечтала в Хилокском ГПТУ учиться на проводника, да старший брат тогда не разрешил: «Ты ещё маленькая!»
В общей сложности, наша династия посвятила стальной магистрали 183 года, это стаж! Есть и мой скромный вклад. На железной дороге я 29-й год. Пришла в тяжёлые для всех 90-е, когда вынужденно пришлось поменять род деятельности, чтобы зарабатывать, кормить семью, выживать. В ПТО станции Декабристы поначалу была машинистом компрессорной установки – на работе посменной и очень ответственной. Но однажды в газете «Забайкальская магистраль» увидела объявление о наборе в Забайкальский институт инженеров железнодорожного транспорта. Имея среднетехническое образование, заочно поступила сразу на третий курс экономического факультета. Два последних курса обучалась на бюджете. И осваивала новое для себя дело – специалиста по кадрам при ПТО станции Петровский Завод.
Наступили непростые нулевые, а вместе с ними – реорганизация железной дороги. Многим коллегам тогда помогла с трудоустройством. А за себя просить было стыдно.
На всю жизнь благодарна судьбе за встречу с опытным руководителем и хорошим человеком – заместителем начальника по кадрам Петровск-Заводской дистанции пути тех лет Натальей Владимировной Абаниной. Я была принята специалистом по кадрам в ПЧ.
– В жизни многое зависит не от случая, а от судьбоносных встреч. Согласны?
– Именно так. Мне везёт на хороших людей и счастливые встречи. В школе №1 моего детства таким человеком была замечательный директор Прасковья Ермильевна Калашникова, о которой и спустя годы я могу с теплом и добром вспоминать часами. Позже – заведующая горфинотделом первого рабочего места Вера Ивановна Меньшикова – мой идеал женщины, руководителя и профессионала. Потом была Наталья Владимировна Абанина, которая, не скупясь, делилась своим жизненным и профессиональным опытом. По случаю не могу не вспомнить Софью Васильевну Корневу – заместителя начальника вагонного депо станции Хилок, Вячеслава Николаевича Тяжелова – начальника отдела по управлению персоналом Читинского отделения Забайкальской железной дороги, которым я во многом обязана опытом, участием, поддержкой. Таких людей и сегодня в моей жизни немало. В их числе руководители и специалисты Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей на Забайкальской железной дороге.
– Железная дорога в вашей жизни – это навсегда?
– Да. Я этим очень горжусь. Вот, три года назад в корне изменила род деятельности, став председателем профсоюзной организации Петровск-Заводской дистанции пути. Важным было, что я многих знала, а они знали меня. Чрезвычайно интересно работать с молодёжью, с общественными (и не только!) организациями родной отрасли, учреждениями города и района, памятуя, что не работой единой жив человек. Культурно-массовые, событийные, патриотические, спортивно-оздоровительные мероприятия как воздух необходимы и здорово сплачивают коллектив. Именно там мы узнаём, кто и чем дышит, на что способен, какими наделён талантами?
– В таких реалиях пригождаются лидерские инициатива, харизма, коммуникабельность, умение ставить и достигать поставленные цели?
– Без них никак. Но один в поле не воин. Как обойтись без моих помощников, единомышленников, которые порой просто фонтанируют идеями? Благодаря подхваченной коллективной идее на прилегающей к дистанции пути территории в канун очередной годовщины Великой Победы появились памятная доска в честь Героя Социалистического Труда, ветерана железной дороги Андрея Лаврентьевича Артемьева. И стела в память об участнике Великой Отечественной войны, железнодорожнике Артамоне Николаевиче Васильеве. Символично, что её оформлением занимался внук ветерана – оператор дефектоскопной тележки, кузнец-любитель из села Тарбагатай Сергей Васильев.
Не забыта акция в поддержку участников СВО, среди которых есть и наши ребята – железнодорожники. Очень полезно патриотическое мероприятие День государственного флага. Значимы для сплочения коллектива профессиональные праздники с чествованием и поощрением лучших, с проведением спортивных мероприятий с участием молодёжи и ветеранов отрасли.
Приятно видеть активность профсоюзного комитета, моих помощников, их шестеро. Стоящие идеи подают молодые специалисты Наталья Шишкина – оператор ЭВМ ПЧ, Татьяна Емельянова – начальник технического отдела, Дарья Пугачёва и Анастасия Назарова – распределители работ, Александр Малков – заместитель начальника по текущему содержанию, и не только они.
– Коллектив – ваша вторая семья. А где первая?
– Мой взрослый сын Иван живёт и работает в далёком Санкт-Петербурге. К сожалению, сегодня уже нет в живых представителей старшего поколения, которым я благодарна за то, что от них унаследовала. От отца – работоспособность, упёртость, настойчивость в достижении цели. От мамы – доброту, сочувствие, участие. И от обоих – неспокойную душу, сопереживание людям, желание броситься на помощь. Оба они были простыми тружениками железной дороги, но с них брали пример многие.
Мои дед Константин Павлович и бабушка Прасковья Ивановна Гугнины по отцовской линии были уроженцами далёкой Липецкой области, откуда судьба забросила их в Петровск-Забайкальский незадолго до начала Великой Отечественной войны. С её началом деда призвали, он воевал на Западном фронте. После судьба развела Константина и Прасковью. Бабушка, прожив здесь до своей кончины, покоится на земле Петровской. Дед – на Липецкой. Всегда очень хотелось посетить его могилу, познакомиться с далёкими родственниками. Нынешним летом посчастливилось побывать в городе Грязи Липецкой области, посетить дорогие могилы, найти родственников. Кстати, и среди них есть работники железной дороги, которые могут пополнить общий трудовой стаж династии Гугниных.
– Людмила Анатольевна, в завершение нашего разговора скажите: трудно быть председателем профсоюзного комитета?
– Я бы сказала, почётно и ответственно. Профсоюз для меня – это, в первую очередь, внимание к людям! Выступать их защитником, реально помогать, болеть душой за каждого в сегодняшней непростой действительности. На том и стою, не меняя своих жизненных принципов.
Беседовала Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ,
фото из архива Людмилы Макаровой