Необычайные приключения робото-человека и человеко-школьника. Часть 3

Двойники-близнецы… Высокоинтеллектуальная самообучающаяся машина пятого поколения – робот-андроид, непременно желающий стать человеком, и человек, не слишком желающий само- и просто обучаться, 12 лет от роду, с песней-девизом «Вкалывают роботы, а не человек…»

Сорок лет тому назад эта удивительная пара затянула в круговорот своих невероятных приключений десятки миллионов зрителей СССР (а потом и «заграницы») от мала до велика. Затем восторг увиденного перекинулся на всё новые и новые поколения смотрящих… В связи с этим сегодня в «Телемании» – продолжение истории появления знаменитой картины режиссёра Константина Бромберга «Приключения Электроника»!

Главарь и Урри

…Как было отмечено в прошлой нашей встрече, роль главы шайки гангстеров Стампа была предложена неподражаемому Владимиру Басову, но актёр поначалу категорически отказался.

Отказался по банальной семейно-бытовой причине: в актёрской команде «Электроника» присутствовала актриса Роза Макагонова, утверждённая на роль учительницы пения, – бывшая жена «Стампа». И хотя по съёмочному графику неудавшаяся семейная пара нигде не пересекалась, Басов был категорически против своего участия в фильме. Но в конце концов, зная некоторое неравнодушие актёра к горячительным жидкостям, режиссёр произвёл коварный акт – в кулуарной творческой обстановке он «раздавил» с ним пару сосудов с дорогим высокоградусным жидким содержимым вкупе с убедительной творческо-философской беседой и добился-таки согласия маститого мастера. Что касается ещё одного главного преступного элемента в фильме, сперва элегантного, затем измученного выяснением «кто есть кто» из двойников Сыроежкин-Электроник, Урри, то утвердили с первых же проб Николая Караченцова.

В июне 1979 года группа режиссёра Константина Бромберга начала съёмки культового фантастического фильма.

Как робота и человека красили

Прежде чем приступить к съёмкам, двенадцатилетним близнецам, московским школьникам Юре и Володе Торсуевым – соответственно Сыроежкину и Электронику, было решено немного изменить внешний облик – пышные белые кудрявые шевелюры мальчишек окрасили в светло-рыжый цвет, что было в конце 1970-х в моде. В школе братьев немедленно стали дразнить «рыжими» и «клоунами». Близнецы слёзно умоляли режиссёра разрешить им хотя бы подстричься, но всегда добрый, отзывчивый Бромберг вдруг резко «посуровел» и грозил пальцем. Братья смирились, а потом привыкли к своей «масти», правда, нередко выясняя, «кто на самом деле здесь клоун», физическим воздействием на обидчиков. А ещё близнецам приходилось терпеть во время съёмок ещё одну неприятную для мальчишек «процедуру» – каждый раз им… красили губы! Абсолютно «девчачий» атрибут «красоты» первое время бесил Торсуевых, но без него сниматься было нельзя. Дело в том, что отечественная киноплёнка «Свема» не всегда точно передавала цвета (автор этих строк сам не единожды сталкивался с этой проблемой), и чтобы как-то компенсировать её «ошибки», актёрам иногда приходилось накладывать на лицо плотный грим и ярко красить губы. Ну а поскольку «Электроник» был проектом не для большого экрана, а для телевизионного, импортных «Кодака» и «Фуджи» ему было точно не видать. Оставалась только «Свема» и в качестве её цветовой коррекции мальчишкам нещадно красили губы розовой помадой (красная не годилась, поскольку на плёнке могла иметь синюшный оттенок).

Съёмки. Проблема ржания

В июне 1979 года вся съёмочная группа выехала на место основных съёмок – в Одессу.

Режиссёру на съёмках помимо всего прочего пришлось столкнуться и с проблемой детского смеха в кадре. В сцене, когда Электроник доказывает теорему Пифагора (один из её вариантов, так называемый «Стул невесты»), класс должен был дружно расхохотаться над чудным названием. Сняли один дубль, второй, третий… Дети не смеются, вернее, пытаются смеяться. Тут и для взрослого опытного актёра изобразить здоровый, естественный смех – непростая, порой тяжёлая задача. Для детей – и подавно. Тогда Бромберг, уже не зная, что и делать, встал к доске и строго, очень серьёзно сказал: «Класс, я вам сейчас продемонстрирую позывные радио Австралии – смех птицы ку-ки-бурры!» И вдруг совершенно дико начал… ржать! Мрачный, измученный дублями «класс» буквально лёг от хохота. Кадр вошёл в фильм.

Страдания Урри

Тяжелее всех на съёмках пришлось, наверное, Николаю Караченцову – Урри. Ему приходилось драться, он падал с мотоцикла, по многу часов сидел и ходил в тяжеленной «скульптуре» под названием «Исчезаем» и т.д. В знаменитой сцене, когда со второго этажа на голову Урри падает штанга, оброненная Сыроежкиным (массивный спортивный снаряд, понятное дело, был очень качественно сделанной бутафорией), актёр рухнул наземь, напоровшись на сук. Было очень больно. Бромбергу он ничего не сказал о травме, и только после окончания съёмочной смены было замечено, что на тёмном свитере-водолазке Урри какое-то мокрое пятно. Это кровоточила рана. От скорой Караченцов отказался – сам съездил на своём съёмочном крутом «байке» в больницу, где актёру наложили швы.

