Home video, или Кино по-домашнему. Часть 3

В далёком-далёком 1932 году советский инженер и изобретатель К.Л. Исупов предложил производить запись на магнитной ленте не вдоль её поверхности, как на обычных магнитофонах, которые в то время должны были вот-вот появиться (первый коммерческий ленточный магнитофон был выпущен в Германии в 1935 году), а поперёк.

Спустя 24 года, точнее, 14 марта 1956 года, произошла революция, плод которой, помимо профессионального применения, в первую очередь на телевидении, породил то самое home video – домашнее кино – в его главном смысле! В этот знаменательный день другой русский гений, инженер-эмигрант (выехал из страны в конце Гражданской войны) Александр Матвеевич Понятов и сотрудники его компании AMPEX (аббревиатура, образованная от инициалов Понятова + «EX» – от англ. Excellency, то есть «Ваше превосходительство»), представили в Чикаго первый в мире полноценный видеомагнитофон Ampex VR-1000!

Это был студийный аппарат, способный осуществлять качественную запись (и воспроизведение) изображения по принципу К.Л. Исупова на рулоны магнитной ленты шириной почти 51 см в течение 15 минут. А уже 30 ноября того же 1956-го американская телекомпания CBS выдала первую в мире программу «Дуглас Эдвардс и новости», полностью записанную и выданную в эфир с видеомагнитофона Ampex. Так, благодаря двум русским гениям, родилось полноценное Видео.

…Как вы, вероятно, уже догадались, уважаемые друзья, сегодня мы продолжаем наше, надеюсь, интересное и познавательное повествование на тему появления и существования такого понятия, как home videо. Напоминаю, оно касается не телевещания, а непосредственно фильмов и возможности смотреть оные прямо на дому. В предпоследней «Телемании» мы остановились на том, как после эры диафильмов и кинофильмов на 8 и 16 мм в дома и квартиры постучалась, нет, скорее начала ломиться (на Западе лет на 8–10 раньше) эпоха видео, а потому я неспроста сегодня начал с истории рождения Великого AMPEXа. Итак, продолжим…

Они были первыми

Первый видеомагнитофон Ampex VR-1000 (VR означало Video Recorder) от 1956 года был размером с комод (ну или с концертный рояль) и весил около полутонны. «Комплектующая» – бобина (катушка) с видеолентой длинной в 1 км – стоила 300, а сам «видак» – 45 000–50 000$, а потому легко догадаться, что «для дома, для семьи» он мало подходил, и приобрести это чудо могли тогда только крупные телевещательные корпорации, но это стоило того – покупка была надёжной в эксплуатации и быстро себя оправдывала.

Забавный факт. В то время процесс записи видео назвался не видеозаписью, а ампексированием.

«Кадр» – ещё тот кадр (почти детектив)

В СССР первый видеомагнитофон, разумеется, исключительно студийный и профессиональный, был разработан и появился полностью готовый к работе уже в 1960 году. Толчком этому послужила встреча генсека Н.С. Хрущёва с послом и вице-президентом США Р. Никсоном в 1958 году на Американской национальной выставке, проходившей в Москве. Оба беседовали в помещении «типичной американской квартиры». Встречу тайно записали на видеомагнитофон Ampex и в виде сюрприза затем продемонстрировали Никите Сергеевичу. Генсек был в восторге от увиденного, однако заявил, что когда в СССР прибудет с визитом американский президент, его тоже запишут и покажут, но только на своём видеомагнитофоне. Никсон, надо сказать, не поверил, хотя бы потому, что знал: на Советы до 1970 года США было наложено полное эмбарго на поставку любой видеотехники и любых комплектующих к ней по причине возможности её применения в военных целях.

Поэтому в 1958-м с подачи Хрущёва было принято постановление о разработке собственных видеомагнитофонов. И в этой ситуации помог сам Александр Понятов, отец легендарного Ampex VR-1000. Каким образом?

В мае 1957 года в библиотеку ленинградского завода «Ленкинап», занимающегося разработками отечественной кинотехники, поступил журнал SMPTE, в котором были опубликованы три статьи инженеров фирмы AMPEX, посвящённые магнитной видеозаписи, причём со всеми подробными схемами и пояснительными фото. Понятов знал, что журнал доставляется и в СССР, и по собственной инициативе настоял, чтобы журналисты пересняли самую необходимую документацию по Ampex VR-1000 и впоследствии опубликовали. Ни одна страна в мире в то время не имела технической базы, чтобы быстро изготовить видеомагнитофон, кроме… Ну, в общем, частично на основе разработок Понятова, частично на собственных разработках спустя всего три года в СССР появился свой видеозаписывающий и воспроизводящий аппарат, ещё более совершенный, чем Ampex, под названием «Кадр», который был поставлен «на поток». Стоимость его равнялась 80 000 рублям!

