В №3 от 19 января 2021 г. газеты «Земля» было опубликовано интервью с заслуженным работником промышленности Читинской области Николаем Евгеньевичем Чупровым под названием «Госзаказ – спасение села». В нём шла речь о кадрах для сельской местности, и собеседник сделал акцент на том, что нужно направлять на учёбу местных ребят и девчат, а не надеяться решить проблему с помощью государственных программ «Земский учитель», «Земский доктор». Автор этих строк, ветеран журналистики, заслуженный работник культуры Читинской области, целиком и полностью разделяет мнение Николая Евгеньевича. Данная статья – ещё одно подтверждение тому, что оно верно.
Заявления о дефиците педагогических кадров регулярно звучат на самых «высоких» совещаниях. Вот и недавно министр образования Забайкальского края Наталья Бянкина сообщила, что в регионе в школах не хватает почти 500 учителей. По её словам, если в 2018 году требовалось 243 педагога, то в 2020 году – уже 491. Основная причина роста потребности в учителях – старение кадров и малый приток молодых специалистов.
Не исключение и Хилокский район, в котором сеть общеобразовательных учреждений состоит из 8 средних, 4 основных и 8 начальных школ (из них 7 малокомплектных). По данным комитета образования, в школах района имеются вакансии по предметам: русский язык и литература – 3, математика – 2, английский язык – 5, география – 1, химия и биология – 1, информатика – 2, физика – 1, технология – 3. Нужны и два учителя начальных классов.
Из 337 педагогических работников в школах трудятся 149 человек со стажем работы свыше 20 лет, молодых специалистов в возрасте до 30 лет – 38 человек. В начале текущего учебного года в район прибыли 6 выпускников педагогических учебных заведений. По программе «Земский учитель» в Бадинскую среднюю школу №15 приехала из Хабаровского края учитель русского языка и литературы Валентина Жамсаранова.
– Нам ещё очень нужен математик, – говорит директор школы Людмила Полячкина, – ветераны уходят на заслуженный отдых, молодые специалисты не спешат прийти им на смену. Да и профессию педагога выбирает малое количество выпускников школ. В прошлом году из наших питомцев никто не стал поступать в педагогические вузы или колледжи, хотя раньше их выбирали несколько ребят из выпуска. Наш педколлектив в основном состоит из бывших учащихся школы.
Почему же желающих стоять у доски и «сеять разумное» становится все меньше? Почему часть выпускников педвузов не стремится в школы, а ищет себе другое место работы?
– Во-первых, молодые люди при выборе профессии отдают предпочтение тем специальностям, которые хорошо оплачиваются, – делится своим мнением специалист отдела кадров Хилокского районного комитета образования Галина Рагозинская, – педагогический труд не оплачивается высоко, как этого хотелось бы учителям. Во-вторых, остро стоит проблема с обеспечением жильём молодых специалистов. Сказываются слабые меры социальной поддержки и отсутствие инфраструктуры в сёлах.
Подтверждают это и учителя начальных классов Хилокской основной школы №12 Анна Селиванова и Арина Шишкина, которые учат ребятишек уже второй год после окончания Петровск-Забайкальского филиала Читинского колледжа. Путь в профессию у них схожий. Обе они хилокчанки, кстати, двоюродные сёстры, учились в этой школе и после окончания девятилетки поступили в выше- названное учебное заведение по собственному желанию.
– Эта была моя мечта, стать учителем, – рассказывает Анна Селиванова. – В нашей родне было много детей, и я любила с ними возиться, чему-то учить. И поэтому проблем с выбором профессии не испытывала.
– У меня тоже с детства была потребность кого-то учить, – говорит Арина, – я ещё не умела читать, а играла в школу. К тому же моя мама хотела быть педагогом, но по сложившимся обстоятельствам не смогла доучиться в вузе. И всегда сожалела об этом. Мне захотелось воплотить её мечту в жизнь.
Арина проходила практику в родной школе, и когда ей предложили здесь работу, с радостью согласилась. Анна также вернулась домой, где в школе и для неё нашлось место.
– Мы рады, что наши выпускницы влились в коллектив школы, – делится своим мнением директор Елена Марковна Кондратьева, – они молодцы, со своими обязанностями справляются хорошо.
