Однажды летом, в августе, готовясь к туристической поездке на озеро Арей, перелистывая страницы старых газет из своего архива, отыскал номер «Улётовского вестника» за 10 октября 2006 года и «Улётовских вестей» за 25 сентября 2007 года. На страницах этих газет были опубликованы мои статьи об Арее, позволившие освежить в памяти работу, которая проводилась в те годы по охране этого уникального водоёма. И сегодня мне хочется вспомнить энтузиастов, патриотов Арея, деятельность которых положила начало появлению одноимённого природного парка.
Нина Лесогор
Центром природоохранной деятельности на берегах озера в 90-е годы и в начале двухтысячных стала летняя база отдыха детей Улётовского детского дома, возглавляемого Ниной Семёновной Лесогор.
С этим удивительным человеком мне довелось познакомиться в январе 1994 года во время служебной командировки. Улётовский детский дом, открытый в 1993 году, был одним из первых муниципальных учреждений для детей-сирот в Читинской области. До этого все детские дома были только областного подчинения. Но стремительный рост числа осиротевших детей в регионе заставил органы власти открывать свои местные муниципальные учреждения такого типа.
Создание Улётовского детского дома пришлось на самые трудные годы. В муниципальном бюджете хронически не хватало средств на финансирование учреждения, а детей надо было кормить, одевать, лечить. И здесь в полной мере раскрылся организаторский талант Нины Семёновны.
Начали развивать своё подсобное хозяйство, что в значительной мере позволило обеспечить детей продуктами питания. Выпекали собственный хлеб, назывался он «Дока-хлеб», и не только для нужд детского дома, но и на продажу. Не было моющих средств – собирали зимой соду со льда Бальзойского озера. И, преодолевая многие трудности, коллектив детского дома не просто выживал, как было принято говорить в те годы, но и жил полнокровной жизнью, находя поддержку муниципальных властей и организаций, местных предпринимателей.
Было бы большой ошибкой считать, что работа педагогического коллектива во главе с директором детского дома сводилась только к жизнеобеспечению воспитанников. На первом месте была воспитательная работа. И, прежде всего, трудовое, экологическое, патриотическое воспитание детей.
Проводилась большая работа и по оздоровлению воспитанников, многие из которых страдали хроническими заболеваниями. Иметь на территории района уникальное лечебное озеро и не использовать его в целях оздоровления детей недопустимо, – так рассуждала Нина Семёновна.
И вот уже в средине 90-х годов на Арее был организован летний лагерь детского дома. Вначале он располагался в здании школы села Арей. На озере дети отдыхали, купались, загорали, ловили рыбу. Здесь были самые подходящие условия для организации работы по экологическому воспитанию. Лагерь стал для детей своей маленькой планетой, как в «Маленьком принце» Антуана де Сент-Экзюпери. И за этой планетой дети заботливо ухаживали.
Вокруг озера
Воспитатели развивали творческие задатки детей, ребята изготавливали разные оригинальные поделки из природного материала, собранного в лесу, занимались шитьём, рисованием. За несколько лет был накоплен солидный опыт организации летнего отдыха и оздоровления детей, работы по их экологическому воспитанию.
Вот почему в июле 1999 года в лагере детского дома был проведён областной семинар директоров муниципальных детских домов. Приняли в нём участие руководители 30 учреждений, сотрудники областного института повышения квалификации работников образования. Участники семинара познакомились с организацией воспитательной работы в лагере, с организацией быта детей, с их оздоровлением.
Как сейчас помню экскурсию вокруг озера для участников семинара, которую проводила Нина Семёновна, знаток и патриот Арея. Она рассказала, что для того, чтобы соприкоснуться с благодатью озера, нужно обойти его не менее трёх раз, и обязательно по часовой стрелке.
Поведала красивую легенду о том, что на поверхности вод Арея, в самом его центре, в полночь собираются на отдых после своих дневных праведных трудов добрые духи окрестных гор и лесов. И отдают они свою благодатную энергию озеру, освящая его воды. И после, если человек с добрыми помыслами и намерениями погрузится в арейские воды, то исцелятся его душа и тело.
Рассказала Нина Семёновна и о целебной арейской грязи, и о лечебной «водяной картошке» – водоросли сфероностоке. Поведала о целебных источниках – «глазном» и «ангинном», сообщив при этом, что когда-то было на берегах Арея до трёх десятков таких источников, но исчезли они. Причина – варварское отношении к природе отдыхающих.
Эта экскурсия была тесно связана с экологической акцией по очистке берегов озера. В ней принимали участие взрослые и дети. Собирали в полиэтиленовые пакеты бутылки, банки и прочий хлам, оставленный «любителями природы». Внештатный хранитель озера Георгий Георгиевич Касатонов увещевал через мегафон туристов, как надо себя вести, чтобы не нанести вред природе. Дети на видных местах размещали таблички с текстом природоохранного содержания.
А после, уже в начале двухтысячных годов, когда детский дом обрёл свой оздоровительный лагерь на берегу Арея, экологические акции стали широкомасштабными. Активным участником этих мероприятий в 2004, 2006 и в 2007 годах мне довелось быть. Акции поддерживались руководством Улётовского района, районным управлением образования. В них принимали участие воспитанники детского дома, жители близлежащих сёл, школьники. Широко освещались акции областными и местными СМИ.
