Богдать – значит Богом данная

Уважаемая редакция! В последних числах сентября исполнилось 105 лет со дня знаменитого Богдатского боя – сражения отрядов красных партизан с белогвардейским силами и японскими интервентами. В память об этих событиях в 2007 году в канун 88-й годовщины этого знаменательного события был установлен памятник его героическим участникам, в создании которого мне пришлось принять участие. Также мне довелось быть участником празднования 90-летия этого глубоко запавшего в душу события.

И вновь перед глазами встаёт пронзительной синевы небо над жёлтыми, в осеннем наряде, хребтами и долиной Урюмкана, над развилкой дороги, идущей в старинное таёжное село Зерен и в станицу Богдатскую, ныне не существующую. Здесь на всём обозримом пространстве в конце сентября 1919 года разгорелось величайшее в восточном Забайкалье сражение – Богдатский бой. Бой между красными партизанами и войсками белой армии с их японскими союзниками и наёмниками из диких монгольских степей, пришедших на землю русскую усмирять русский народ.

Сейчас много говорят о Гражданской войне как о войне братоубийственной, самой жестокой. Но как быть, если брат решает свой спор с братом с помощью кулаков, да ещё и соседей для поддержки приглашает. Неужели первый не имеет права защитить себя, свою семью?

Интересно, как повели бы себя японские самураи, если бы к ним в Страну восходящего солнца пожаловали бы забайкальские казаки и начали с помощью шашек и нагаек устанавливать свои порядки? Наверное, не стали бы делать себе харакири, а пустили бы свои самурайские мечи на борьбу с захватчиками и не раскаивались потом, что совершили какой-то негуманный поступок. А «просвещённое» человечество заклеймило бы ещё и позором «русских варваров».

Но не русские пришли в Японию, а японцы пришли на нашу землю, в наши сёла и станицы, пороли и убивали «русских дикарей». Только на обелиске неподалёку от села Базаново значатся фамилии 46 расстрелянных интервентами жителей этого села. И вовсе не из гуманных соображений, чтобы помочь «другу» атаману Семёнову в борьбе с «краснопузыми», явились японцы на забайкальскую землю, а имели вполне определённую цель – отхватить лакомый кусок землицы русской. Землицы, богатой полезными ископаемыми, лесом. И, может статься, гнули бы мы сейчас спины на японских хозяев во славу «божественного» микадо, не будь Богдатского и множества других боёв Гражданской войны.

Хунхузы и харачены, эта нечисть с неумытыми харями, пришли на забайкальскую землю с вполне приземлёнными интересами. За каждую пару отрезанных ушей бесноватый барон Унгерн платил им звонкой монетой. И убивали они, и резали направо и налево, в основном стариков, женщин и детей.

И как можно оправдать брата, который против брата своего пригласил эту разбойную банду? И как не оправдать брата, который хотел другой, лучшей жизни, а ему кулаком в зубы, мол, сиди и не рыпайся.

И не может быть множества «правд», как нам внушают со времён перестройки. При таком подходе никогда не примирить враждующие стороны, каждая из которых при своём мнении так и останется. Но есть одна правда – правда Божья. Всякая другая испокон на Руси называлась ёмким словом «кривда». Кто принял эту правду Божию и отстаивал её, тот и прав. А тот, кто против этой правды Божией выступал, тот должен смириться со своим поражением и эту правду принять.

И эту правду единственную, Богом данную, отстояли красные герои в знаменитом Богдатском сражении. В долине Урюмкана, под селом Зерен, под Богдатью и на знаменитом хребте Мотогор, который в жизни многих стал «кровавою вехою». Потому что защищали они свою родную землю, свои семьи, свой народ.

Вообще, великие дела, великие сражения происходят там, где живут сильные, мужественные люди, именно эти места особо отмечаются Богом, а политые кровью в праведном бою эти места становятся священными. Священными в Забайкалье, на мой взгляд, являются районы юго-востока, в том числе Газимуро-Заводский, Нерчинско-Заводский, Александрово-Заводский, Шелопугинский, где слились воедино тяжкий труд и ратные подвиги первопроходцев, невыносимые муки каторжан и рудокопов, героическая борьба партизан.

Видимо, не случайно было предопределено место сражения. Ведь название «Богдать» можно истолковать как «Богом данная», Богом данная победа. И не случайно знаменитыми командирами боевых партизанских полков стали выходцы из юго-востока Забайкалья. Это легендарный Павел Николаевич Журавлёв – командующий Восточно-Забайкальским партизанским фронтом, Макар Михайлович Якимов, Яков Николаевич Коротаев, Абрам Яковлевич Фёдоров, М.К. Швецов, Иван Николаевич Козлов, Степан Иванович Толстокулаков, Андрей Ефимович Чугуевский, Федот Аввакумович Погодаев (Забайкальский Чапай), как его называли в народе, Георгий Степанович Епифанцев. Из них три командира полков – Ф.А. Погодаев, А.Е. Чугуевский, Г.С. Епифанцев – выходцы из села Тайна Газимуро-Заводского района. И сейчас улицы многих городов и посёлков Забайкальского края носят имена командиров партизанских отрядов, героических партизан. Надо помнить о них и не забывать.

…Мы стоим у величественного монумента, возведённого по проекту и при личном участии газзаводчанина Владимира Парфёнова. Идёт митинг, каждый участник которого до глубины души тронут атмосферой высокой духовности, которая снизошла на всех. Ведь вершилось святое дело, земляки воздавали дань глубокого уважения тем, кто сражался на этих полях и хребтах, кто полил её и освятил своей кровью.

А собрались здесь все от мала до велика жители села Зерен, администрация Газимуро-Заводского района во главе с руководителем В.С. Кузнецовым, главы поселений, делегации трудовых коллективов района, пограничники, самодеятельные артисты. Взволнованные речи участников митинга чередуются с раздольными песнями, льющимися над полем былых сражений, и величаво звучат из уст ведущего проникновенные стихи местного поэта Юрия Мазитова, где есть берущие за душу слова:

 

…Вот сошлась под Богдатью несметная сила,

Месяц в небе повис, как над плахой топор,

Простирая вслед руки, чья-то мать голосила,

И кровавою вехой стал для них Мотогор.

 

Стихи, напоминающие потомкам о той великой земле, на которой они живут. Об их великих предках, которыми надо гордиться и которых надо быть достойными.

…И вдруг, в разгар торжества, в его кульминационный момент, по полю позади монумента под звуки ружейного салюта стремительно пронёсся табун лошадей. Будто невидимые всадники, поднятые из забвения памятью потомков, оседлали своих боевых коней и вновь повели их в незримый новый бой.

Владимир СТРОМИЛОВ,
фото предоставлено автором

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)