50 лет… Полёт нормальный! Часть 2
Завтра, 12 апреля, великая веха в истории цивилизации Земли и великой державы СССР – первый полёт человека – Юрия Алексеевича Гагарина! – в космос. И сегодня наш читательский экипаж продолжает космическую исследовательскую миссию к одному из самых известных, зрелищных и успешных проектов за всю историю отечественного фантастического кинематографа – картине режиссёра Ричарда Викторова «Москва – Кассиопея» (1973).
Отряд кинокосмонавтов
21 марта 1972 года проект «Москва – Кассиопея» был полностью утверждён Госкино и запущен в производство, а уже в начале апреля Ричард Викторов занялся главными героями. Найти подходящих космонавтов-школьников оказалось делом непростым. Режиссёром и ассистентами были просмотрены более тысячи мальчишек и девчонок 12–13-летнего возраста, горящих желанием «лететь в космос».
Командира звездолёта «ЗАРЯ» и научного руководителя экспедиции Виктора Середу (см. фото экипажа на иллюстрации-заставке, слева направо) в лице Миши Ершова нашли совершенно случайно. На репетиции парада, посвящённого дню рождения доблестной пионерии, к Ершову подошла ассистент режиссёра. Приняв её поначалу за злобную тётку, которая собирается заставить его нести тяжёлые плакаты, мальчуган хотел тут же драпануть прочь. Однако ушлая женщина всё же успела всучить ему приглашение на фотопробы.
Первый пилот и бортинженер звездолёта Павел Козелков – Саша Григорьев – удрал с контрольной по алгебре: вместо решения уравнений решил заделаться космонавтом и сам пришёл на пробы.
Штурман Михаил Копаныгин – Володя Савин – уже имел опыт в кино и был приглашён лично Викторовым.
Экзобиолога «ЗАРИ», «холодную» красавицу Варвару Кутейщикову – Олю Битюкову – нашли в самый последний момент. О ней случайно вспомнил сам режиссёр, поскольку был дружен с отцом Оли, актёром Борисом Битюковым.
Врача звездолёта Юлию Сорокину – Надю Овчарову – обнаружили в хоре Института художественного воспитания под руководством Соколова. Поскольку девочка оказалась слишком красивой, режиссёр, дабы не затмевать «главную» даму-космонавта Кутейщикову, водрузил на нос Нади очки в строгой чёрной оправе по типу своих собственных.
Геолог экспедиции Екатерина Панфёрова – Ира Попова – была в картотеке студии им. Горького, поскольку уже успела сняться в двух детских фильмах.
Ну а «космического зайца» рыжей масти, спеца по внеземным цивилизациям Федьку Лобанова (он же Лоб) – Володю Басова – привела, едва ли не силком, его мама, актриса Наталья Фатеева.
Самым «хитрым» и загадочным персонажем «Кассиопеи» – ИОО (этакий современный волшебник-спецагент, «человек в чёрном») стал Иннокентий Смоктуновский.
Надо заметить, проект Викторова блистал участием взрослого созвездия актёров. Лев Дуров, отец и сын Меркурьевы, Наталья Фатеева, Раиса Рязанова. В целях экономии финансовых средств, а также собственных душевных сил режиссёр снял заодно и всю свою семью (в эпизодах): актрису Надежду Семёнцову, семилетнего сына Колю и двенадцатилетнюю дочь Аню.
Интересно, что если юные кинокосмонавты с энтузиазмом рвались к Альфе Кассиопеи – звезде Шедар, то взрослые актёры в лице Льва Дурова и Иннокентия Смоктуновского высказывали полное неверие в успех фильма.
Старт с «нештатной ситуацией»
В исторический день 29 августа 1972 года начались съёмки в будущем самого популярного и самого кассового за всю историю отечественного кинематографа фантастического фильма, как сейчас бы сказали, блокбастера «Москва – Кассиопея». Традиционного у русских киношников разбивания «на удачу» тарелки и команды «Мотор!» в этот день так и не произошло: на студии имени Горького в этот день не оказалось «киногорючего» – цветной киноплёнки. Вся партия, пришедшая с производственного предприятия «Свема» оказалась бракованной. Лишь спустя неделю группа разбила тарелку и сняла первый эпизод «У школы», где будущий командир звездолёта Витя Середа искал автора лирической записки, переданной ему на сборе астрономического кружка.
