Живущие в Матрице

Мир не такой, каким нам, людям, кажется. Все мы живём в неописуемо гигантской искусственной Симуляции. Это предположение, гипотеза, а точней, теория, выдвинутая с приходом XXI века целым рядом учёных, философов, а также бизнесменов разных стран, оказалась достаточно безумной и вполне может стать подлинным фактом с вероятностью от 25 до 50%.

24 марта 1999

До этой даты мир людей жил не то, чтобы в полном неведении, но всё-таки не отличался (за исключением ряда учёных и некоторых любителей науки и фантастики) особыми знаниями о реальности, в которой мы проживаем. После этой даты произошёл переворот в умах сотен миллионов, взрыв интереса на грани шока к Миру, который оказался, возможно, не тем. На экраны вышла «Матрица» – фантастический кинофеномен, порождённый братьями-режиссёрами Лоренсом и Эндрю Вачовски (ныне сёстры Лана и Лилли). Общая идея фильма сводилась к тому, что всё человечество проживает в виртуальной симуляции, порождённой миром сверхмощных компьютеров. В реальности же homo sapiens живут в состоянии сна в особых ёмкостях-контейнерах с подключёнными через мозг к Матрице коммуникаторами. Компьютеры, захватившие власть над человечеством, используют людей в качестве источников тепло- и электроэнергии. Хакер с псевдонимом Нео (актёр Киану Ривз), узнав правду о том, что его привычный мир (и всего человечества) – компьютерная симуляция, и увидев, каков мир реальный, включается вместе с другими повстанцами в борьбу против машин, в которую вовлекаются и прочие люди, освободившиеся из «мира грёз» Матрицы.

Сомнения в Реальности

Несмотря на свою фантастичность, «Матрица» (и последующие её части («Матрица: Перезагрузка», 2003; «Матрица: Революция», 2003)) стала рассматриваться не только как художественное произведение, но и как модель того, что в теории может произойти с миром в результате развития и совершенствования компьютеров и компьютерных технологий. У сотен миллионов зрителей, поражённых увиденным, после просмотра фильма невольно возникали вопросы: «А может, и наш привычный мир – всего лишь Симуляция? Не живём ли мы сами в Матрице?» И эти вопросы-сомнения, навеянные трилогией Вачовски, оказались… небезосновательны. Для многих стало едва ли не откровением существование научной теории-предположения о том, что мы, возможно, действительно живём в искусственной симуляции.

Эксперимент. Доказательство?

Некоторые эксперименты, проведённые современными физиками (включая и знаменитый опыт 1803 года английского учёного Томаса Юнга, пытающегося ответить на вопрос: «Что есть свет (фотон) – частица или волна?»), поставили под сомнение реальность Реальности. Я не буду их описывать подробно, иначе места в сегодняшней «Телемании» просто не хватит. Отмечу главное – странный и необъяснимый факт: во время эксперимента (вначале он повторял опыт Юнга) луч света, исходивший от одного источника, пропускался через две вертикальных прорези в светонепроницаемой заслонке, затем проецировался на экран. Одно изображение на экране было, как и полагается, вертикальным (подтверждение так называемой корпускулярной теории, что свет – есть частица), расположенное рядом второе… на экране появилось в виде… ряда чередующихся полос – интерференционных! Получалось, что здесь природа света – волновая (то есть свет распространяется в виде электромагнитной волны). Обе теории полностью противоречат друг другу. Получалось, что свет – это и частица, и волна? Невозможно. Тем не менее, это всё-таки приняли как доказательство, что свет имеет волновую сущность.

Современные физики, всё же рассматривая свет и как частицу, и как волну одновременно, решили пойти дальше опыта Юнга. В одном из экспериментов учёные «добавили» к светонепроницаемой заслонке специально сконструированный измерительный датчик, способный зафиксировать, что же происходит с фотоном и через какую прорезь он всё-таки проходит, и тем самым поставить точку в многолетнем споре о вышеупомянутых теориях. И тут начинало происходить НЕЧТО! На проекционном экране появились две совершенно… одинаковых, параллельных полосы света. Интерференционных полос НЕ БЫЛО! Фотоны «подтверждали» только корпускулярную теорию света, то есть вели себя как частицы материи.

