Парад учительских историй

Когда Президент России объявил наступивший 2023-й Годом педагога и наставника, Петровск-Забайкальская центральная районная детская библиотека открыла интерактивный портал «Слово во славу учителя» о тех, кто учил и учит детей в нашем районе.

Как рассказала автор проекта и заведующая методическим отделом ЦРДБ Вера Фатеева, на призыв присылать рассказы о педагогах земли Петровской живо откликнулись коллеги из поселенческих библиотек, собравшие воспоминания об учителях ушедших лет и педагогах нынешних дней. Уже скоро на литературный парад выстроились живые учительские истории. Здесь, в сокращённой версии, лишь некоторые из них, о педагогах, ушедших в мир иной, но оставивших о себе светлую память.

Просветитель

Старожилы села Обор хорошо помнят учителя начальных классов и директора начальной школы довоенных лет (начала 30-х годов) Василия Степановича Белошапкина, приехавшего сюда по распределению после окончания Петровск-Забайкальского педучилища. Он сыграл заметную роль не только в повышении грамотности сельчан, но и культурно-просветительного уровня населения. В те годы в деревне было много неграмотных. Молодой директор школы организовал занятия с жителями села в вечернее время по обучению их хотя бы основам грамоты, умению писать и читать, в общей сложности курс занимал 40 вечеров. В классах Василий Степанович обучал глухонемых детей из двух оборских семей.

Белошапкин не довольствовался рамками школьной программы, а шёл много дальше: ввёл уроки труда, на которых мальчишки постигали столярное дело, а девчонки – искусство вышивания. Попутно он обучал своих учеников нотной грамоте, так как сам умело играл на гармошке и мандолине. Благодаря Белошапкину в школе появились хорошие наглядные пособия, которые он изготавливал и оформлял сам, потому что хорошо рисовал.

В Оборе тех лет не было электричества, телефонной связи, радио и кино. В здании школы директор показывал своим ученикам диафильмы. И это было большим чудом. Для работы фильмоскопа требовалась подсветка, для этой цели Василий Степанович приспособил специальный светильник, работавший на ацетилене. А какие он устраивал новогодние ёлки для детей и взрослых! Ёлочные украшения сам вырезал из бумаги и картона. Маленькие восковые свечки на прищепках делали ёлку нарядной и загадочной.

После занятий Василий Степанович часто устраивал экскурсии на природу для деревенской детворы. Летом наравне со всеми был занят на сельскохозяйственных работах. Вместе с оборским умельцем Андреем Францевичем Курпишевым они построили водяную мельницу.

Хорошо сложенный физически, Василий Степанович устраивал для молодёжи спортивные соревнования. Сам же, разогнавшись на велосипеде, мог встать ногами на сиденье и лихо проехаться. В клубе устраивал самодеятельные представления, являясь их активным участником.

В быту был умелым и практичным. Мог сшить сапоги, для чего имел полный набор сапожных колодок и деревянных сапожных берёзовых гвоздиков, которыми прибивал подошвы. Для столярных работ в хозяйстве тоже был всевозможный инструмент. Умелец мог изготовить любой бочонок. Легко давались ему работы жестянщика – делал тазы, умывальники, вёдра…

Василий Степанович очень любил свою профессию, и когда наступал новый учебный год (по воспоминаниям родственников), всегда говорил: «Наступают мои золотые денёчки!»

Великая Отечественная война разрушила все планы. Василий был призван на фронт, в боях тяжело ранен. Прах учителя-просветителя из забайкальского села Обор покоится в Акмолинске (Целинограде, ныне Астана).

Краевед-археолог

Ученики Тарбагатайской семилетней школы (такой она была в годы войны) хорошо помнят многих своих наставников. Помнят и нелёгкое время, когда взрослые и дети участвовали в воскресниках, работали в колхозе – копали картошку, собирали на полях колоски, помогая фронту.

