Киноскоп – «кино» (от древнегреч. «kineo») – «двигаюсь» + «скоп» («skopeo») – «смотрю». Телескоп – (от древнегреч.) «tele» – «далеко» + «skopeo» – «смотрю».
Над нашей головой кинонебосвод 2023 года… Не слишком-то нынче богатый на звёздные россыпи фильмов и ярко светящие туманности новых, оригинальных кинопроектов. Причины известны – блокировка в зрительско-визуально-оптическом «диапазоне» одной недружественной мощной мировой «фабрикой грёз» порядка двух десятков крупных зрелищных синемаобъектов – о них мы поговорим отдельно в следующий раз. Ну а в данный момент я вновь приглашаю вас, друзья, продолжить ознакомительный обзор-наблюдение по ряду интересных и оригинальных синемазвёзд, планет и туманностей кинонебес 2023 года, которые впоследствии нам предстоит увидеть в полной мере во всех кинотеатрах Читы, а также на экранах кинематографов Забайкальской государственной кинокомпании. Поднимаемся в нашу кинообсерваторию, солнце как раз ушло за горизонт… Поднять наш кинотелескоп.
Вся оптика ещё с прошлого раза осталась в настройке максимального режима увеличения. Направление – во-о-он тот невероятно полыхающий чередой багровых вспышек квадрант кинонебесной сферы. Переключаю тайм-фокусировку на… Что это? Стекло объектива звенит, угрожая треснуть от удивления и… шока – по снежно-лесистой местности навстречу нам несётся пилотируемая… печь!
По щучьему велению
Протираю глаза. Какая-то чертовщи… Нет! Скорее щуковщина! На печи сидит весёлый парняга и управляет ей, а вокруг уже виден град сказочный, затейливо-деревянный…
Так отчего же «щуковщина»? А от того, что мы находимся в мире чудесном, наколдованном хвостато-чешуйчатой героиней – Щукой да новосказочником-режиссёром Александром Войтинским, картинами фантастическими известным («Чёрная молния», 2009; «Ёлки», 2010; «Дед Мороз: Битва магов», 2016). А мир этот, нами ныне наблюдаемый через нашу синемаоптику, зовётся фильмом «По щучьему веленью». Сюжет одноимённой русской сказки, по которой снимается кино, известен каждому с детства, хотя режиссёр и изменил некоторые моменты.
Сюжет: если ты идёшь на рыбалку, будь готов к тому, что вытянешь рыбу своей мечты – волшебную Щуку, которая может исполнить три любых желания. Только Емеля (Никита Кологривый – «Подольские курсанты», «Девятаев») спустил два желания на ветер, а третье решил приберечь. Поэтому, чтобы добиться руки дочери Царя-батюшки (Роман Мадянов) Анфисы (Алина Алексеева – «Поехавшая», 2023; «Нефутбол», 2021), пришлось ему действовать самостоятельно, без волшебной силы. А царевна Анфиса, надменно-взбалмошная, в чёрном платье роскошном да в кринолине высоком, что бы от Емели – простого парня деревенского – отделаться, отправляет его то скатерть-самобранку раздобыть, то вообще в царство мёртвых к Кощею (Фёдор Лавров – «Легенда о Коловрате», 2017; «Аманат», 2021) наведаться… Помогать Емеле будет Щука, которая без своей чешуи и хвоста с плавниками предстанет обычной девушкой Василисой (Мила Ершова – «Чекаго», 2022; сериал «Фандорин. Азазель», 2022) – красавицей, но с немного дерзкими замашками и очень профессиональными магическими знаниями и практикой…
Создатели новой киносказки (первая экранизация была в 1938 году) максимально отказались от использования компьютерной графики в пользу «реализма» оптических комбинированных и трюковых съёмок, а также настоящих декораций (включая печь, развивающую скорость до 50 км\час).
Свободное падение
…Оставаясь в российском квадранте, начинаю плавно переводить наблюдательное устройство на точку, расположенную от нас в 79 сутках. Резкий, раздирающий мозг вой сирены! Такое впервые! Что происходит? Бросаю взгляд на дату – 8 июня. Под объективом кинотелескопа – Земля. Атмосфера беснуется в пульсирующих разноцветных сполохах холодной плазмы. Счётчики смертельного излучения зашкаливают. Бушует чудовищный протонный шторм – результат мощнейшей вспышки на Солнце…
Мы в недалёком будущем. Над Землёй дрейфует огромная пилотируемая орбитальная станция «Дельта». Выполняя текущие профилактические работы за бортом, один из членов команды ремонтников Максим Бортников (Александр Кузнецов – «Сердце Пармы», 2022) в момент катастрофы оказался отрезан от остальных. Остался один в космическом пространстве. Начал опасное, бесконечное «Свободное падение» – именно так назвал своё детище режиссёр-дебютант в большом кино Олег Уразайкин.
Сюжет: скафандр российского космонавта функционирует всё хуже. Силы заканчиваются, а связь с людьми почти утрачена. На помощь ему приходит только диспетчер Анна, которая осталась одна где-то на станции. Она уговаривает его не сдаваться и продолжать бороться, ведь ей тоже нужна помощь: с ней что-то произошло, и она не может выбраться со станции. Теперь Максиму придётся рисковать не только ради спасения собственной жизни, но и чужой…
Сто лет тому вперёд
…Вой сирены стихает. Оставаясь во всё том же российском секторе, перевожу кинотелескоп в чуть более спокойный, но совершенно загадочный квадрант, где бурлит и клубится событиями таинственная, интенсивно светящаяся синематуманность, столкновение с которой прогнозируется на 28 декабря сего года.
