«Мастер и Маргарита»: роман, фильм и…

Во всех кинематографах страны на подходе новое, грандиозное по бюджету и ожиданию Кинособытие с большой буквы. Сегодня, накануне премьеры, о его первоисточнике – романе великого Мастера, попытках его экранизации и… А для начала, в силу специфики нашей сегодняшней «Телемании», пожалуй, стоит произнести: «С нами крестная сила!»

«Проклятый» роман

Это одно из самых удивительных и необычных литературных произведений ХХ века, причём не только по сюжету и персонажам, но и по истории жизни его создателя, написания и дальнейшей судьбе. «Мастер и Маргарита» – роман классика советской литературы Михаила Афанасьевича Булгакова о прибытии дьявола, принявшего облик респектабельного иностранца, избравшего себе имя Воланд, и его свиты в человеческом (и не очень) обличье в главный город Советского Союза 1930-х годов, «…чтобы посмотреть на москвичей и на то, как они изменились», а затем устроившего демонстрацию своих сатанинских чудес против власть имущих.

Пересказывать содержание «Мастера и Маргариты» бессмысленно, поскольку оный известен большинству из вас. Надо заметить, вокруг этого необычного произведения Булгакова, начиная с рождения его самых первых версий (с декабря 1928 года), почти сразу возникла своего рода странная, таинственная, метафизически-мистическая «аура». Она, словно проклятие, коснулась не только автора и его судьбы, но и судьбы самого романа со специфическим содержанием, а затем и его последующих экранизаций, причём не только у себя на родине, в СССР. И объяснять одними лишь исключительно банальными совпадениями все случаи и происшествия, связанные с этим романом Булгакова, было бы не совсем верно… Впрочем…

Желающие рискнуть

Удивительный литературный первоисточник мечтали и планировали перенести на экран целый ряд известных режиссёров. Одним из первых был Владимир Наумов (известен в творческом тандеме с реж. А. Аловым – «Павел Корчагин», 1956, «Бег», 1970, «Тегеран-43», 1980, и т.д.). Его выбор одобрила вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова, предоставив последнюю рукописную версию романа мужа для написания сценария, но вскоре она ушла из жизни. А потом, по воспоминаниям самого режиссёра, продолжая разрабатывать литературную заявку картины, он увидел сон, а в нём – жену Мастера. Женщина извинялась, а потом сказала, что фильм снят не будет. Всё выглядело настолько реальным, что после увиденного режиссёр долго не мог прийти в себя и продолжить работу, вступив в «противостояние» с Той Стороной, не решился.

Далее кандидатами на постановку «Мастера и Маргариты» были: Андрей Тарковский, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Ролан Быков, американец Роман Полански и т.д. И все они в конечном итоге вдруг отказывались от съёмок. Официально режиссёры объясняли свои отказы по-разному: юридическо-правовые (авторские), финансовые, технологические, даже идеологические проблемы, но большая часть объяснений была какой-то «мутной» и явно притянутой. Неофициально… начали проникать нехорошие слухи о различной чертовщине, окружающей «странный» роман Булгакова при попытке перенести его действие на экран. Нежелание особо душевно чувствительных творцов рисковать, связываясь с нечистым, в общем, можно понять. Впрочем, продолжим…

Заграница

Первыми отметились, по странному совпадению, в одном и том же 1972 году, выпустив свои картины, известный польский режиссёр Анджей Вайда и его коллега из Югославии Александр Петрович. Оба постановщика, наслышанные о «странных особенностях» романа при экранизации, приняли решение действовать не в точности по тексту литературного первоисточника, а подстраховаться и снять своего рода фантазии. Первый – основываясь на библейской линии произведения, перебросив её в наше время, в Западную Германию, второй, отказавшийся от неё, – акцентируясь на любовной истории главных героев и персонаже-иностранце Воланде, мстящем недоброжелателям Мастера. Несмотря на предосторожности, чертовщина всё же оказала влияние. «Пилат и другие» А. Вайды и «Мастер и Маргарита» А. Петровича уже после съёмок, несмотря на фестивальные награды, были запрещены к показу у себя на родине – в Польше и Югославии. Лента Вайды (снималась для телевидения ФРГ), даже не смогла выйти в широкий прокат. И ещё деталь: Петрович вскоре после «проклятого» фильма, словно по чьей-то «просьбе», совсем ушёл из кинематографа.

Фильм

Но вернёмся в Россию. У нас первая экранизация «Мастера и Маргариты» произошла в 1994 году. Фильм явно был помечен, как и литературный первоисточник, какими-то тёмными силами. Попытка режиссёра Юрия Кары… удалась, правда, весьма и весьма относительно. Начну с конца. Да, картина была снята, хотя и с немалыми трудностями (включая странные неудачи со спецэффектами), но таки не вышла в прокат! Готовый фильм вдруг полностью увяз в каких-то странно возникших препятствиях (разногласия с продюсерами, появившиеся на пустом месте претензии наследников Е.С. Булгаковой, и т.д., и т.п.). Создалось полное ощущение, что «Мастера» старается не пропустить к массовому зрителю какая-то сила. Лишь спустя 17 лет (!) «силки» ослабли, и фильм добрался до экранов, причём урезанный с более чем трёхчасовой исходной версии до 125 минут. Для чего было изъято столько материала и кем, неизвестно и поныне.