Интересно, что студийные видеомагнитофоны «Кадр» в разных вариантах выпускались в СССР вплоть до 1987-го. Эти солидные трудяги, только в более продвинутой модификации – «Кадр-3ПМ» – в количестве четырёх экземпляров работали многие годы и на Читинском телевидении.

Любопытный факт. Удивительно, но студийный видеомагнитофон «Кадр» в рабочем состоянии в 1980-х годах имелся на одной из кафедр Читинского политехнического института.

Работали «Кадры» поначалу только на фирменных видеолентах – американской Ampex и немецкой Orwo, в конце 1970-х появилась и отечественная «Свема» с характеристиками того же уровня, что и зарубежные аналоги.

Video для дома, для семьи (заграничной)

Зарубежье, западное и восточное, довольно быстро сориентировалось в заманчивых перспективах нового вида домашнего досуга и взяло при этом на вооружение крохотули-транзисторы, пришедшие на смену лампам. Первенство в производстве бытовых видеомагнитофонах и по сей день оспаривается.

В 1961-м на Берлинской выставке был показан Loewe Opta Optacord 500, который представлял собой тележку на колёсах размером с офисный лазерный принтер, на который при этом был установлен ещё и телевизор. А в 1962 году русско-американский Ampex представил компактную модель VR1500 весом около 12 кг. И тот, и другой видеомагнитофоны работали на плёнке всё той же ширины почти в 51 см, как и студийные аппараты, запись на катушке была не более 20 минут. Цены и у того, и другого зверски кусались: «немец» стоил порядка 8000$, «американец» – около 7500$.

Хитроумный Восток в лице японской фирмы Sony обскакал по габаритам, ленте и главное, цене западных коллег – в 1965 году на мировой рынок вышел катушечный «видак» Sony CV-2000», полностью собранный на транзисторах, по-своему красивый и даже похожий на обычные катушечные магнитофоны, но раза в два тяжелей по весу.

Видеолента была шириной уже всего в 1,25 см, катушка на 30 минут записи стоила 22$, а часовая (просто гигантская по хронометражу, в сравнении с западными аналогами!) – 40. И самое главное: видеомагнитофон наконец-то стал ширпотребом, поскольку его цена была лишь 265–370 долларов (в зависимости от корпуса аппарата), и его стали активно покупать для дома. К тому же в дополнение можно было приобрести ещё видеокамеру, штатив и микрофон. Иностранный народ ломанулся покупать готовые записи с фильмами или переписывать с эфира мультики и телешоу, а также снимать собственную хронику. Впрочем, эпоха настоящего home video на Западе и Востоке только начиналась…

А у нас?

У нас – тоже, но только отечественные катушечные видеомагнитофоны, несмотря на вполне приемлемые технические характеристики, выбор моделей и внешний привлекательный вид, а также наличие в розничной продаже, так свирепствовали ценами, что обычным покупателям, желающим вкусить прелести домашнего кино, оставалось любоваться ими только на витринах магазинов бытовой «развлекательной» электроники. Первым в СССР «бытовым» видеомагнитофоном считается «Малахит» (скорее его можно назвать полупрофессиональным), выпуск которого был начат в 1967 году. Приобрести его могли только богатые учреждения и соответствующие органы.

Как видео в Читу пробиралось

С 1972 года в советские магазины шагнул и катушечный видеоширпотреб. В Чите впервые он появился на прилавке магазина «Радиотовары», что был на ул. Журавлёва возле Дворца пионеров (ныне там торгуют продуктами). Это была «Электроника-501-видео» 1977 года выпуска весом в 9 кило. В комплекте имелась даже телекамера. Стоил этот агрегат просто астрономическую сумму – 2100 рублей! Фанаты кино той поры, включая крайне юного автора этих строк, только восторженно глядели на это сказочное чудо и фантазировали о его кинозавлекательных возможностях. И неважно было, что катушка с плёнкой (немецкая Orwo) вмещала всего 40 минут записи, и потом негде было взять другую, как негде и брать фильмы. Главное, это был представитель настоящего домашнего кино! В конце концов, я стал свидетелем, как это чудо приобрели двое офицеров ВВС. Вокруг прилавка собралась небольшая толпа любопытных, а почти перепуганный продавец, а затем и прибежавший директор магазина никак не могли запустить видеомагнитофон и камеру к нему, поскольку никогда не продавали подобную технику и, вероятно, боялись её случайно повредить – цена-то была сумасшедшая.

…Отечественных моделей бытовых катушечных «видаков» было около полутора десятков, но они так и не стали home video, в первую очередь из-за высоких цен, отчасти из-за дороговизны обслуживания и отсутствия в продаже готовых кинофильмов на видеобобинах (хронометраж катушек так и остался 40–45 минут).

А тем временем, ещё в 1972 году в Европе произошло нечто, расправившееся с катушечными «короткометражными» (в смысле хронометража ленты) и тяжёлыми «видаками» раз и навсегда. Но об этом – в финальной части разговора о home video в следующей «Телемании».

Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)