Жан-Поль Бельмондо (Часть 4)

Понятное дело, наш герой был не только великолепным актёром, у него была и «обычная» жизнь – человека и семьянина. Но если заполучить травму на работе актёр считал нормальным, то получить травму бытовую опасался. Однажды дома папаша-весельчак Бельмондо изображал перед детьми Тарзана, раскачивался на турнике и… свалился на пол вместе с турником. Передние зубы были выбиты. Пришлось немедленно отправиться самолётом за новыми в США. Даже «замаскироваться» пришлось, и, чтобы никто ничего не понял, Жан-Поль всю дорогу не вынимал изо рта здоровенную сигару. До очередных съёмок отремонтироваться он успел.

 

Бебель рискованный

В «Страхе над городом» Бельмондо выполнил один из самых опасных трюков – действовал на крыше несущегося поезда метрополитена всего в 20 сантиметрах от потолка и вблизи от проводов высоковольтной линии. В этой же ленте Бебель спускался с вертолёта на лебёдке и, раскачиваясь на тросе, влетал через стекло в одно из окон небоскрёба. Актёр прихватил с собой мини-камеру, чтобы снять кадр «от первого лица». Один из прохожих ещё до трюка, посмотрев наверх здания, сказал «съёмщику»: «Я бы ни в коем разе не сделал бы этого и за сто миллионов». «Да и я, псих, что ли…» – согласился Бельмондо.

Немало трюков Бельмондо выполнил с присущим ряду его персонажей юмором. Так, в фильме «Игра в четыре руки» его герой – авантюрист и мошенник Дюпре – гордо и мужественно летит на верёвочной лестнице под вертолётом над акваторией Венеции в… трусах, «семейных», вызывающе белых в красный горошек. Зрители неистовствовали!

И ещё раз Бебель осуществил мечту детства – прокатиться верхом на крылатой машине. Он вставал в полный рост на летящем самолёте времен Второй мировой в «военной» комедии «Ас из асов» (и даже прикуривал от факела с Олимпийским огнём от 1936 года), в «Одиночке» прыгал с вертолёта на катер…

Но однажды с активным трюкачеством пришлось завязывать. На съёмках комедийного детектива «Ограбление» (1985) Бельмондо (главная роль грабителя банка, переодетого клоуном) в возрасте 52 лет получил такую серьёзную травму, что пришлось на год отказаться от работы в кино и восстанавливаться. «Так. Завязываю. Не хочу быть летающим и стреляющим дедулей», – здраво рассудил Бебель и подыскал себе помощников в деле трюкачества, хотя полностью любимого дела не бросил…

 

Бебель серьёзный

Как уже говорилось, у Бельмондо среди череды им любимых полицейско-гангстерских боевиков и авантюрно-приключенческих комедий с характерными персонажами имелись и серьёзные роли, подтверждавшие, что он являлся талантливейшим разноплановым актёром, что называется, от Бога. Так, в драме Жан-Пьера Мельвиля 1961 года «Леон Морен, священник», где действие происходит во времена оккупации Франции нацистами, за главную роль молодого кюре Морена в 1963 году 28-летний Бельмондо (см. фото в правой части заставки) был номинирован Британской академией (престижная и поныне кинопремия BAFTA) как лучший иностранный актёр. В драме классика французского кино Алена Рене «Ставиский…» (фильм – номинант на «Золотую пальмовую ветвь», Канны, 1974), основанной на реальных событиях, актёр предстал в образе российского эмигранта-авантюриста, еврея, пробившегося при помощи махинаций в начале 1930-х в самые верхи французского истеблишмента. В 1988 году за главную роль актёра цирковой труппы, а затем уборщика в мелодраме ещё одного классика кинематографа Клода Лелуша «Баловень судьбы» (1988) Бельмондо была присвоена престижная кинопремия «Сезар», но Жан-Поль от неё категорически… отказался. Причиной отказа послужило тот факт, что автор необычной статуэтки премии, скульптор Бальдаччини Сезар, в своё время нелицеприятно высказывался о работах отца Жан-Поля – известного французского скульптора Поля Бельмондо.

Ещё одной яркой серьёзной работой актёра стало воплощение образа Жана Вальжана (шофёра Анри Фортена) в работе того же Лелуша «Отверженные» (1995), где действие романа Гюго было перенесено в первую половину XX века.

Отдельно стоит упомянуть одну из знаковых и важных работ Бельмондо. Она стала особым творческим достижением актёра-профессионала, сумевшего на стыке драмы, триллера и боевика создать один из самых узнаваемых и культовых образов в своей кинокарьере – опального французского спецагента, майора Жосслена Бомона (Жосса). Речь идёт о драме «Профессионал», снятой в 1981 году режиссёром Жоржем Лотнером по мотивам романа П. Александера «Смерть зверя с тонкой кожей» (1976). Дополнительный успех картине принёс блистательный саундтрек, написанный композитором Эннио Морриконе, в котором поистине золотыми стали пронзительные композиции Сhi Mai и Le Vent Le cri («Крик ветра»).