Робопёс, пожирающий оружие

Кроме людей-актёров в фильме действует РЭССИ (Редчайшая Электронная Совершенная Собака) – робопёс, созданный Электроником (в реальности – молодой эрдельтерьер Чингиз). С этой умной животиной во время съёмок происходило немало интересных случаев. К примеру, в сцене, когда Рэсси откусывает у пистолета страдальца Урри дуло. В магазине «Детский мир» киношники купили два одинаковых пистолета – у одного спилили ствол, чтобы после прыжка пса у зрителя создалась иллюзия, что именно пёс-робот со смаком откусил одним махом дуло. Члены группы на протяжении съёмок всех дублей дурными заискивающими голосами спрашивали: «Чингиз, хочешь курочки?» На это зубастая животина отзывалась мечтательной скульбой и причмокиванием пастью, на движения которой в последующей озвучке должны были подложить голос робо-пса. Затем дошла очередь до съёмки сцены с откусыванием ствола. Приготовили целый и «обгрызенный» пистолет. На втором дубле Чингиз по команде подпрыгнул, в полёте вцепился в пистолеты Урри и действительно одним махом оттяпал дуло… у целой «пушки»! Караченцову даже не пришлось играть удивление – у актёра действительно полезли глаза на лоб («пестик» был из очень твёрдой, литой пластмассы). Он машинально выдохнул фразу своего героя: «Ты зачем сожрал оружие?!» и… полез в пасть Чингиза, чтобы срочно вынуть осколки опасного пластика – упаси Бог, животина подавится. Бромберг завопил, с трудом сдерживая ненормативные выражения (дети были неподалёку): «Ты какой дубль запорол!» и прочие разные слова. Группа стала утешать режиссёра, дескать, во время монтажа оттяпаешь кадры, где Коля орудует в пасти псины. Съёмку пришлось прекратить (всего два дубля и те, видимо «псу под хвост», вернее, «в пасть»), поскольку целого оружия не осталось – из одного сделали «обрез», а второй был сожран ретивым эрделем. Однако Бромбергу повезло – после проявки и просмотра он увидел, что второй дубль оказался так хорош, что при умелом монтаже вошёл в фильм.

Рэсси спасает киношников

Чингиз (Рэсси) отличился на съёмках ещё раз – спас от серьёзных травм режиссёра и оператора. Шла съёмка сцен проездов Урри на мотоцикле с похищенным Электроником в чемодане. Оператор с режиссёром мчались параллельно с мотоциклом на очень низко опущенной к полотну дороги платформе съёмочного автомобиля. И вдруг бегущий за Урри Чингиз изо всех сил начинает всех обгонять, затем резко останавливается и поднимает, словно предупреждающе, переднюю лапу. Водитель авто резко затормозил (до этого он старался смотреть в заднее стекло за псом, чтобы далеко его не обгонять). И тут все увидели, что впереди был здоровенный открытый канализационный люк! Если бы не Чингиз, неизвестно, что бы стало с теми, кто находился на низкой платформе…

Человеко-роботы, самостоятельные и… чужеголосые

Съёмки фильма в общей сложности заняли более восьми месяцев. Главные актёры, москвичи Юра и Володя Торсуевы, жили вполне самостоятельно в гостинице, учились в свободное от съёмок время в одной из одесских школ, где уроки велись на украинском языке, но с углублённым изучением английского. Впрочем, что «Сыроежкин», что «Электроник» учились крайне неохотно. Близнецы получали зарплату в 120 рублей в месяц на брата и тратили деньги на мороженное, газировку, парковые аттракционы и втихаря на… свои первые сигареты. А ещё мальчишки любили ездить в школу на такси, от чего их временных одноклассников брали прямо-таки чёрные завидки.

Любопытно, что во время монтажа картины было окончательно решено, что исполнители главных ролей будут говорить не своими голосами (у близнецов они были несколько грубоватыми и «неровными»): Юру – Сыроежкина – озвучила актриса Ирина Гришина, а пела известная певица Елена Камбурова, Володю – Электроника – Надежда Подъяпольская, вокал – Елена Шуенкова. Зритель об этой «коварной» подмене так и не догадался.

В каждом классе – Электроник

Премьера фильма состоялась 23 марта 1980 года в кинозале одесского санатория «Украина», и слухи о каком-то фантастическом забойном кинохите моментально расползлись по всему СССР. А 2 мая «Приключения Электроника» вышли в телеэфир и произвели мощнейший взрывной эффект среди юных зрителей страны. Для закрепления в июле того же года состоялась «дубль-премьера» «блокбастера» Бромберга. Младшее поколение великой державы переживало форменную «электроникоманию» – появилась мода на причёски с начёсом и высветлением волос «а-ля Электроник», на свитеры-водолазки, что носили робот и его «двойник», на собак породы эрдельтерьер и т.д. В каждом школьном классе, в каждой группе училищ, техникумов и даже вузов обязательно имелись местные Электроники, Сыроежкины, Гусевы, Майки Светловы и даже свои Урри и Стампы! Фильм Бромберга был закуплен десятками стран мира и с успехом прошёл за рубежом, включая США.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)