Сопровождала ли проект Ю. Кары чертовщина? А как же! Неприятности преследовали его на протяжении всех съёмок и даже до них. Так, когда он поехал на встречу с оператором на новенькой «Волге», у автомобиля ни с того ни с сего вдребезги полетела коробка передач. Авария произошла на Садовом кольце, прямо напротив… дома Булгакова. А в последние два месяца съёмок у режиссёра внезапно разболелись почки. Известно, что Михаил Булгаков умер от почечной недостаточности… Заболел едва ли не на следующий день после завершения съёмок Валентин Гафт (Воланд). Надо заметить ещё одну особенность: многие участники съёмочной группы вскоре ушли из жизни. А у сыгравшей в фильме Маргариту Анастасии Вертинской с тех пор больше не было главных ролей в кино…

Сериал

Последующее экранное воплощение «Мастера» в нашей стране Владимиром Бортко в 2004 году, естественно, также не обошлось без мистических сюрпризов. Несмотря на то, что режиссёр в самом начале съемок пригласил на площадку батюшку, освятившего проект, многие актёры из суеверия отказались от участия в фильме. Александру Калягину была предложена роль Берлиоза. Он согласился, но у него буквально следующий день случился инфаркт. Когда актёр пролечился и собрался вернуться к роли, попал в больницу с повторным инфарктом. Владимир Машков очень хотел исполнить роль Мастера, но вдруг… попал в автокатастрофу. Совпадение? К счастью, он остался невредимым, но от роли после этого отказался. Его коллега Александр Галибин, всё-таки исполнивший, несмотря ни что, роль Мастера, во время съёмок тяжело заболел, а затем, как только съёмки сериала закончилась, попал в аварию – его автомобиль развернуло и вынесло на встречную полосу. Только чудом никто не погиб.

Во время съёмок ураганом едва не унесло Сергея Безрукова (Иешуа), «распятого» на кресте. А Олег Басилашвили (Воланд) потерял голос прямо на съёмках, причём совершенно внезапно – актёр произносил один из «дьявольских» монологов, внезапно на полуслове издал пронзительный хрип и… далее лишь беззвучно раскрывал рот. Было стойкое ощущение, что Кто-то или Что-то просто не дало «Воланду» говорить… Врачи поставили диагноз «кровоизлияние в голосовые связки». Вот так… Ни с того ни сего… Актёру пришлось несколько месяцев молчать и переносить весьма болезненное лечение. Ну и в финале можно также отметить тот факт, что не прошло и десятка лет после выхода сериала Бортко, а 18 актёров уже ушли из жизни.

Блокбастер

Всего через пару дней, 26 января, экраны всей страны (включая кинотеатры Забайкальской государственной кинокомпании) уже ждёт долгожданное испытание и очередная «провокация» – сыграть с потусторонней силой, «курирующей» как роман М. Булгакова, так и все его попытки экранизации, в мистическую рулетку. А именно – масштабный зрелищный мегапроект режиссёра Михаила Локшина («Серебряные коньки», 2020) с «дьявольским» бюджетом в 1 миллиард 239 миллионов рублей «Мастер и Маргарита» (18+)!

О чертовщине

Преследовала ли она этот будущий фильм по «меченому» роману? Фатально пока ещё нет. Но определённые звоночки уже прозвенели, хотя сценаристы заранее решили, так же, как и зарубежные коллеги в далёком 1972 году, подстраховаться. Картину было решено снимать не по книге, а по её мотивам, поскольку в сюжет были вплетены страницы биографии М. Булгакова, и было решено отказаться почти от всей сюжетной линии «Понтий Пилат – Иешуа». В 2018 году проект «Мастер и Маргарита» был представлен на питчинге Фонда кино. Возглавить его был должен Николай Лебедев («Звезда», 2002, «Легенда №17», 2013), но в силу определённых причин (одна из них – финансовая – проекту предоставили вначале «всего» 800 млн руб.) был вынужден его покинуть и заняться другим («Нюрнберг»). Затем сменились главные продюсеры. Место Лебедева занял Николай Локшин (несколько странная замена – режиссёр снял всего один фильм, оказавшийся не слишком коммерчески успешным, а ему доверили другой, гораздо более рискованный, с сумасшедшим бюджетом). Поменялось название и проекта – он стал называться «Воланд». А к началу сентября 2023 года он вновь стал «Мастером и Маргаритой». Причины смены названия оказались какими-то туманными и… не слишком убедительные.

О сюжете?

О нём говорить по известной причине не имеет смысла. Поведаю только о тех, кто рискнул воплотить образы персонажей: Мастер – Евгений Цыганов («Брестская крепость»? 2010), Маргарита – Юлия Снигирь (дилогия «Обитаемый остров», 2008, – Рада Гаал), Воланд – немецкий актёр Аугуст Диль («Бесславные ублюдки», 2009, «Солт», 2010). Дьявольская свита: Азазелло – А. Розин, Коровин – Ю. Колокольников, вампирша Гелла – Полина Ауг, кот Бегемот – 4-летний мейн-кун Иннокентий 9 кг весом. Далее: Берлиоз – Е. Князев, доктор Стравинский – Л. Ярмольник, Лиходеев – М. Башаров и др.

…Какой же будет судьба одного из крупнейших и ожидаемых проектов российского кинематографа последних лет «Мастер и Маргарита» (18+) с немалым, помимо бюджета, хронометражем в 2 часа 37 минут, что выходит на все экраны страны, Читы и во всех кинотеатрах Забайкальской госкинокомпании 26 января? Каковы будут последствия? Как бы то ни было, «Аннушка уже разлила масло»…

Сергей Балахнин,
иллюстрации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)