Когда Президент России объявил наступивший 2023-й Годом педагога и наставника, Петровск-Забайкальская центральная районная детская библиотека открыла интерактивный портал «Слово во славу учителя» о тех, кто учил и учит детей в нашем районе.
Как рассказала автор проекта и заведующая методическим отделом ЦРДБ Вера Фатеева, на призыв присылать рассказы о педагогах земли Петровской живо откликнулись коллеги из поселенческих библиотек, собравшие воспоминания об учителях ушедших лет и педагогах нынешних дней. Уже скоро на литературный парад выстроились живые учительские истории. Здесь, в сокращённой версии, лишь некоторые из них, о педагогах, ушедших в мир иной, но оставивших о себе светлую память.
Просветитель
Старожилы села Обор хорошо помнят учителя начальных классов и директора начальной школы довоенных лет (начала 30-х годов) Василия Степановича Белошапкина, приехавшего сюда по распределению после окончания Петровск-Забайкальского педучилища. Он сыграл заметную роль не только в повышении грамотности сельчан, но и культурно-просветительного уровня населения. В те годы в деревне было много неграмотных. Молодой директор школы организовал занятия с жителями села в вечернее время по обучению их хотя бы основам грамоты, умению писать и читать, в общей сложности курс занимал 40 вечеров. В классах Василий Степанович обучал глухонемых детей из двух оборских семей.
Белошапкин не довольствовался рамками школьной программы, а шёл много дальше: ввёл уроки труда, на которых мальчишки постигали столярное дело, а девчонки – искусство вышивания. Попутно он обучал своих учеников нотной грамоте, так как сам умело играл на гармошке и мандолине. Благодаря Белошапкину в школе появились хорошие наглядные пособия, которые он изготавливал и оформлял сам, потому что хорошо рисовал.
В Оборе тех лет не было электричества, телефонной связи, радио и кино. В здании школы директор показывал своим ученикам диафильмы. И это было большим чудом. Для работы фильмоскопа требовалась подсветка, для этой цели Василий Степанович приспособил специальный светильник, работавший на ацетилене. А какие он устраивал новогодние ёлки для детей и взрослых! Ёлочные украшения сам вырезал из бумаги и картона. Маленькие восковые свечки на прищепках делали ёлку нарядной и загадочной.
После занятий Василий Степанович часто устраивал экскурсии на природу для деревенской детворы. Летом наравне со всеми был занят на сельскохозяйственных работах. Вместе с оборским умельцем Андреем Францевичем Курпишевым они построили водяную мельницу.
Хорошо сложенный физически, Василий Степанович устраивал для молодёжи спортивные соревнования. Сам же, разогнавшись на велосипеде, мог встать ногами на сиденье и лихо проехаться. В клубе устраивал самодеятельные представления, являясь их активным участником.
В быту был умелым и практичным. Мог сшить сапоги, для чего имел полный набор сапожных колодок и деревянных сапожных берёзовых гвоздиков, которыми прибивал подошвы. Для столярных работ в хозяйстве тоже был всевозможный инструмент. Умелец мог изготовить любой бочонок. Легко давались ему работы жестянщика – делал тазы, умывальники, вёдра…
Василий Степанович очень любил свою профессию, и когда наступал новый учебный год (по воспоминаниям родственников), всегда говорил: «Наступают мои золотые денёчки!»
Великая Отечественная война разрушила все планы. Василий был призван на фронт, в боях тяжело ранен. Прах учителя-просветителя из забайкальского села Обор покоится в Акмолинске (Целинограде, ныне Астана).
Краевед-археолог
Ученики Тарбагатайской семилетней школы (такой она была в годы войны) хорошо помнят многих своих наставников. Помнят и нелёгкое время, когда взрослые и дети участвовали в воскресниках, работали в колхозе – копали картошку, собирали на полях колоски, помогая фронту.