Грузовики мусора
Хорошо помню экологическую акцию 2004 года, которая проводилась в начале июля. Во время этой акции познакомился с Владимиром Семёновичем Лихунча, улётовским предпринимателем, самобытным поэтом, художником и фотографом. Фотоальбомы об Арее, об экологических десантах на озере 2004–2007 годов, сборник его стихов с дарственной надписью много лет хранится у меня на книжной полке. Он один из тех неравнодушных людей, которые оказывали помощь детскому дому в самые трудные годы. Частенько говаривал Владимир Семёнович Нине Семёновне: «Не горюй, Семёновна, переживём мы все невзгоды, ведь тёзки мы с тобой». И помогал детскому дому, только сетовала Нина Семёновна, что отдавать-то долги будет нечем, на что получала ответ: «Ну что с тебя брать-то, у тебя ведь сироты».
В ходе той акции, как всегда, собирали банки-склянки, клочья пакетов и газет, обломки пластиковой посуды. Традиционный набор мусора, который оставляют после «культурного» отдыха так называемые дикие туристы. Многое можно было бы сжечь, что-то закопать. Только вот не додумались до этого эти отдыхающие или вовсе не думали об этом. Демонстрируя своё потребительское, пренебрежительное отношение к природе, да и к другим людям, живущие по принципу «после нас хоть трава не расти». И действительно, на местах стоянок таких туристов трава уже не растёт. Чёрные, вытоптанные участки берега с выломанным кустарником, срубленными деревьями остаются после них.
Помню, во время той акции было собрано несколько грузовиков мусора. Каждый участник завершал уборку с мыслью о совершённом благом деле, о том, что это священное место будет и дальше дарить здоровье и радость людям. После обеда – концерт силами самодеятельных артистов районного центра и воспитанников детского дома. Ближе к вечеру – торжественное построение участников акции, подведение её итогов. И радость от осознания выполненного долга.
А вечером, когда солнце склонилось над Ареем, начался поэтический вечер, для участия в котором собрались местные поэты, организаторы акции, гости. Проникновенно читают свои стихи Нина Лесогор, Владимир Лихунча, Иван Павлов. Стихи, посвящённые родному краю, своей малой родине. Звучит «Бальзойский вальс» в исполнении Виктора Калашникова и Николая Алексеева. И конечно, идёт разговор, как сохранить озеро. И уже тогда зародилась мысль о создании здесь особо охраняемой природной территории – природного парка.
Сохранить жемчужину
И спустя несколько лет природный парк «Арей» усилиями депутатов Законодательного собрания Забайкальского края был создан. Сегодня идёт становление природного парка, есть положительные результаты, есть проблемы в его работе. Но государство уже занимается охраной озера.
Однако существует очень серьёзный вопрос, который дирекции парка одной не решить. Это вопрос «человеческого фактора», связанный с поведением отдыхающих на озере. Вопрос, напрямую связанный с экологической культурой, да и культурой наших граждан вообще. Безусловно, речь идёт не обо всех отдыхающих, а только об определённой, агрессивной их части.
Вот побывал на Арее в 2017, 2019 годах и теперь, в нынешнем 2024 году. И не заметил каких-либо разительных изменений в поведении таких «любителей» отдыха на природе по сравнению с началом двухтысячных годов. Разве что машины стали шикарнее, появились яркие палатки, шатры и тенты.
Появилась «мода» у самых хамоватых туристов, «хозяев жизни», огораживать места своих стоянок пёстрыми лентами, прихватывая при этом значительные участки берега и дорог. Чтобы рядом никто не проезжал и не располагался. И до утра громкая музыка, пьяные крики, нецензурная брань. Эта категория туристов из года в год засоряет озеро, безжалостно уничтожает всё живое на его берегах. Отравляет отдых других людей.
И эту проблему надо решать органам власти, руководству природного парка, общественным организациям. Акции по очистке берегов озера от бытового мусора давно уже стали традиционными. Думается, что пора регулярно проводить рейды по местам стоянок туристов, выявлять нарушителей, проводить с ними разъяснительную работу, ставить на место наглецов и хамов мерами административного воздействия. Привлекать к этой работе взрослых и молодёжь, неравнодушных к судьбе Арея. Надо возрождать «зелёные» и «голубые» патрули. Без такой работы мы можем потерять Арей – жемчужину края.
И ещё немаловажный вопрос: созданный природный парк должен развиваться. При этом берега озера необходимо облагораживать, открывать новые услуги, проводить мероприятия для отдыхающих, в том числе природоохранной направленности. Должна, наконец, появиться дорога к местам отдыха «неорганизованных» туристов, чтобы каждый из них не пробивался к месту стоянки на берегу озера, уродуя своими авто кустарник и молодую лесную поросль, разбивая корневую систему взрослых деревьев. Пора, наконец, привести в надлежащее состояние убогие туристические базы «Кристалл» и «Арей», чтобы не стыдно было перед людьми, приезжающими сюда на отдых.
…И вот неожиданно, прогуливаясь по крутому берегу озера, встретил группу пожилых женщин и среди них Нину Семёновну Лесогор, мы сразу узнали друг друга, обнялись, вспомнили о былом. И поведала она, что давно на пенсии и является активной прихожанкой православного храма в селе Улёты, а те женщины, с которыми она идёт в обход озера, – её ученицы, прихожане храма, которых она приобщает к вере православной. И подумалось мне: сколько жизненной энергии в этой хрупкой и уже немолодой женщине, сколько добрых дел совершила она для людей, малых сирот и взрослых, заблудших. Видимо, энергия священного озера придаёт ей силы, подвигает на благие дела.
Владимир Стромилов,
фото из архива автора