Зависть космонавта
Далее, после съёмок ряда «земных» сцен, наступил внезапный простой. Декорации интерьеров звездолёта, предложенные художником Константином Загорским, оказались настолько сложными, изобилующими мелкими техническими деталями, что построить их в запланированные два-три месяца не удалось. Процесс создания корабельных помещений в павильоне №5 студии им. Горького – двух одинаковых отсеков управления (один со специальными приспособлениями для съёмок невесомости), биоцентра, медотсека, учебной комнаты, отсека «Сюрприз», где герои фильма могли моделировать самые разные интерьеры и уголки природы; жилых кают, коридоров, стартового ангара – занял аж девять месяцев! А ещё была постройка (в натуральную величину!) десантных «шаттлов» – капсул, в которых юные космонавты должны были высадиться на чужую планету! Но игра, как говорится, стоила свеч: зайдя в рубку «ЗАРИ», космонавт Береговой с коллегами просто ахнул и мечтательно, даже с завистью, произнёс: «Эх, мужики, вот нам бы такой корабль! Настоящий…»
Режиссёр – шпион!
Полностью построенная к кинокосмическому полёту «ЗАРЯ» была готова лишь к концу июля 1973 года. Но за пару месяцев до того режиссёра Ричарда Викторова и оператора-постановщика Андрея Кириллова едва не обвинили в… шпионаже! Киношники собрались снимать один из самых грандиозных эпизодов фильма – старт звездолёта. Подготовили масштабную декорацию космодрома и… В общем, весь отснятый материал был немедленно изъят соответствующими органами, поскольку, несмотря на фантастический антураж, он оказался слишком… реалистичным! В то время многое, что было связанно с освоением космоса, в СССР было засекречено (впрочем, как и в США), а потому киношники могли запросто попасть под статью «шпионаж и разглашение государственной тайны». Не помогло и вмешательство главного консультанта проекта, летчика-космонавта Георгия Берегового. Снятое не вернули. Викторову, к его большой досаде, пришлось прибегнуть к монтажу и незапланированным комбинированным съёмкам. Потому старт звездолёта получился не столь впечатляющим. Правда, вся остальная масса оптических спецэффектов и трюковых съёмок сторицей компенсировала неудачу со стартом.
Парящие в невесомости
Взять ту же невесомость – один из самых сложнопостановочных в фантастическом кинематографе эффектов. Сам знаменитый Стивен Спилберг, просматривая «Кассиопею», был в полном восторге и… недоумении: как русским, теперь уже 50 лет назад, без компьютерных технологий удалось снять такие реалистические кадры с парением человека в воздухе? Да ещё обойти самого Стэнли Кубрика с его эпохальной «Космической одиссеей 2001 года»! У него в сценах с невесомостью мог фигурировать лишь один человек, у русских в кадре действовали сразу трое космонавтов!
«Чуда» добился инженер-конструктор киногруппы Валерий Павлотос, создав один из самых удивительных кадров в «Кассиопее»: пилот Козелков бежит в магнитных ботинках по стенам и потолку коридора звездолёта мимо сидящего на полу Вити Середы (он ботинком приклеился суперклеем Лба), затем в коридоре появляется парящий в невесомости Копаныгин…
Декорацию коридора построили внутри каркаса с использованием узлов от цилиндрической печи (списанной на заводе) по перемалыванию щебня в цемент, длиной около 20 метров, диаметром в 3 метра. Установили сооружение на ролики. По команде «Мотор! Съёмка…» помощники киногруппы тянули тросы, плавно вращая декорацию вокруг собственной оси. Кинокамера оператора по этой же оси вращалась вместе с «коридором». Приклеенный Миша Ершов (командир Середа) был действительно «приклеен» жёстким креплением к полу и поворачивался вместе с декорацией, Саша Григорьев (пилот Козелков) тем временем при вращении декорации передвигался то по стене, то по потолку коридора. Теперь легко догадаться, как всё смотрелось в кадре киноаппарата…
Чтобы усилить эффект невесомости и динамики, в дальнем конце коридора появлялся парящий в воздухе штурман «Зари» Копаныгин – под комбинезон Володи Савина инженер Павлотос спрятал специальный корсет, и парнишку «пристыковали» к длинной металлической трубе, невидной за телом юного актёра. По команде режиссёра Володю «выдвигали» на этой трубе в коридор и вращали её. В кадре Копаныгин «парил» в невесомости…
Результат трудов кинематографистов – невероятно реалистичная, эффектная, беспрецедентная в истории мировых комбинированных съёмок, связанных с изображением невесомости, сцена, поставившая в восторженный тупик не только отечественных, но и голливудских киноспецов, обрывавших телефоны студии им. Горького в надежде узнать секрет…
Отмечу, что все (!) трюки, даже тяжёлые и сложные, в обеих частях дилогии актёры-школьники выполняли без каких-либо дублёров. Впрочем, об одном из них, весьма рискованном, я всё же расскажу позже, а пока… Стоп! Двигатели – на торможение! Вернёмся к разговору о кинокосмосе 25 апреля
А в следующей «Телемании» расскажу о премьере современного российского многомиллиардного и тоже космического…
Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрация автора