Все события там происходят… «Сто лет тому вперёд»! Сюжетный спектр излучения этой загадочной туманности до боли знаком и всё же нов: Колька Герасимов (Марк Эйдельштейн – «Праведник», 2023) – обычный современный москвич, тусуется с друганами, слушает рэп и отчаянно режется в видеоигры, нисколько не заботясь о будущем, пока сам не попадает в это самое Прекрасное Будущее Далёко… «Далёко», как выяснилось, бывало местами и не особо «прекрасным»: сто лет тому вперёд недавно отгремела межгалактическая война. Земная коалиция победила врага и стала жить вполне счастливо. Где-то в этом мире вместе с отцом, профессором космобиологом Игорем Селезнёвым (К. Хабенский), проживает его дочь Алиса, знаток инопланетной фауны, боевых искусств и истории галактики. Мама Алисы Кира Селезнёва (Виктория Исакова – «Остров», 2006) погибла в одном из сражений последней войны… Но, тем временем, у разбитых пиратских сил остались предводители, которые готовятся к новому наступлению. Преступные главари намерены вернуться в прошлое и изменить результат войны, а Коля становится их невольным помощником в путешествиях сквозь время. В будущем Коля встречает ни на кого не похожую девушку Алису, которая нуждается в помощи, но не желает в этом признаваться. Удастся ли Коле помочь Алисе, спасти Вселенную и… не завалить экзамены?
Итак, перед нами «Сто лет тому вперёд» – один из самых непредсказуемых, хотя и достаточно масштабных синемаобъектов отечественного кинонебосклона 2023 года, созданный режиссёром Александром Андрющенко («Напарник», 2017; «Ёлки», 2010), поскольку является второй по счёту экранизацией известной повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» от 1978 года. Первой была, как известно, ныне культовая «Гостья из будущего» (1984). В новой экранизации повести Алиса Селезнёва, как и Коля Герасимов, будут явно старше.
Интересный факт. Имя и фамилию исполнительницы главной роли в фильме «Сто лет тому вперёд» создатели предпочитают держать пока в тайне.
Баба Яга – мужчина
Трр-ррр… А это ещё что? Дробь щелчков по корпусу кинотелескопа… А вот и целая очередь… Ещё… Да что происходит? Вот уже и стекло объектива звенит, угрожая треснуть… Это что, пули? Я ведь всего-навсего перевёл наше наблюдательное устройство в видимый сектор американской части киносферы 2023-го… Так и есть – пули! Мы в центре серьёзной разборки. А перед объективом крупным планом (ещё бы – максимально близкое расстояние до рассматриваемого синемаобъекта – 23 марта сего года, то бишь уже послезавтра) лицо… Бабы Яги!
Но нет. Мы не в русской народной сказке. Верней, в сказке, да только в весьма современной, жёсткой, смертельно опасной, довольно кровавой (с горами поверженных свирепых ворогов), зубодробильно-резкой, чрезвычайно разнокалиберной (в смысле оружия, включая восточноазиатские «прибамбасы»), захватывающе динамичной. И в сказке этой главный герой – Баба Яга – брутальный, лохматый, не слишком бритый… дядька! Baba Yaga – это профессиональный псевдоним американца, но «по натуре» – этнического белоруса «с сединкой» и цыганскими кровями. Имя бывшего киллера, ныне пенсионера, в миру и в названии будущего одноимённого боевика в стиле неонуар – «Джон Уик – 4».
Сюжетная спектрограмма данного американского кинозвёздного объекта – четвёртой части успешной франшизы, начатой в 2014 году режиссёром Чадом Стахелски, – максимально сжата, лаконична и секретна: как известно, в третьей части Уик находит убежище у Голубиного короля (актёр Лоренс Фишберн – франшиза «Матрица», 1999–2021; «Сквозь горизонт», 1997.) Далее Джон Уик (Киану Ривз – франшиза «Матрица» 1999–2021; «День, когда Земля остановилась», 2008) находит способ одержать победу над всемирным правлением кланов киллеров. Однако, прежде чем он сможет заслужить свою свободу, ему предстоит сразиться с новым врагом и его могущественными союзниками.
Вот, пожалуй, и всё о новых похождениях крутого Бабы Яги. Впрочем, этого достаточно, поскольку он начнёт лихо орудовать и класть штабелями нехороших дядек и тётек уже, послезавтра, 23 марта, на всех экранах кинотеатров столицы Забайкалья и синематографах нашего славного края.
Интересный факт. Перед съёмками четвёртой части франшизы о суровой, непобедимой Бабе Яге Киану Ривз освоил, помимо восточного холодного оружия, также и нунчаки, а далее 58-летний актёр заявил, что будет играть Джона Уика, пока его «держат ноги».
* * *
А теперь самый подходящий момент перевести кинотелескоп в самый… Однако, всё. Изображение в окуляре начинает стремительно расплываться и засвечиваться. Это восходит Солнце… Значит, корпус кинотелескопа направить вниз. Оптические части – под защитные футляры. На корпус – чехол. До следующего вторника – продолжения экскурса по самым интересным объектам кинонебосклона 2023 года!
Сергей БАЛАХНИН,
фото автора