Во всех кинематографах страны на подходе новое, грандиозное по бюджету и ожиданию Кинособытие с большой буквы. Сегодня, накануне премьеры, о его первоисточнике – романе великого Мастера, попытках его экранизации и… А для начала, в силу специфики нашей сегодняшней «Телемании», пожалуй, стоит произнести: «С нами крестная сила!»
«Проклятый» роман
Это одно из самых удивительных и необычных литературных произведений ХХ века, причём не только по сюжету и персонажам, но и по истории жизни его создателя, написания и дальнейшей судьбе. «Мастер и Маргарита» – роман классика советской литературы Михаила Афанасьевича Булгакова о прибытии дьявола, принявшего облик респектабельного иностранца, избравшего себе имя Воланд, и его свиты в человеческом (и не очень) обличье в главный город Советского Союза 1930-х годов, «…чтобы посмотреть на москвичей и на то, как они изменились», а затем устроившего демонстрацию своих сатанинских чудес против власть имущих.
Пересказывать содержание «Мастера и Маргариты» бессмысленно, поскольку оный известен большинству из вас. Надо заметить, вокруг этого необычного произведения Булгакова, начиная с рождения его самых первых версий (с декабря 1928 года), почти сразу возникла своего рода странная, таинственная, метафизически-мистическая «аура». Она, словно проклятие, коснулась не только автора и его судьбы, но и судьбы самого романа со специфическим содержанием, а затем и его последующих экранизаций, причём не только у себя на родине, в СССР. И объяснять одними лишь исключительно банальными совпадениями все случаи и происшествия, связанные с этим романом Булгакова, было бы не совсем верно… Впрочем…
Желающие рискнуть
Удивительный литературный первоисточник мечтали и планировали перенести на экран целый ряд известных режиссёров. Одним из первых был Владимир Наумов (известен в творческом тандеме с реж. А. Аловым – «Павел Корчагин», 1956, «Бег», 1970, «Тегеран-43», 1980, и т.д.). Его выбор одобрила вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова, предоставив последнюю рукописную версию романа мужа для написания сценария, но вскоре она ушла из жизни. А потом, по воспоминаниям самого режиссёра, продолжая разрабатывать литературную заявку картины, он увидел сон, а в нём – жену Мастера. Женщина извинялась, а потом сказала, что фильм снят не будет. Всё выглядело настолько реальным, что после увиденного режиссёр долго не мог прийти в себя и продолжить работу, вступив в «противостояние» с Той Стороной, не решился.
Далее кандидатами на постановку «Мастера и Маргариты» были: Андрей Тарковский, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Ролан Быков, американец Роман Полански и т.д. И все они в конечном итоге вдруг отказывались от съёмок. Официально режиссёры объясняли свои отказы по-разному: юридическо-правовые (авторские), финансовые, технологические, даже идеологические проблемы, но большая часть объяснений была какой-то «мутной» и явно притянутой. Неофициально… начали проникать нехорошие слухи о различной чертовщине, окружающей «странный» роман Булгакова при попытке перенести его действие на экран. Нежелание особо душевно чувствительных творцов рисковать, связываясь с нечистым, в общем, можно понять. Впрочем, продолжим…
Заграница
Первыми отметились, по странному совпадению, в одном и том же 1972 году, выпустив свои картины, известный польский режиссёр Анджей Вайда и его коллега из Югославии Александр Петрович. Оба постановщика, наслышанные о «странных особенностях» романа при экранизации, приняли решение действовать не в точности по тексту литературного первоисточника, а подстраховаться и снять своего рода фантазии. Первый – основываясь на библейской линии произведения, перебросив её в наше время, в Западную Германию, второй, отказавшийся от неё, – акцентируясь на любовной истории главных героев и персонаже-иностранце Воланде, мстящем недоброжелателям Мастера. Несмотря на предосторожности, чертовщина всё же оказала влияние. «Пилат и другие» А. Вайды и «Мастер и Маргарита» А. Петровича уже после съёмок, несмотря на фестивальные награды, были запрещены к показу у себя на родине – в Польше и Югославии. Лента Вайды (снималась для телевидения ФРГ), даже не смогла выйти в широкий прокат. И ещё деталь: Петрович вскоре после «проклятого» фильма, словно по чьей-то «просьбе», совсем ушёл из кинематографа.
Фильм
Но вернёмся в Россию. У нас первая экранизация «Мастера и Маргариты» произошла в 1994 году. Фильм явно был помечен, как и литературный первоисточник, какими-то тёмными силами. Попытка режиссёра Юрия Кары… удалась, правда, весьма и весьма относительно. Начну с конца. Да, картина была снята, хотя и с немалыми трудностями (включая странные неудачи со спецэффектами), но таки не вышла в прокат! Готовый фильм вдруг полностью увяз в каких-то странно возникших препятствиях (разногласия с продюсерами, появившиеся на пустом месте претензии наследников Е.С. Булгаковой, и т.д., и т.п.). Создалось полное ощущение, что «Мастера» старается не пропустить к массовому зрителю какая-то сила. Лишь спустя 17 лет (!) «силки» ослабли, и фильм добрался до экранов, причём урезанный с более чем трёхчасовой исходной версии до 125 минут. Для чего было изъято столько материала и кем, неизвестно и поныне.