Получалось, что «посторонний наблюдатель» (измерительный датчик) смог мгновенно изменить волновые функции и заставить фотон вести себя исключительно как… частицу. О том, что он ещё и волна, фотон внезапно «забыл прикинуться»… Стоило отключить «наблюдателя», интерференция тут же появлялась вновь. И так много раз. В таком случае это странное явление напоминает…

…Компьютерные игры

А именно различного рода симуляторы – «шутеры» («стрелялки») всех видов, мото- и автогонки. Напоминает квесты всех мастей, а также симуляторы жизни (свиданий, семейной жизни и карьеры по типу популярного цикла игр «Sims», «выживалок», строительно-управленческих) и т.д. и т.п. Как известно, мир в любой из этих компьютерных игр существует исключительно вокруг героя (игрока). Но стоит виртуальному герою, управляемому геймером, отвернуть свой «взгляд» в любую сторону, и все предметы и персонажи игры, ушедшие за пределы зрения, немедленно исчезают. (Понятно, что в игре это делается для минимизации нагрузки на процессор компьютера и оптимизации игры.) И наоборот, как только главный герой обернётся в ту или иную сторону, весь «мир» – другие персонажи, дома, авто, леса, реки и прочие нужные элементы пейзажи – «услужливо» появляются вновь. Такова компьютерная симуляция виртуального мира.

Впрочем, иногда по разным причинам случаются сбои в работе процессора, и тогда игра начинает «подвисать» – тормозит, в результате наблюдается замедление, а то и полная остановка персонажей (нередко в нелепых позах, а то и в воздухе), речь «заикается». Транспорт и прочие объекты замирают в неожиданных точках пространства (самолёты, птицы, пули и т.п.). В этом случае иногда даже становится видной изнанка оболочки игры – в виде полос, цифр и порой не разбери чего.

Сбой проходит, игра «оживает» и продолжается в обычном режиме. Казалось бы, всё это может происходить только с компьютерными играми-симуляциями. Но не тут-то было!

Сбои. Эффект Манделы

В последние десятилетия начали происходить малообъяснимые явления, которые стали назвать «сбоем в Матрице». Среди них наблюдения странных зависаний (как в стоп-кадре) в прямом и переносном смысле во время движения (порой прямо в воздухе и на короткое время) людей, животных, транспорта. Внезапные и участившиеся случаи появления двойников людей, причём одетых в ту же одежду. Различные психологические (и «материальные» – изменения форм и размеров предметов, изменение нахождения в пространстве и т.п.), «сбои» (включая случаи необычных дежа вю) у совершенно здоровых людей.

Внезапные отключения памяти (каждый сталкивался – идёшь, к примеру, в комнату с какой-то целью, входишь и… полностью забываешь, зачем решил войти).

Особой известностью в этом отношении стала массовая вспышка странного психологического явления, называемого эффектом Манделы, начавшаяся более десятилетия назад. У нескольких людей (сотен, тысяч и более) воспоминания о чём или о ком-либо полностью совпадают, но при этом они являются ошибочными и противоречат реальным фактам. Один из ярчайших примеров: в 2013 году масса людей начала обсуждать смерть известного государственного и политического деятеля, президента ЮАР Нельсона Манделы. Однако многие были убеждены, что политик скончался в тюрьме в 1980-х годах. (Автор этих строк сам сталкивался с подобными людьми.) На самом же деле Мандела был освобождён в 1990 году и ушёл из жизни только в 2013 году. Именно с этого случая и пошло наименование странного психологического «сбоя». Примеров «эффекта» великое множество. Немало россиян уверены, что, покидая президентский пост, Ельцин произнёс фразу: «Я устал, я ухожу…» На самом деле было: «Я ухожу в отставку… Я сделал всё, что мог».