Одним из учителей, которые помнятся доныне, был Николай Иванович Лазарев, уроженец села Тарбагатай, выросший в большой дружной рабочей семье. Ученье с малых лет привлекало Николая. В 1937-м он пришёл в школу учителем начальных классов, заочно окончил Петровское педучилище. Преподавал историю, математику, физкультуру и труд.

В грозном 1941 году Николая Ивановича назначили завучем, а в 1942-м – директором школы. За время войны учителя три раза призывали в армию и столько же давали бронь, назначив командиром партизанского отряда на случай оккупации японцами.

Лазарев – первый собиратель истории Тарбагатая. Пытливый исследователь, он постоянно встречался со старожилами, водил школьников на экскурсии, рассказывал о раскопках и открытии стоянок древнего человека. Создал домашний музей, где было много интересных экспонатов, в том числе бивни мамонта. Руководил краеведческим кружком. Тарбагатайца даже приглашали на археологические раскопки от Читинского пединститута.

Для Николая Ивановича, родившегося и выросшего в Тарбагатае, здесь было дорого всё: широкие улицы, тропинки, покосившиеся заборы, резные ставни… И он старался остановить мгновение – фотографировал на память всё, чем живут сельчане.

Двадцать три года Николай Иванович Лазарев был директором местной школы. Плечом к плечу рядом с ним была супруга и коллега Вера Акимовна. Лазаревы воспитали троих детей. Сын Борис пошёл по стопам родителей, тоже став хорошим учителем, и в Москве получил высокую награду – звание «Народный учитель».

Много интересных материалов сохранилось в домашнем музее Николая Лазарева. При своей жизни создать музей в селе ему так и не удалось. Но малая родина помнит своего учителя высоким, статным, седовласым, с улыбкой на добром и открытом лице. Ничто не забыто…

Педагог – не звание, а призвание

История небольшого села Кондабаево, которое привольно раскинулось на берегу Хилка, неразрывно связана с педагогами Чепцовыми Романом Далаевичем и Елизаветой Фёдоровной.

Строгий, но справедливый Роман Далаевич, добрейшей души Елизавета Фёдоровна – эта семейная пара отдала всю свою любовь, знания и мудрость сельским ребятишкам. Сколько их было в их учительской судьбе!

Чепцовых помнят честными, добросовестными, принципиальными. До встречи и до начала педагогической деятельности у каждого из них была своя жизненная дорога, своя судьба. Роман поступил в Петровск-Забайкальское педагогическое училище. Проучившись полтора года, был призван в армию и направлен учиться на лётчика в Балейский аэроклуб, который располагался в то время в Петровске-Забайкальском и селе Тарбагатай. Но началась Великая Отечественная война, и в связи с нехваткой самолётов Романа Чепцова направили в школу радистов в посёлок Мальта Иркутской области, после окончания которой он был отправлен на фронт.

В отдельной разведроте 41-й гвардейской ордена Суворова Корсунь-Дунайской стрелковой дивизии радист Чепцов прошёл от Смоленска до Чехословакии. Участвовал в Курской, Корсунь-Шевченской, Яссо-Кишиневской, Харьковской, Днепровской, Будапештской и Венской битвах. Принимал участие в освобождении Украины, Молдавии, Болгарии, Румынии, Югославии, Венгрии, Австрии, Чехословакии. Форсировал реки Днестр, Донец, за что был представлен к ордену Красного Знамени. Было много-много других наград. Победу наш земляк встретил в мае 1945 года в Чехословакии. Но вернуться в родное село ему довелось только в 1947 году после демобилизации…

Хотите узнать, что было дальше? Читайте продолжение в следующем номере. Или заходите на библиотечный портал! Там сотни удивительных историй и фотографий. А ещё – помогайте библиотекарям своих районов создавать такие же интерактивные книги. Пока память жива.

Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ, по материалам портала «Слово во славу учителя»
фото пзбиб.рф

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)