Сопровождала ли проект Ю. Кары чертовщина? А как же! Неприятности преследовали его на протяжении всех съёмок и даже до них. Так, когда он поехал на встречу с оператором на новенькой «Волге», у автомобиля ни с того ни с сего вдребезги полетела коробка передач. Авария произошла на Садовом кольце, прямо напротив… дома Булгакова. А в последние два месяца съёмок у режиссёра внезапно разболелись почки. Известно, что Михаил Булгаков умер от почечной недостаточности… Заболел едва ли не на следующий день после завершения съёмок Валентин Гафт (Воланд). Надо заметить ещё одну особенность: многие участники съёмочной группы вскоре ушли из жизни. А у сыгравшей в фильме Маргариту Анастасии Вертинской с тех пор больше не было главных ролей в кино…
Сериал
Последующее экранное воплощение «Мастера» в нашей стране Владимиром Бортко в 2004 году, естественно, также не обошлось без мистических сюрпризов. Несмотря на то, что режиссёр в самом начале съемок пригласил на площадку батюшку, освятившего проект, многие актёры из суеверия отказались от участия в фильме. Александру Калягину была предложена роль Берлиоза. Он согласился, но у него буквально следующий день случился инфаркт. Когда актёр пролечился и собрался вернуться к роли, попал в больницу с повторным инфарктом. Владимир Машков очень хотел исполнить роль Мастера, но вдруг… попал в автокатастрофу. Совпадение? К счастью, он остался невредимым, но от роли после этого отказался. Его коллега Александр Галибин, всё-таки исполнивший, несмотря ни что, роль Мастера, во время съёмок тяжело заболел, а затем, как только съёмки сериала закончилась, попал в аварию – его автомобиль развернуло и вынесло на встречную полосу. Только чудом никто не погиб.
Во время съёмок ураганом едва не унесло Сергея Безрукова (Иешуа), «распятого» на кресте. А Олег Басилашвили (Воланд) потерял голос прямо на съёмках, причём совершенно внезапно – актёр произносил один из «дьявольских» монологов, внезапно на полуслове издал пронзительный хрип и… далее лишь беззвучно раскрывал рот. Было стойкое ощущение, что Кто-то или Что-то просто не дало «Воланду» говорить… Врачи поставили диагноз «кровоизлияние в голосовые связки». Вот так… Ни с того ни сего… Актёру пришлось несколько месяцев молчать и переносить весьма болезненное лечение. Ну и в финале можно также отметить тот факт, что не прошло и десятка лет после выхода сериала Бортко, а 18 актёров уже ушли из жизни.
Блокбастер
Всего через пару дней, 26 января, экраны всей страны (включая кинотеатры Забайкальской государственной кинокомпании) уже ждёт долгожданное испытание и очередная «провокация» – сыграть с потусторонней силой, «курирующей» как роман М. Булгакова, так и все его попытки экранизации, в мистическую рулетку. А именно – масштабный зрелищный мегапроект режиссёра Михаила Локшина («Серебряные коньки», 2020) с «дьявольским» бюджетом в 1 миллиард 239 миллионов рублей «Мастер и Маргарита» (18+)!
О чертовщине
Преследовала ли она этот будущий фильм по «меченому» роману? Фатально пока ещё нет. Но определённые звоночки уже прозвенели, хотя сценаристы заранее решили, так же, как и зарубежные коллеги в далёком 1972 году, подстраховаться. Картину было решено снимать не по книге, а по её мотивам, поскольку в сюжет были вплетены страницы биографии М. Булгакова, и было решено отказаться почти от всей сюжетной линии «Понтий Пилат – Иешуа». В 2018 году проект «Мастер и Маргарита» был представлен на питчинге Фонда кино. Возглавить его был должен Николай Лебедев («Звезда», 2002, «Легенда №17», 2013), но в силу определённых причин (одна из них – финансовая – проекту предоставили вначале «всего» 800 млн руб.) был вынужден его покинуть и заняться другим («Нюрнберг»). Затем сменились главные продюсеры. Место Лебедева занял Николай Локшин (несколько странная замена – режиссёр снял всего один фильм, оказавшийся не слишком коммерчески успешным, а ему доверили другой, гораздо более рискованный, с сумасшедшим бюджетом). Поменялось название и проекта – он стал называться «Воланд». А к началу сентября 2023 года он вновь стал «Мастером и Маргаритой». Причины смены названия оказались какими-то туманными и… не слишком убедительные.
О сюжете?
О нём говорить по известной причине не имеет смысла. Поведаю только о тех, кто рискнул воплотить образы персонажей: Мастер – Евгений Цыганов («Брестская крепость»? 2010), Маргарита – Юлия Снигирь (дилогия «Обитаемый остров», 2008, – Рада Гаал), Воланд – немецкий актёр Аугуст Диль («Бесславные ублюдки», 2009, «Солт», 2010). Дьявольская свита: Азазелло – А. Розин, Коровин – Ю. Колокольников, вампирша Гелла – Полина Ауг, кот Бегемот – 4-летний мейн-кун Иннокентий 9 кг весом. Далее: Берлиоз – Е. Князев, доктор Стравинский – Л. Ярмольник, Лиходеев – М. Башаров и др.
…Какой же будет судьба одного из крупнейших и ожидаемых проектов российского кинематографа последних лет «Мастер и Маргарита» (18+) с немалым, помимо бюджета, хронометражем в 2 часа 37 минут, что выходит на все экраны страны, Читы и во всех кинотеатрах Забайкальской госкинокомпании 26 января? Каковы будут последствия? Как бы то ни было, «Аннушка уже разлила масло»…
Сергей Балахнин,
иллюстрации автора