 

«Советский» Бебель

В середине 1970-х, пускай с задержкой, но всё же случился второй восход в карьере Жан-Поля Бельмондо, подаривший ему новые десятки миллионов восторженных поклонников-зрителей. Французская кинозвезда с ослепительным блеском взошла на кинонебосклоне крупнейшей кинодержавы СССР. В 1976 году на экранах советских кинотеатров вышла довольно свежая (от 1974 года), лихо закрученная приключенческая комедия – остроумная пародия на Бондиану под названием «Великолепный». Актёр с «нестандартной» мужской красотой, обладающий невероятным шармом и бешеной энергией, исполнивший сразу две главные роли, писателя шпионских романов и супершпиона Боба Сен-Клера, пришёлся по душе всем зрителям, независимо от возраста и пола, да так, что за один прокат собрал свыше 25 миллионов посещений. Говорил впервые «попавший» в СССР Бебель голосом мастера дубляжа и замечательного актёра «Шурика» Александра Демьяненко.

Интересная деталь: в фильме «Великолепный» суперагент боролся с советскими агентами, а потому наша бдительная и мудрая цензура при дубляже «перекодировала» страну Албанию в Алвазию, фамилию центрального злодея из Карпофа – в Карпштоффа, а советского суперагента Татьяну – в Диану. Фильм от этого ничуточки не пострадал.

Второй в СССР картиной с участием Бельмондо стала историческая драма «Повторный брак», сюжет которой развивался в революционной Франции. На этот раз Бебель заговорил голосом актёра и режиссёра Николая Александровича («Расписание на завтра», 1976; «Завтрак на траве», 1979).

В 1977-м все мальчишки СССР начали с энтузиазмом размахивать палками-шпагами: было кому подражать – вышел «Картуш», фильм «плаща и шпаги» Бельмондо. Благородный разбойник и весельчак идеально говорил голосом Николая Караченцова (голос действительно походил на «оригинал»). Несмотря на то, что лента на тот момент была снята 15 лет назад, она была вне времени (действие происходило в конце XVIII века) и собрала почти 35 миллионов зрителей, став одним из лидеров проката 1977 года.

В следующем году отечественные любители кино и поклонники Бельмондо вновь атаковали кинотеатры – вышел полицейский боевик «Частный детектив» (1976) об охотнике за преступниками. Главный герой вновь вещал голосом Александра Демьяненко. И вновь успех, чуть не дотянувший до «Картуша», – 33 миллиона зрителей!

Рекорд побило «Чудовище» (1977). Фильм вышел на экраны СССР летом 1980 года. Говорил, ругался и шутил главный герой лучшим своим «русским» голосом – Николая Караченцова. Итог – 41,3 миллиона зрителей!

Мегазвёздность и суперпопулярность Бебеля Великолепного в нашей стране мощно укрепили в 1981-м боевик «Кто есть кто?» (дублировал А. Белявский) и авантюрная комедия «Игра в четыре руки» (голос С. Юрского). Затем в 1987-м были «Одиночка», не новый, но захватывающий «Человек из Рио» с молодым Бебелем. В 1990-м случился «Баловень судьбы», и почти вместе с ним – знаменитый «Профессионал». Герои Бельмондо говорили голосом Рудольфа Панкова. А затем окончательно пришла эпоха видео, и Бебель перекочевал в нашей стране на теле- и проекционные экраны.

Кстати, впервые Бельмондо посетил Советский Союз в 1989 году.

 

На круги своя. Профессионал

Вскоре после своего заключительного финансово-успешного проекта «Баловень судьбы» знаменитый и уже седовласый Бебель почти ушёл из кино и вернулся к тому, с чего начинал, – к театральной сцене, великолепно исполняя главные роли в спектаклях «Кин» (1987), «Сирано де Бержерак» (1990), «Дамский портной» (1993). Но от кино до конца всё же не отказался…

В 1999-м в возрасте 68 лет перенёс тяжёлый инсульт (отнялась правая сторона тела, была нарушена речь), однако уже на следующий год Бельмондо сумел полностью восстановиться и не только вернулся в театр, но и снялся в четырёх полнометражных фильмах.

6 сентября 2021 года великий французский актёр на своём 89-м витке вокруг Солнца покинул эту планету и ушёл под звуки бессмертной Chi Mai. Впрочем, как я уже не раз утверждал, он никуда не ушёл. Он остаётся в нашей памяти и в восьми десятках кинокартин. Магия кино…

 

Сергей Балахнин,

иллюстрации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)