«Эффект» и кино

Имеются примеры эффекта Манделы и в кинематографе. Часть зрителей (включая иностранных) твёрдо уверенна, что в фильме «Звёздные войны: Эпизод V – Империя наносит ответный удар» Дарт Вейдер произносит фразу: «Люк, я твой отец». Ни в русском переводе, ни на языке оригинала он такого не произносит, а на самом деле говорит: «Нет, я твой отец». Немалое количество зрителей отлично помнят (включая автора этих строк), что короткометражка Гайдая называлась «Пёс Барбос и необычайный кросс». Если посмотреть фильм сегодня, то на вступительном титре чётко значится «Пёс Барбос и необычный кросс». Или вот «новогодний» пример эффекта – напевая песенку «Про пять минут» из «Карнавальной ночи» многие люди напевают: «Пять минут, пять минут – это много или мало?» Таких слов в песне нет вообще! Есть немного похожие: «Без пяти, без пяти, но ведь пять минут – не много…»

И ещё маленький пример: в цикле мультиков про крокодила Гену и Чебурашку немалое число зрителей, перечисляя аксессуары Шапокляк – шляпу, сумочку, пудреницу, рогатку – часто прибавляют ещё и… зонтик. Так вот, зонтика у пожилой хулиганки никогда не имелось…

Так что мир вокруг нас, возможно, совсем не тот, что нам кажется…

Кинематограф к подобному «мироощущению» нас неплохо подготавливает. Помимо «Матрицы» от Вачовски, в 1999 году вышел не менее будоражащий воображение фильм «Тринадцатый этаж» Й. Руснака также об иллюзорности Реальности, причём её мир, подобно матрёшке, включает ещё целый ряд альтернативных реальностей, синтезированных компьютерами. «Трон» (1982), «Нирвана» (1997), «Экзистенция» (1999), «Ванильное небо» (2001), «Авалон» (2001), «Тёмный город» (1998), «Трон: Наследие» (2010), «Исходный код» (2011), «Теорема Зеро» (2013), «Сигнал» (2014), «Инопланетный код» (2018), «Эффект Манделы» (2019), «Главный герой» (2021) – фильмы, говорящие о том, что Наша Реальность может быть несколько иной, чем нам кажется (от рукотворной компьютерно-игровой до неземного происхождения, созданной с неизвестной целью).

«Воскрешение»

И вот уже 16 декабря наконец-то произойдёт cобытие, которое порадует армию поклонников культовой кинотрилогии. Её ожидали 18 лет. На экраны выходит четвёртая часть франшизы – захватывающий высокобюджетный (около 250 млн $) научно-фантастический апокалиптический кибер-панк-триллер-боевик «Матрица: Воскрешение» режиссёра Ланы (Лоренс) Вачовски. О сюжете даже не собираюсь намекать по вполне понятным причинам. Отмечу только, что образ Нео (несколько возмужавшего и, по воле сценаристов фильма, воскресшего после гибели в третьей части франшизы) вновь воплощает актёр Киану Ривз. Его возлюбленную и боевую соратницу в борьбе с машинами и враждебными программами, также воскрешённую по воле сценаристов, Тринити вновь исполнит «проверенная» Кэрри-Энн Мосс. А вот облик третьего «противоматричного богатыря» Морфеуса некоторым образом изменится: вместо актёра Лоуренса Фишборна будет действовать не менее харизматичный Яхья Абдул-Матин II («Величайший шоумен», 2017, «Аквамен», 2018 – Чёрная манта). Добавлю, что новая «Матрица» будет местами заметно отличаться от общего духа предыдущих трёх картин.

P.S. «Матрица: Воскрешение» имеет самый длинный хронометраж во франшизе – 148 минут.

P.P.S. Белый кролик, чёрный кот, красно-синие сигналы-капсулы-таблетки, а также зловредные агрессивные человекообразные программы «а-ля агент Смит» в фильме присутствуют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)