Вопрос с жильём у Анны пока не стоит. Она живёт с родителями.
– Но хочется иметь собственную квартиру, – говорит она, – не всё время же мне жить с папой и мамой. А с нашей зарплатой на неё не накопишь. С ипотекой тоже будешь долго расплачиваться, отказывая себе во многом.
Арине, вышедшей замуж, и её супругу, работающим на железной дороге, пришлось самим решать жилищный вопрос. Молодая семья взяла ссуду в банке, приобрела небольшой домик с усадьбой и теперь строит новый дом.
– Конечно, приходится экономить, чтобы вовремя расплачиваться со ссудой, вносим мы ежемесячно около 20 тысяч рублей, – рассказывает Арина, – нам бы очень не помешала денежная поддержка, какую, например, оказывают по программе «Земский учитель». Да, думаю, не только нам, а всем молодым педагогам меры социальной поддержки очень нужны.
Мечтают учителя начальных классов и о том, чтобы их кабинеты были оборудованы по-современному – и компьютерами, и интерактивными досками, и другими наглядными пособиями. По их мнению, высокая нагрузка на педагогов, большое количество отчётов, ответственность за обучающихся, постоянные стрессы – чего греха таить, работать с сегодняшними детьми куда труднее, чем раньше – отталкивают молодых специалистов от педагогической карьеры.
Впрочем, не только выпускники педвузов порой по всем этим причинам не идут в школы, но иногда и стажисты меняют место работы. Так, например, поступила одна знакомая, преподаватель русского языка и литературы, за плечами которой более десятка лет школьного стажа.
– Устала, – говорит, – не учить, а писать постоянно отчёты, делать двойную работу, например, вести электронный и бумажные дневники, с детьми некогда вести воспитательную работу. Требования к учителю растут, а зарплата им не соответствует.
О том, что доморощенные специалисты чаще возвращаются в родные места и закрепляются здесь, свидетельствует и пример Татьяны Писаренко, учителя начальных классов Хилокской средней школы №13. Она – выпускница этой школы. Обучалась по договору контрактно-целевой подготовки в ЗабГУ, который окончила в прошлом году.
– Мне нравится моя работа, – говорит Татьяна, – а в стенах родной школы я всегда могу получить поддержку от опытных учителей. Надеюсь, что не разочаруюсь в выборе своей профессии, хотя согласна с коллегами в том, что учительский труд должен цениться выше, чем сейчас, и что молодым педагогам нужны меры социальной поддержки.
Кстати, то, что решить кадровую проблему с помощью привлечения местной молодёжи можно не только в образовании, но и в других отраслях, доказывает и практика автора этих строк. Когда в 1974 году после восстановления Хилокского района в нём была открыта редакция районной газеты «Рабочая трибуна», то в неё были направлены журналисты из городской местности. Но к середине 1975 года уже никого из них не было. В штате оставались только редактор, его заместитель, направленные по партийной линии, ответственный секретарь и ни одного литсотрудника. В августе, по решению бюро райкома партии и с подачи бывшего директора Хилокской школы №13 Валентины Петровны Семёновой, знавшей о моих литературных способностях и работавшей в то время третьим секретарём райкома, меня перевели в редакцию из вагонного депо. И с тех пор моя жизнь навсегда была связана с журналистикой, которой отдано более 40 лет труда. Вскоре в редакцию пришёл учитель истории Александр Ронис, затем были взяты литсотрудниками ещё хилокчане. И тогда коллектив редакции стал стабильным на долгие годы. Надо сказать, что партия проявляла заботу о кадрах. Случайные люди на ответственную работу не попадали. На вакантные места поначалу приезжали желающие, но никто из них долго не задерживался. Сейчас редакция районной газеты вновь обескровлена, в ней нет ни одного журналиста.
Как видим, и ранее выпускники вузов, будучи жителями городов, не стремились работать в глубинке и надолго не задерживались. В то время как свои местные кадры в большинстве своём оседали здесь навсегда.
Профессия учителя – это основа всех добрых начал на земле. Всё заложенное в нас педагогами в большей степени определяет всю нашу жизнь. Поэтому, чтобы завтра было кому учить детей, надо позаботиться об этом сегодня и создать все условия для плодотворной работы в школе, решить те проблемы, о которых говорилось выше.