Лет много, а душа молодая!

В сентябре нынешнего года наша землячка Любовь Антоновна Короткова встретит своё 93-летие. Много это или мало? Спросите у самой бабы Любы. Оптимистична, активна, любознательна… Душой она, как прежде, молода. И кажется, что ей года – не года. Хотя жизнь прожила нелёгкую.

Жила, к труду привычная

Родилась Любава на кяхтинской земле (что в Бурятии) в далёком 1927 году в многодетной трудолюбивой семье Антона и Анны Бурлаковых. Жили в отдалении, на участке Унго. Разводили лошадей, готовили лес. И сегодня, спустя многие годы, моя героиня помнит своих тружеников-родителей, братьев Ивана, Дмитрия, Илью, Семёна, сестёр Марию, Екатерину. А ещё то, как нелегко приходилось добираться с заимки до школы, хотя было у маленькой Любы огромное желание учиться. Всего-то 5 классов и окончила. А вскоре такое закрутилось, что было уже не до учёбы. Подвергся репрессии, аресту отец, а потом и вовсе сгинул глава большого семейства. Горевала Аннушка по своему Антону. Пришла и новая беда – война.

Люба маленькой была, а вот причитания, слёзы и стоны женщин – жён и матерей – слышны будто бы сегодня. До сельсовета, откуда отправляли на фронт новобранцев, добирались на лошадях. Ушли мужики, остались одни старики и подростки. Повзрослевших старших братьев Бурлаковых – Ивана, Дмитрия, Илью – забрали на фронт. С тех пор ни слуху, ни духу. Ни весточек, ни похоронок. Лишь слёзы и стенания безутешной матери. В грозном 1942-м перебрались Бурлаковы в село Хохотуй, оказавшись волею судьбы на земле петровской. С тех самых пор вся жизнь Любавы связана с Забайкальем, ставшим родным Хохотуем, который она считает своей второй малой родиной. Не в царские хоромы прибыли Бурлаковы, а ютились, как все остальные, в тесных сумрачных бараках.

По законам военного времени

Шёл девчонке пятнадцатый год, а спрос с детворы военной поры был как со взрослых. Вместе с бригадой таких же, как она, подростков, а ещё десятка женщин, работали на лесозаготовках в тайге. Вручили девчонке топор – подрубай, мол, лесину. А сил не хватает. Одежонка маломальская. Питание-тоже. Шестьсот граммов хлеба причиталось на сутки работнику. Придут вечером в барак и думают – сразу съесть лакомый кусочек хлебушка или же оставить на утро. Десять кубометров леса за смену – такова была трудовая норма выработки у каждого, независимо от того, сколько тебе лет. Не выполнишь норму – в барак не возвращайся. Сколько раз и ей приходилось греться у костра в тайге, на лесозаготовке. Летом всей бригадой отправлялись на лесосплав за сорок километров от села. Помнит, жили в будке прямо на воде. Сплав закончится, и снова в тайгу – на лесозаготовку. А Люба самая маленькая из всех по возрасту и росточку. Но маленькая, да удаленькая. Стоически выдерживала трудности и, как все, ждала победу.

Майским днём 1945-го решили передохнуть измождённые девчонки, устав от работы. Чтобы сохранить иссякающие силы, прилегли прямо здесь же, где и трудились. Но услышали радостный голос бригадира: «Девчата, хорош работать! Конец войне! Победа!» Кинулись в барак, а поставить на стол нечего, еды никакой. И нескоро ещё довелось досыта наесться хлебушка, надеть красивое платьице. Отзвуки войны ещё долго звучали в жизни и душах людей.

