«Зачем человеку заборы? Заборы мешают людям!» – поёт мой любимый Михаил Ножкин. Я борюсь с соседским хреном и размышляю, что если квартирный вопрос испортил москвичей, то заборный вопрос – однозначно – поругал не одну армию дачников.
«Не забудь закрыть теплицу на ночь», – говорю дочери противным назидательным тоном. Это так надо, потому что молодые люди весьма легкомысленны и малопамятны. А моя – так вообще тепличный вредитель. Вот и нынче, приехав на дачу, я в этом убеждаюсь: три раза сказала закрыть теплицу, а она открыта!
Впрочем, отвлеклась.
Получив статус домоземлевладелицы, первым делом я оглядела его границы. Границы, честно сказать, выглядели не очень. Самым приличным смотрелось соседство с малиной: между нею, соседской, и моей смородиной имелся каркас из железных столбиков высотой мне примерно до груди, кончавшийся приблизительно на середине участка. Сетка, опоясывающая каркас, надулась, аки парус, и легко ломалась лёгким нажатием руки.
– Я доделаю, – сказал сосед, уловив мой взгляд. Жена соседа сообщила, что доделывает он уже года четыре.
Сторона за моей малиной, граничащая с соседским туалетом и стеной летней кухни, представляла очень условное деление границ из разных фрагментов разных заборов, самый высокий из которых возвышался над моей головой, нижний подходил к щиколотке.
– Давайте поставим забор? – обратилась я к хозяйке участка, представившейся с отчеством Павловна.
– Зачем это нам забор? – подняла она брови. – Не было тут никакого забора. И не надо нам его! Вон, дед, как ключи забывал, так тут и лазал, очень это удобно! Вы лучше вон черёмуху спилите! Зараза от неё всякая, Валентина Николаевна давно собиралась!
Не оценив перспективу лазать огородами, я решила ставить забор сама. «Тут хорошо встанет проф- лист с крыши, а середку (чтобы малине хватало света) закрою рабицей», — рассуждала, оценивая ещё одну, третью сторону владений. Это был покосившийся штакетник с метр высотой, за которым проживал старожил Владимир Ильич. И Ильич, и его сын подтвердили, что штакетник является ровесником кооператива. В полуметровом проходе между почерневшими от времени столбиками гордо устремился ввысь полутораметровый хрен.
На сегодня этой стороне повезло больше всего. Здесь установлен новый штакетник из дерева, прикрученного к железным прожилинам и столбам. Сосед со стороны смородины со вздохом оглядел красоту, ковырнул пальцем недорабицу и сказал:
– Надо бы в одном стиле делать! – ещё одна ячейка сетки предательски хрустнула в руке.
– Нее, – отмахнулась я. Для настроения купила ему два рулона рабицы нормальной. Жду теперь, как лето закончится, малина закопается, и забор доделается.
Что касается границы с Палной, то её восстанавливали целую неделю. Родственники в лице сына, дочери, невестки, внуков (любые совпадения случайны!) молча наблюдали за процессом.
– Нечего на нашу сторону мусор кидать! – брезгливо оглядела хозяйка остатки прежнего «забора». – Убирайте!
Вместе с рабочими я перетаскала ошмётки к себе, сложив их рядом со спиленной черёмухой.
Наконец, забор встал. Рабочие уехали. А соседская сторона пришла ко мне с войной. По их подсчётам, я поставила забор на 10 сантиметров дальше. Ну, не по всей линии, а клином. Вот на одном конце нормально, а на втором на 10 см зашла.
– Это вообще даже не удивительно, – пожал плечами председатель. – У нас тут один мужик второй этаж строил. Бабка молчала. А когда крышу закрыл, пришла и говорит: «Сноси!»
– Она что там, капусту собралась выращивать? – возмутилась ещё одна соседка. – Пусть радуются, что ты им новый забор поставила!
– И никогда мой дед там не лазил! – возмутилась Валентина Николаевна, которой я рассказала последние новости, уверенная, что забор поставила по координатам.
– Вы чего это, черёмуху срубили? – не поверил своим глазам Ильич. – Зря. Она тут самая крупная и сладкая была. А забор ничего, хороший получился. Только надо бы это, калитку сделать. А то как мне вашу теплицу открывать, когда будет сильно жарко?
…Пойду, извинюсь перед дочерью. Потревоженный забором хрен пустил корни во все углы огорода.
А у вас какие соседи? Расскажите, интересно.
Продолжение следует…