Одним из учителей, которые помнятся доныне, был Николай Иванович Лазарев, уроженец села Тарбагатай, выросший в большой дружной рабочей семье. Ученье с малых лет привлекало Николая. В 1937-м он пришёл в школу учителем начальных классов, заочно окончил Петровское педучилище. Преподавал историю, математику, физкультуру и труд.
В грозном 1941 году Николая Ивановича назначили завучем, а в 1942-м – директором школы. За время войны учителя три раза призывали в армию и столько же давали бронь, назначив командиром партизанского отряда на случай оккупации японцами.
Лазарев – первый собиратель истории Тарбагатая. Пытливый исследователь, он постоянно встречался со старожилами, водил школьников на экскурсии, рассказывал о раскопках и открытии стоянок древнего человека. Создал домашний музей, где было много интересных экспонатов, в том числе бивни мамонта. Руководил краеведческим кружком. Тарбагатайца даже приглашали на археологические раскопки от Читинского пединститута.
Для Николая Ивановича, родившегося и выросшего в Тарбагатае, здесь было дорого всё: широкие улицы, тропинки, покосившиеся заборы, резные ставни… И он старался остановить мгновение – фотографировал на память всё, чем живут сельчане.
Двадцать три года Николай Иванович Лазарев был директором местной школы. Плечом к плечу рядом с ним была супруга и коллега Вера Акимовна. Лазаревы воспитали троих детей. Сын Борис пошёл по стопам родителей, тоже став хорошим учителем, и в Москве получил высокую награду – звание «Народный учитель».
Много интересных материалов сохранилось в домашнем музее Николая Лазарева. При своей жизни создать музей в селе ему так и не удалось. Но малая родина помнит своего учителя высоким, статным, седовласым, с улыбкой на добром и открытом лице. Ничто не забыто…
Педагог – не звание, а призвание
История небольшого села Кондабаево, которое привольно раскинулось на берегу Хилка, неразрывно связана с педагогами Чепцовыми Романом Далаевичем и Елизаветой Фёдоровной.
Строгий, но справедливый Роман Далаевич, добрейшей души Елизавета Фёдоровна – эта семейная пара отдала всю свою любовь, знания и мудрость сельским ребятишкам. Сколько их было в их учительской судьбе!
Чепцовых помнят честными, добросовестными, принципиальными. До встречи и до начала педагогической деятельности у каждого из них была своя жизненная дорога, своя судьба. Роман поступил в Петровск-Забайкальское педагогическое училище. Проучившись полтора года, был призван в армию и направлен учиться на лётчика в Балейский аэроклуб, который располагался в то время в Петровске-Забайкальском и селе Тарбагатай. Но началась Великая Отечественная война, и в связи с нехваткой самолётов Романа Чепцова направили в школу радистов в посёлок Мальта Иркутской области, после окончания которой он был отправлен на фронт.
В отдельной разведроте 41-й гвардейской ордена Суворова Корсунь-Дунайской стрелковой дивизии радист Чепцов прошёл от Смоленска до Чехословакии. Участвовал в Курской, Корсунь-Шевченской, Яссо-Кишиневской, Харьковской, Днепровской, Будапештской и Венской битвах. Принимал участие в освобождении Украины, Молдавии, Болгарии, Румынии, Югославии, Венгрии, Австрии, Чехословакии. Форсировал реки Днестр, Донец, за что был представлен к ордену Красного Знамени. Было много-много других наград. Победу наш земляк встретил в мае 1945 года в Чехословакии. Но вернуться в родное село ему довелось только в 1947 году после демобилизации…
Хотите узнать, что было дальше? Читайте продолжение в следующем номере. Или заходите на библиотечный портал! Там сотни удивительных историй и фотографий. А ещё – помогайте библиотекарям своих районов создавать такие же интерактивные книги. Пока память жива.
Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ, по материалам портала «Слово во славу учителя»
фото пзбиб.рф