Иван да Люба нас зовут не зря

В сентябре 1945-го Любава встретила своё совершеннолетие. Однако жизнь гораздо раньше сделала её умудрённой, умеющей терпеть и переживать любые невзгоды. А ещё трудиться. На непосильных, отнюдь не женских работах она ломалась всю свою сознательную жизнь. Не распростилась с наступлением Победы с лестранхозом, лесозаготовками, тяжёлым, ответственным трудом. Не зря же восемь медалей за это имеет. Несчётное количество почётных грамот и благодарностей. Почти сорок лет стажа. Звание труженицы тыла и ветерана труда. За многие годы и раскряжёвщицей была, и грузчицей. Никакой работы не чуралась. Встретила на своём жизненном пути такого же упорного да трудолюбивого Ивана Короткова, который был родом, как она, из Кяхтинского района Бурятии, земляк. Зашёл как-то Ваня на огонёк в барак, здесь и приметил шуструю да глазастую Любаву. Запала в душу с первого взгляда. В мае 1947-го молодые познакомились, а в октябре уже в сельсовет сходили, узаконили отношения. Вспоминая об этом сегодня, Любовь Антоновна светлеет лицом. 57 лет прожили душа в душу с Ванюшей, хорошим хозяином, ласковым мужем и отцом. Вырастили двух дочек – Галину и Людмилу, дождались внуков и правнуков.

Дом в Хохотуе на улице Подгорной

Это уж в пятидесятые годы зажили крепко, благодаря своему труду и умению. А начинали с нуля, с чужих углов. В 1953-м сами, вдвоём построили уютный тёплый дом на улице Подгорной. Помнит Антоновна, как крышу крыли. Иван – внизу, Люба – наверху, на крыше. Бесстрашная была, упорная, целевая. А рядом такой же по натуре Иван Дмитриевич. Жили Коротковы основательно. Держали в хозяйстве свиней, коров, уток, гусей и курочек. Сажали много картошки, других овощей, летом выезжали на покосы, собирали в лесу грибы и ягоды. Их дом всегда был полной чашей. Жили дружно, трудились добросовестно в родном Хохотуйском лестранхозе. Как вышли на пенсию, собирались пожить да порадоваться тихому семейному счастью, внукам и правнукам. В 2005-м заболел и через три месяца умер на её руках Иван Дмитриевич. И Любовь Антоновна овдовела. Уж пятнадцатый год без любимого супруга, а всё никак не утешится.

После кончины супруга продала своё семейное гнёздышко и махнула в Балягу, к младшей дочери Людмиле. Поначалу сильно скучала по родному Хохотую, селянам. Бывало, как услышит гудок пригородного поезда, аж сердце зайдётся. Так бы и полетела на крылышках в родное село, на родную улицу Подгорную.

Жизнь продолжается

Однако жизнь продолжается, и время берёт своё. Несколько лет назад перебралась баба Люба в Петровск. Живёт в благоустроенной уютной квартире со всеми удобствами. С большим желанием ездит в гости к старшей дочери Галине на улицу Журавлёва помыться в баньке, пообщаться. С неменьшим удовольствием возвращается в свою квартирку, где у Антоновны свой особый мир – тишины, умиротворения и воспоминаний. На окнах цветы – увлечение всей её жизни. На столе – журналы и газеты, на тумбочке против дивана – современный телевизор, смотрит бабушка, что происходит в мире за стенами её маленькой квартиры. Всегда под рукой мобильный телефон, по которому баба Люба, не отставая от времени, активно и с удовольствием общается с родными. А перед глазами – большой портрет, с которого пристально смотрит её дорогой Ваня, Ванечка, Ванюша, любовь её жизни. Бывает, она присаживается к портрету и, разглядывая до боли знакомые черты, начинает рассказывать о том, как живёт без него, своего суженого, чем наполнены её дни и нынешняя жизнь. Какими стали их внуки и правнуки. Как сильно она скучает по родному Хохотую и односельчанам, многих из которых уже тоже нет в живых. Отведя душу, вздохнёт и вернётся к делам мирским. Начнёт готовить вкусненькое – котлетки или пельмешки, может испечь пышных ватрушек. Всегда ждёт дорогих гостей. Когда приезжает старший внук Виталий, у бабы Любы – праздник. Всё лучшее – на стол, для дорогого гостя. А он и продуктов купит, и лекарства нужные из аптеки принесёт. И расспросит, и утешит, и побеседует с любимой бабулей. Вообще, вниманием родных она не обделена. Их успехам искренне радуется. И молит, чтобы никогда не было проклятущей войны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)