Рука сама собой потянулась к запашистой и румяной булке хлеба, а дальше всё пошло по забытому сценарию из детства: пока шла до дому, хрустящая горбушка была объедена начисто. «Калач приестся, хлеб – никогда», – вспомнилось из школьных уроков литературы. Долго не могла вспомнить, чей хлеб купила в ближайшем магазине, и в следующий раз уточнила. Производитель – «Гарант», социально-реабилитационный центр, что существует в Нерчинске уже 20 лет.
Ни для кого не секрет, что учреждения эти, созданные для поддержки детей, попавших в трудную ситуацию, сразу получили своеобразный «вектор» развития. Его можно назвать образно «самосодержанием», то есть наличием собственного производства, приносящего экологически чистую продукцию и позволяющего обеспечить качественное и полноценное питание ребятишек, престарелых и инвалидов.
Идти на запах
Маленькую пекарню, расположенную в здании «Гаранта», нашла по запаху. Первое знакомство с «главной скрипкой» хлебного производства Любой Репиной было сорвано: её смена закончилась. В пекарне хозяйничала Маша Добрынина, которая трудится здесь третью неделю. Маша то и дело поглядывает на часы: в печах доходит до нужной кондиции очередная порция хлеба.
На рабочем столе – список магазинов, куда будет отправлен хлебушек, их больше тридцати. Заказы могут доходить до пятисот булок, плюс к этому своих подопечных надо накормить, поэтому пекарня работает круглосуточно, и эту работу женщины обеспечивают втроём. Вместе с Машей и Любой в смены выходит Надя Пузырёва.
Почему хлеб такой вкусный, может, секрет какой имеется? Да вроде никаких секретов, если судить по Машиным комментариям. Всё просто – взять надо только воду, муку, соль и дрожжи. Для замеса пекарь выльет в тестомес ведра четыре с лишком воды. «Тазы с мукой я не считаю», – улыбается Мария и поясняет, что тесто обязательно должно подняться три раза. Многое от муки зависит, она в мешках должна вылежаться не меньше трёх месяцев от срока изготовления, иначе хлеб получится не такой, как обычно. Как определяют, что мука не нужной кондиции? «Тесто пузырится, при такой муке может и больше трёх раз подъёма ждать», – поясняет Люба Репина в день знакомства.
Как их можно разлучить?
Она трудится в пекарне «Гаранта» шестой год и когда-то получила специальность портнихи, да только судьба распорядилась так, что все годы рядом с хлебом. В 19 лет научилась печь хлеб у индивидуального предпринимателя из Армении, 15 лет «оттрубила» в «Золотом колоске» и вот теперь тут. «Отличается ли хлеб у пекарей?» – задаю нетактичный вопрос. «Конечно», – улыбается она в ответ и добавляет, что чувство меры и «на глаз» в любимом деле всегда присутствует. Кроме хлеба, балуют женщины подопечных и сдобными булочками, и пресными калачами. В меню батоны, мютаки, песочное печенье и рогалики. Тут всё удаётся. «У меня дома пресные калачи так не получаются, видно, духовка – это не то, в печи воздуха больше», – поясняет Люба.
«А что больше всего любите стряпать?» Отвечают сразу и вместе: «Конечно, хлеб». Самая большая награда – услышать, что он тут вкусный. Слышат часто, вот и стараются держать марку.
У Любы свой график: на ночную смену она приходит в три часа дня и уходит домой на следующий день часов в одиннадцать. «Зато потом я два дня дома», – поясняет она, и я узнаю, что работа в центре, где без милосердия никуда, подарила Любе троих дочек, оставшихся без мамы. Люба и старшенькую в своё время удочерила после трагедии с родной сестрой, а теперь у той младшие сестрёнки появились.
«Давно ждала и одну просила, а как их друг от друга отлучать, сестрёнки же? Они меня через неделю стали мамой называть. Теперь только и разговоров: «Мама, а когда работать перестанешь?» Приду с работы, все дела переделаю, прилягу, а они все тут. Жалеют меня, конечно, в ночные смены хожу, чтобы потом два дня дома быть», – делится Люба.
В горячем цехе обливаюсь потом, а она ждёт, когда подойдёт в печах очередная порция хлеба. В тестомесе подходит тесто, такое, как нужно, – без пузырей, и посмотреть, как оно попадёт в формы, мне не позволяет время. «620 граммов в каждую форму через весы, вроде ничего особенного, а суставы уже болят, покидай-ка столько лет», – без особенных жалоб поясняет Люба. Мы фотографируемся, и она легко берёт в руки свои румяные буханки. Выхожу из цеха и ещё долго «несу» за собой самый вкусный в мире запах – запах хлеба, испечённого с любовью.
Исключение от Бурбиных и приветливость от Кати
Магазин от «Гаранта», расположенный на улице Первомайской в Нерчинске, имеет интересное название – «Однажды». Неспроста. Попав сюда однажды, обязательно придёшь ещё, чтобы пожарить вкуснющих котлет или сделать шашлык из свинины. Основные поставщики этой мясной продукции – Андрей и Женя Бурбины, что уже 10 лет трудятся в подсобном хозяйстве «Гаранта», где содержатся 70 голов крупного рогатого скота и больше сотни свиней. Семья, что трудится круглосуточно, ухаживая за скотиной, – почти несбыточная мечта многих фермеров Забайкалья, занимающихся поиском рабочих. Андрей и Женя – исключение, но не случайное. Оба родились и выросли в селе, Андрей – в Олинске, а Женя – в Алеуре, так что как обходиться со скотиной, с детства видали.
