Кино, прокат и… ситуация

Дефицит фильмов на больших экранах, фильмов интересных, с захватывающим сюжетом, зрелищных и, чего уж там, кассовых. Даже не дефицит, а острейшая нехватка.

Киноудар под дых

1 марта 2022 года студии Голливуда, основного поставщика кинопродукции в нашу страну (порядка 75–80% от общего фильмонаполнения в российских кинотеатрах), Disney, Warner Bros., Sony, Universal, Paramount, а затем и другие в одночасье грубо, жёстко прервали свои контракты-договоры с российскими прокатчиками и покинули наше кинопространство. Покинули, хлопнув дверью. Мировая фабрика грёз, как и весь оплот «демократии» и «справедливости» США и его сателлитов, предъявила нашему отечественному кинопрокатному бизнесу, кинотеатрам и конкретно нам – российским зрителям – санкции. По известно какой причине.

Что ж, удар противника, будем смотреть правде в глаза, был коварным, жестоким, мощным и «под дых». Хватая ртом воздух, российские кинопрокатчики пытались (и пытаются) смягчить удар. Будем показывать российские фильмы, демонстрировать золотые шедевры прошлого, крутить картины «независимых» кинокомпаний Европы, тех же США, а главное – Азии, то есть КНР, Южной Кореи, Индии и т.п. С последними, несмотря на большой поток азиатского кинопродукта на его родине и в окрестностях, пока отчего-то ничего не вышло. В российских кинотеатрах мы эти фильмы так и не увидели. В Чите, по крайней мере, точно. О причинах сейчас говорить не будем. Поговорим о другом.

Золотое наследие и нерадивые

Демонстрация шедевров отечественного кино (началась весной) тоже обернулась фиаско. А вот здесь причина относительно ясная. И дело, по большому счёту, даже не в конкурентоспособности кино СССР по сравнению с российским. Здесь приложили своё «умение» не слишком компетентные и не слишком радивые специалисты, вероятно, слабо разбирающиеся в наследии великой кинодержавы. Эти «спецы» вместо зрелищных и просто интересных, собравших в своё время серьёзную кассу и малознакомых при этом современному зрителю, советских фильмов, умудрились запустить в повторный прокат (практика, успешно действующая во многих странах, включая, кстати, и США)… Да, шедевры. Но! Извините за такое слово, «засмотренные» и знакомые каждому из нас, друзья, до последнего кадрика. К примеру, комедии Леонида Гайдая или «эстетские» картины (увы, не кассовые, хотя и имевшие своего зрителя) Андрея Тарковского. Либо «перестроечные», особо актуальные в своё время фильмы «Брат», «Брат-2» и т.д. и т.п.

В общем, безграмотно подобранные для повторных показов картины СССР, без какой-либо дополнительной подготовки молодого зрителя (хоть бы какая-нибудь рекламная кампания, включая специально подготовленные трейлеры, полиграфическую продукцию, материалы в электронных СМИ и интернете), по сей октябрьский день в подавляющем большинстве терпят вышеупомянутое фиаско.

Кое-что о кинопроизводстве

Ряд высокопоставленных чиновников (и не только) предложили «надёжный» выход из кинокризиса – больше снимать отечественных фильмов. Но в этом предложении есть серьёзный изъян: быстрое заполнение рынка действительно качественным, успешным и кассовым отечественным кинопродуктом (по типу фильмов «Движение вверх», «Холоп», трилогии «Последний богатырь») просто физически невыполнимо по ряду причин. К примеру, мало хороших оригинальных сценариев, мало талантливых режиссёров (зато много «звёздных» бездарей, халтурщиков, распильщиков бюджета, а то и просто вредителей), а новым путь нередко перекрывает «киномафия»… Странная, вызывающая много вопросов работа Фонда кино, разбрасывающего огромные суммы на поддержку сомнительных с точки зрения финансового (и не только) успеха, проектов и т.д. Так что заполнить кинотеатры российскими фильмами в ближайшие два-три года (а то и более) нереально.

Поток, новинки-старинки и WWW

В связи со сложной ситуацией на российском прокатном кинорынке (за нечастым исключением) на экраны наших кинотеатров, воспользовавшись саботажем крупных голливудских контор, хлынули потоки фильмов категории «Б» и ниже, слабо востребованных на Западе, малобюджетных, финансово провальных, нередко уже устаревших. Часть из картин (порой вполне солидных) рекламируются как кинотеатральные новинки, вышедшие несколько позже мировых премьер. Однако на поверку оказывается, что ещё за недели до премьеры в нашей стране эти новинки уже успели прочно угнездиться в виде всем доступных торрентов на сайтах-файлообменниках мировой паутины. Как отразится это на и без того неважной посещаемости кинотеатров, догадаться несложно… Итак, сам собой возникает извечный вопрос…

Что делать?

