На прошлой неделе кафедру журналистики и связей с общественностью ЗабГУ посетила Елена Вартанова, одна из ведущих российских учёных. Тема визита: укрепление деловых связей между университетами, передача опыта освоения современных технологий в журналистике, разработанных москвичами, а также её личные наработки.
Внедряется в металл
Доктор филологических наук, профессор, академик РАО, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Леонидовна также является членом экспертного совет ВАК РФ по филологии и искусствоведению, членом Высшей аттестационной комиссии. Как учёный Е. Вартанова является социологом, педагогом, специалистом в области проблем медиаэкономики и медиасистем стран Северной Европы, информационного общества и теории коммуникаций.
Имея такой послужной список, она просто обязана быть всегда в авангарде научных исследований по журналистике. Большая общественная работа даёт ей уважение в обществе.
Научные исследования учёных кафедры журналистики и связей с общественностью ЗабГУ дали возможность теснее взаимодействовать с московскими коллегами. До настоящего времени читинские преподаватели сами ездили в Москву на разного рода мероприятия.
В здании историко-филологического факультета в 38-й аудитории собрались преподаватели, студенты, руководители и забайкальские журналисты. Елена Леонидовна прочитала лекцию «О новых явлениях в медиасреде». Цитата: «Москвичам эти явления видятся под одним ракурсом, а забайкальцам – под другим, что и характеризует эту среду в целом».
Если медиа является носителем информации, то оно вплотную входит путём цифровизации в производственные процессы. Чтобы было понятнее простому пролетарию из ХХ века, который тогда работал на универсальном оборудовании, объясню на небольшом примере работы в механическом цехе на любом машиностроительном заводе.
Один рабочий стоял у станка всю смену, 9–10 часов. Это был токарь. А рядом трудился фрезеровщик, точно такое же количество времени. За ним стоял шлифовщик, сверловщик, и так далее согласно технологическому процессу. То есть один станок – один человек. И тут в работу вмешиваются субъективные причины, ведь человек – не робот. И тогда вступает в строй цифровизация производства. Это оборудование и станки с числовым программным управлением, обрабатывающие центры, конвейеры, а человек здесь является техническим управляющим производственными процессами. Тем самым меняются условия труда.
Много полезного слушатели почерпнули из лекции Е. Вартановой. И всё это должно, как говорят технари, «внедряться в металл».
В завершении первого дня Елена Леонидовна вручила прошедшим онлайн-курсы повышения квалификации сертификаты. Помогала ей в этом зав. кафедрой журналистики ЗабГУ, доктор филологических наук Ирина Ерофеева. Заочные курсы повышения квалификации для преподавателей отделения журналистки и забайкальских журналистов организовала тоже Елена Вартанова. Такие курсы проводились впервые, и они стали большим подспорьем в повышении знаний в современной российской медиаиндустрии.
Журфак – это место гениев
Следующий день был посвящён пресс-конференции. Перед началом Елена Леонидовна тепло отозвалась о морозе, который в эти январские дни накрыл наш город.
На вопрос, можно ли называть военных блогеров военными корреспондентами, Елена Вартанова ответила: «Что касается военных корреспондентов, которые не связаны с редакцией, имеющей аккредитацию Роскомнадзора, но добровольно работающих в условиях спецоперации… Это люди очень смелые, и я отдаю им дань. Но получается, что за их здоровье никто ответственности не несёт».
Вопрос: «Будучи руководителем факультета, как вы строите взаимодействие с командой, занимаетесь ли вы подбором преподавательского состава и какие есть критерии для ваших педагогов?»
Ответ: «Кадры – это сложно. В любом университете руководитель любит выращивать своих людей, и мы также стараемся выращивать своих студентов, отправляя потом их на практику, в аспирантуру, готовя из них преподавателей. Классических преподавателей у нас практически нет. Поэтому команду формирую всегда из своих. Журфак, фактически, это место гениев, тут люди объединяются. Гораздо проще вырастить из своего, т.к. у своих подход к работе такой же, как и у меня. У меня защищалось около 60 кандидатов и докторов, так что есть из кого выбирать. При приёме преподавателя приходится учитывать его публикационную активность, объём нагрузки, его квалификацию, это если он работал на 0,5 ставки. А так, при наличии вакансии преподавателя, назначаются выборы. Так что эта должность выборная».
Вопрос: «Хотелось, чтобы вы кратко рассказали о своей общественной деятельности».
Ответ: «Союз журналистов воспринимаю как важнейшую основу единого понимания профессии, это основа наших профессиональных стандартов. Я с удовольствием принимаю участие в работе Союза, т.к. мы можем построить мостик между профессионалами, которые достигают больших результатов, и молодыми людьми, которые в профессию только приходят. И надо формировать понимание важности профессии, её цельности и её внутренней солидарности. Моя миссия – подготовить новое поколение для российской журналистики, чтобы оно было неотъемлемой частью нашего профессионального сообщества. У нас много появилось талантливых журналистов в 90-е годы. Талантлив каждый по-своему. Классики 20-х годов нового века рождаются на наших глазах… Мы, уважая своё прошлое, должны смотреть в будущее. И мы принимаем опыт российской журналистики целиком – весь опыт, который был наработан со времён первого журналиста».
Валерий Миронов,
фото автора