«Мы сначала на подсобном хозяйстве в СПТУ работали, а потом сюда перешли», – поясняет Женя. Сепарированная сметана от Бурбиных – ещё одна «приманка» для покупателей, ведь, как известно, самый вкусный «торт» – кусок хлеба, щедро намазанный домашней сметаной, поверх которой надо просто налить любого варенья.
А прийти в магазин ещё захочется и по второй причине: уж больно продавец здесь приветлив и обходителен. Катя, Голобокова в «Гаранте» 16 лет трудится, из них 5 лет – в магазине. «У нас всё хорошо разбирают, и полуфабрикаты и мясо, видите, только пельмени из нашей продукции лежат. Уже давно есть постоянные покупатели. Полуфабрикаты готовят наши повара из дома престарелых, причём не только котлеты и пельмени, но и холодец, и сельтесон», – поясняет Катя.
Мы с ней идём на экскурсию по огороду. Провести её в «Гаранте» любой может, потому что строка «сельскохозяйственные работы» здесь входит в трудовые обязанности всех сотрудников, без исключения. Вот и Катя в свободное время тоже свою лепту вносит. Для неё тут ничего необычного, потому что родилась и выросла в Шивках и сейчас каждую неделю к маме с папой наведывается – и отдохнуть, и помочь. Что сказать про огород? Только одно слово – пышет. Капуста, морковь, свёкла, огурцы, картофель – всё своё. Вместе посадили, вместе пропололи, вместе убрали. Излишки, конечно, идут на продажу. Особое отношение – к цветам. Они везде: во дворе центра, по периметру участка на улице Первомайской. «Рассаду и из дома приносим, здесь сажаем», – поясняет Катя. Получается красота из разноцветья петуний, георгинов, цинний и другого цветочного великолепия. И сразу «пахнет» не казённым учреждением, а домом, который любят и о котором заботятся.
Добрая слава
Швейный цех «Гаранта» находится в одном здании с магазином. Его продукция уже давно снискала в Нерчинске и за его пределами добрую славу. Три швейных машинки и два человека – вот и весь цех, существующий с самого начала образования центра. Заведует этим производством Оксана Лялигина, что трудится здесь 13 лет. Вот зашёл человек купить постельное бельё, что является основной продукцией цеха, и…потерялся среди многообразия вариантов и расцветок. Без Оксаны тут никак. Взглянет на человека и сразу подумает, что лично ему подойдёт. Ещё поинтересуется, кому подарок готовят, молодым или людям в возрасте, а может, маленькой дочке решили постель обновить. А у неё уже приготовлены варианты, как говорится, на все случаи жизни. Она в курсе, что сейчас хотят молодые и герои каких мультфильмов «в моде» у ребятишек. Периодически Оксана ездит в Читу выбирать ткань в ОТК «Текстиль», с которым сотрудничают с самого начала открытия цеха. Она не спешит. Надо обдумать, представить, кому и что, потому что уже знает своего клиента. А люди уже давно поняли, что тут всё сработано на совесть: качественная ткань, качественный пошив и «полный» размер, не сравнить с покупкой в магазине.
13 лет назад Оксана пришла сюда швеёй, а потом стала инструктором по труду. Специфика учреждения. Оксана ведёт кружок рукоделия, учит ребятишек шить и, конечно, старается научить главному в жизни – трудолюбию. «Ребятишки разные: один будет сидеть пыхтеть, пока не сделает, а у второго вроде глаза загорелись, а только взялся – надоело», – комментирует она, и мы рассматриваем на фотографиях поделки – забавных совят, сшитых ребячьими руками на занятиях. Тут всё в дело идёт: обрезки ткани, синтепон, необычные кусочки для глазок или ушек. В бытность, когда существовало в Нерчинске профтехучилище, ребятишки здесь проходили практику, действовала и производственная бригада из подростков.
Селинду не забудешь
Теперь в цехе трудятся швеи – Людмила Ковецкая и Оксана. «Мы не только постельное бельё шьём, ещё шторы и покрывала в центр, ребятишкам, поступившим из неблагополучных семей, ремонтируем одежду. Недавно большие заказы делали детские сады, которым выделили средства на постельное бельё, многие центры нам заказывают бельё на пошив, как-то 200 комплектов одного цвета шили», – поясняет Оксана и показывает ткани для девочек, на которых порхают феи. Для мальчиков уже другие рисунок и цвет.
Кроме цеха, уже второй год Оксана заведует теплицами, где выращивают огурцы. Урожай второй год отменный. Для неё, выросшей в селе Селинда Приаргунского района, ничего диковинного в огородном деле нет. Привычка. Не один раз в году Оксана добирается в Селинду с мужем на машине, чтобы навестить маму. Больное в этой «теме» – дорога и связь, которой в Селинде практически нет. «67 человек и два ученика в моём селе осталось, через дом пустоты. Хорошо, что есть три социальных работника, что обслуживают пожилых людей. Позвонить в Селинду невозможно, только в двух местах связь можно поймать – за деревней и на горе», – делится Оксана.
Каждый раз, как едет к маме, она везёт для односельчан постельное бельё, сшитое в цехе, и его обязательно раскупают.
Уходя из цеха, вспомнилось знакомое из советских времён: кадры решают всё. Не поспоришь. Не будь в «Гаранте» таких людей, что надёжным винтиком «крутят» общее дело, не было бы такого гарантированного качества. Получается, вся гарантия – в людях.