Голос на другом конце провода взволнован: удивление, растерянность и негодование переплелись в эмоциях Галины Молчановой из села Копунь Шелопугинского района, и выхода из ситуации, в которой оказались несколько десятков сельчан, без участия прессы и органов прокуратуры она не видит.
Посвятив всю свою жизнь Копунской школе, в силу семейных обстоятельств, Галина Борисовна, будучи уже пенсионером, вынуждена была уехать из своего села. Но в городе прижиться не получилось, через пару лет она вернулась в родное село, занялась привычными делами, а рядом с соседями, коллегами и родными могилками успокоилась душа. В тот же период, с 2010 года, стали приходить на её почтовый адрес налоговые письма непонятного содержания. Учителю предлагали оплатить земельный налог за участок площадью 19 га, собственником которого она, якобы, является. Может быть, и заинтересовалась бы Галина Борисовна происхождением этих писем, но адрес расположения участка, указанный в извещении, явно говорил: ошибка. Село Банщиково находится в сорока километрах от Копуни, и никакому здравомыслящему человеку не придёт в голову оформлять в собственность землю, находящуюся за тридевять земель, тем более если это одинокая пожилая женщина.
Так продолжалось несколько лет. Этим летом стали поступать уже звонки – сотрудники налоговой службы угрожали судом и судебными приставами. Бороться с таким злостным неплательщиком налогов оказалось делом нехитрым: по решению суда из пенсии вычли 323 рубля земельного налога и 200 рублей госпошлины. Для сельского пенсионера и эта сумма существенна, пришлось Галине Борисовне отправиться в администрацию сельского поселения «Копунское», чтобы в ситуации разобраться и убедиться, что никакой земельной собственности у неё нет и быть не может. Каково же было её удивление, когда из кипы пыльных бумаг сотрудница извлекла свидетельство о праве собственности на земельный участок.
«Оказывается, в 1994 году, когда в суматохе начали активно разграблять и уничтожать совхозы, возникла необходимость распределить землю по частным лицам, – рассказывает Галина Борисовна. – Я не имею никакого отношения к сельскому хозяйству, всю жизнь проработала в школе, каким образом я могла попасть в эти списки – понятия не имею. Никаких документов не подписывалось, договоров не заключалось, подписей нет, более того, неправильно указан мой год рождения, в свидетельстве местом расположения участка значится сельхозкооператив «Копунский», а в налоговых квитанциях – село Банщиково, которое никогда в границы совхоза «Копунский» не входило».
Списанием пяти сотен рублей с пенсии дело не закончилось. Разговоры с представителями налоговой инспекции стали регулярными. Ещё одним потрясением для копунских «землевладельцев» стало известие о том, что в земельном законодательстве произошли значительные изменения, увеличилась налоговая ставка для исчисления налога, и теперь в суд готовится другой иск – более чем на пять тысяч рублей. Практика уже показала, что списания долго ждать не придётся, а где искать выход, жители Копуни не знают.
«Мы не можем нанять адвоката – кто поедет в нашу глухомань? – рассуждает Галина Борисовна. – Сходили в районную прокуратуру, но там только развели руками и посоветовали сначала все налоги оплатить, а уж потом начать процедуру отказа от земельной собственности. В районную администрацию обращаться смысла нет. Там в лучшем случае пообещают перезвонить. Ездить в райцентр тоже возможности нет, потому что нанять машину туда-обратно обходится нам в тысячу рублей. Помогите!»
В такой ситуации оказалась не только Галина Молчанова. Семьи Шадриных, Кутузовых, Нина Фёдорова и 90-летняя долгожительница села Таисья Кутузова также ждут судебных исков и приезда приставов. «У соседки ситуация схожа с моей до последнего метра земельной собственности, только налог ей насчитали гораздо меньше. В налоговой инспекции объяснили, что кадастровая стоимость участков разная, а я уж подумала, может, на моей земле апельсины растут?» – пытается шутить Галина Борисовна.