Ещё летом депутат Госдумы С. Хамзаев предложил использовать так называемый параллельный прокат, или принудительное лицензирование фильмов зарубежного производителя. Смысл примерно таков. Допустим, какая-либо кинокартина, которой заинтересовались прокатчики, проходит все обычные «формальности», получает прокатное удостоверение, в российском банке открывается специальный счёт, на который в рублях переводится прибыль с проката. Получить заработанные на фильме деньги с этого счёта правообладатель сможет только решением специальной правительственной комиссии. Либо правообладателям предложат направить в Россию счета для последующего получения процента с показа.

Примечание! На момент написания этих строк Минкультуры РФ высказалось против этого предложения, поскольку это «…противоречит положениям международных договоров РФ в сфере интеллектуальной собственности». Звучит несколько странно при сегодняшней ситуации, когда Запад в одностороннем порядке вводит всевозможные санкции, а минкульт апеллирует строго нормативными правилами.

…Есть и способ №2, вполне (или относительно?) легальный в сложившейся ситуации. Это покупка фильмов через вторую, а то и третью страну.

И наконец, №3! Самый непредсказуемый и опасный с точки зрения закона, но благородно-робингудский, «трофейный»… В настоящий момент против России ведёт войну Западный мир во главе с США и Великобританией. Ведёт финансами, техникой, технологиями, вооружениями, боеприпасами, наёмниками, ведёт человеческим ресурсом известной страны. Ведёт войну психологическую, информационную, идеологическую, используя все доступные средства коммуникаций: прессу, радио, ТВ и интернет. На просторах последнего ведутся бескровные, но не менее ожесточённые бои. Здесь также имеются свои потери, но есть и победы, и, соответственно, «трофеи», часть из которых способна воплотиться из неосязаемо-виртуальных в материальные. Торренты и сайты-файлообменники с огромнейшим количеством самых разнообразных фильмов на любой вкус, жанр, страну производства и год выпуска (включая новейшие, с профессионально выполненным русским дубляжом).

Теоретически на данный момент любой фильм любого «недружественного» государства может считаться трофеем, взятым на «поле боя», а затем ещё и применённым против агрессора, пускай даже только в экономическо-финансовом плане.

Разумеется, качество контента, выкладываемого в интернет, его объём по большей части допустим только для небольших кинозалов. Что же касается использования скаченных фильмов в известных целях, то комментировать их законность пока не имеет смысла. Хотя ещё в начале лета некоторые политики высказывались за такой способ решения кризиса.

…А теперь вернёмся к отечественному кинопроизводству, конечно же, способному в перспективе заполнить пустоту, но только через определённый срок. Что же касается настоящего момента, то если учитывать только количественный поток выходящих в прокат российских фильмов, то можно говорить уже о…

Малокартинье

Почему я вспомнил сегодня этот почти забытый термин, рождённый порядка семи десятков лет назад? В РСФСР в 1970–80-х годах ежегодно производилось и выходило на экраны в среднем 180–230 полнометражных художественных фильмов. У России, наследницы СССР, в текущем 2022 году запланировано к показу лишь 44 фильма (основная часть уже вышла на экраны)! Ковидно-коронный 2021-й был даже чуть лучше – 45, при этом не забываем, что подавляющая масса российских фильмов даже не окупилась. В общем, типичное малокартинье с поправкой на современные реалии.

Замечу, что наша страна уже переживала такой нелёгкий период в своей кинематографической истории. В самый «неурожайный» 1951-й киногод СССР смог выпустить всего девять полнометражных картин (из них пять – экранизации спектаклей). Отчего это произошло? Страна сначала громила врага, затем усиленно восстанавливалась после разрушительной войны. Восстанавливалась и начинала процветать в окружении новых врагов, бывших когда-то союзниками. На финансирование кинематографа оставались лишь весьма скромные суммы. А советским людям нужны были фильмы! Разные. Люди, измученные войной, отдававшие силы строительству новой мирной жизни, хотели кино. И вот однажды…

Впрочем, стоп! Продолжение необычной истории кинематографического импортозамещения в СССР и последующей победы великой кинодержавы – в следующей нашей встрече.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)