В Хилкотое, маленьком, но крепком селе Красночикойского района, готовились к сенокосу. Наступала горячая страда. Мужики с рассветом поднимались и принимались за работу – чинили грабли, отбивали косы, справляли упряжь для лошадей. Делали всё по-хозяйски: не успеешь оглянуться, как хлеба поспеют, придёт пора приступать к молотьбе. Дела цеплялись одно за другое, так и вился клубок нескончаемых житейских забот, которые сплетались в непростую крестьянскую жизнь, повторяясь из поколения в поколение.
Гром грянул 22 июня 1941 года, когда в село прискакал уполномоченный со страшной вестью, что на Советский Союз вероломно напали фашисты. Село взбудоражилось от страшных новостей и закопошилось, как пчелиный улей. В голос запричитали бабы, старики – участники первой войны с германцами – смолили ядрёный табак, сбившись в кучки возле плетней. Между протяжными вздохами и затяжками едкого дыма давали советы молодым, как бить супостатов и гнать с русской земли. И только ребятишки как оголтелые носились средь этой суеты и совсем не понимали, почему плачут мамки и куда собирают мешки их отцы.
На войну
Со слезами Настасья Новикова провожала своего Филиппа на войну. Буханка хлеба да смена белья в котомку, и поехал мужик на войну. Поднял к небу старшую дочку Аришку. «Вернётся папка, ты меня жди», – сказал на пороге. Потрепал по голове младшего. Васька таращил глаза, непонимающе глядя на отца. Задержался с повисшей на шее женой: «Детей береги, да не реви как по покойнику! Разобьём немчуру и вернёмся домой!»
Уже и пыль на дороге улеглась, а Настасья всё ещё стояла и смотрела вслед мужу…
…Осада немецкого плацдарма в районе Киришей советскими войсками продолжалась более 21 месяца. Ожесточённые бои сменялись периодами относительного затишья. В окопе рядовой Новиков писал домой письмо. Рассказывал о неведомой станции Тигода, что в Ленинградской области, о тяжёлых боях, о городе Ленинграде, который никак нельзя отдать врагу. Треугольники солдатской почты летели в далёкое Забайкалье. Пришло письмо, значит, жив муж и отец. И с новой силой молились, работали и ждали.
Взрывы, столбы огня и восставшей земли смешались с человеческими телами, воздух наполнился воем артиллерийских сирен, гарью и копотью сгорающих танков, строений и бронемашин. И вдруг…тишина…темнота…забвение…
Ноябрьским холодным утром в Красночикойском районе застыли в нехорошем предчувствии ребятишки и солдатка Настя. Места не находили в ожидании почтальона. Вместо письма – извещение, в котором чёрным по белому: пропал без вести.
Шли годы. Отзвенела победным маем весна 1945 года. Выросли ребятишки, Настя помогла им воспитать внуков, а сама всё ждала. Ждала, что вернётся Филипп с войны и заживут они счастливой мирной жизнью. Ждала и рассказывала об отце и деде подрастающему поколению своей семьи. В минуты отчаяния молилась, чтобы нашлась могилка, чтобы узнать место, где сложил голову её молодой муж. Всю жизнь ждала.
В последний путь
В сентябре 2021 года пришло известие от поискового отряда «Волховский фронт».
Ребята рассказывали, что в районе станции Тигода Киришского района в местах ожесточённых боёв при обороне Ленинграда найдены останки бойца. Расшифровка смертного медальона оказалась удачной. Благодаря экспертизе установлено, что останки принадлежат красноармейцу Новикову Филиппу Захаровичу, 1910 года рождения, призванному на фронт Красночикойским РВК Читинской области.
И начались сборы домой. Долго добирался фронтовик до родного села – 80 лет прошло. Не дождалась его Анастасия Фёдоровна – покоится на местном кладбище. От тяжёлой болезни умер в Хабаровске сын Василий. Но есть ещё близкие люди, сердца которых, уставшие от долгого ожидания, забились от приближения долгожданной встречи.
Урна с останками прибыла в читинский аэропорт Кадала. Сотрудники администрации Губернатора Забайкальского края перевезли красноармейца домой, где ждала его дочь Арина Филипповна, внучки Светлана и Валентина, съехались на похороны деда внуки и правнуки.
Как и положено – с воинскими почестями, по-доброму христианскому обычаю – проводили фронтовика в последний путь. Пришли на похороны чикояне. Стар и млад шли за гробом люди, которые никогда не знали Филиппа Захаровича. Они пришли проводить в последний путь защитника Отечества, солдата великой войны, который ценой своей молодой жизни, как и миллионы других русских солдат, защитил не только родную землю, но и пол-Европы от коричневой чумы, обрушившейся на землю в XX веке.
Сколько же их, наших солдат, безвестно покоится на чужбине!? Побольше бы таких случаев обретения останков воинов! Спасибо поисковикам! Спасибо Галине! Кто-то прочтёт и снова появится надежда, что когда-нибудь останки его родственника вернутся на родную землю. Слава и царствие небесное Филиппу! Слава народу-победителю!