Много в Чернышевском районе ярких, талантливых, запоминающихся людей, внёсших весомый вклад в развитие нашей малой Родины. А ещё больше тех, чьи имена часто не звучали, но от этого их заслуги ничуть не меньше. Они честно и добросовестно трудились на любых участках. Они были уважаемы. Их помнят односельчане. Они отдали родному хозяйству частичку своего труда и сердца, добросовестно трудясь на производстве или в колхозе. Поднимали и воспитывали детей и внуков.
Родовые корни
Именно о таком человеке, моём отце Алексее Марковиче Боробкове, я хочу рассказать. Папа на всю жизнь стал для меня примером честности, порядочности, скромности, трудолюбия и уважительного отношения к окружающим.
Так вот совпало, что в год празднования 90-летия района наша семья Боробковых отмечала и 90-летие пребывания на Чернышевской земле. В 1926 году по переселению из Белоруссии приехала семья в с. Талакон, которое находилось примерно в ста километрах от Чернышевска. Глава Марк Данилович с супругой Софьей Михайловной имели четверых детей, младшему Алёше было два годика. Белорусские переселенцы быстро прижились в незнакомом месте, пустили «корни» и приросли к забайкальской земле, давшей им кров и хлеб. Полюбили этот суровый, но такой гостеприимный край.
Уезжали от нищеты и голода, а здесь им выделили большие участки земли, строевой лес, да и природа покорила: кругом тайга, рядом речка. Зажили своим хозяйством, выстроили большой дом. Трудолюбивая семья быстро крепко встала на ноги. В 1931 году докатилась коллективизация и до сёл нашего района. Всё, что имели, отдали в колхоз «Красный переселенец», жить переехали в соседнее село Такша.
Окончил папа 6 классов. В своём селе была только начальная школа, два года проучился в селе Ушумун. А далее, с 14 лет, как полноценный работник стал работать в колхозе на разных работах.
С 1942 по 1947 годы находился на службе в армии. В августе 1945 года Советский Союз объявил войну Японии, папа принимал участие в разгроме Квантунской армии. Был командиром пулемётного отделения, имел благодарность от товарища Сталина, и сразу по окончании Второй мировой войны был награждён медалью «За победу над Японией». Спустя только два года папа демобилизовался, так как обстановка на востоке страны ещё долгое время оставалась напряжённой.
Мой отец – фронтовик, участник боевых действий, и для него праздник Победы был самым главным. Мы видели, как с вечера папа доставал свой пиджак с наградами. Бережно что-то поправлял, молча подчищал, горестно вздыхая. Вероятно, вспоминал тяжёлые события военных лет, все горести и беды, что перенёс вместе с нашим народом, которые из памяти просто так не стираются.
Рассматривая с папиным правнуком Димой папины награды, среди которых юбилейные медали за Победу, медали Жукова, фронтовые значки, прочитали в орденской книжке: «За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года награждён орденом Отечественной войны 2-й степени». Семья бережно хранит награды папы.
Придя с военной службы, он женился на соседской девушке, молоденькой Катюше Сильванович. Вместе прожили 54 года, только смерть папы разлучила их. Мы, дети, ни разу не слышали, чтобы родители ругались, никогда не говорили плохо друг о друге. Папа дружил с юмором, шутки, прибаутки были его спутниками в решении сложных ситуаций.
Работать устроился в Чернышевское сельпо на должность заведующего магазином в селе Такша. Как-то случайно, когда в гости приехали папины сёстры, я стала свидетелем их разговора. Оказывается, папа и ещё какой-то пожилой мужчина однажды попали в аварию. Ехали из Чернышевска, он получил груз для магазина, сидели среди мешков и ящиков в кузове грузовика. Машина перевернулась, мужчина погиб сразу, а папа выжил. «Выжил! Какое счастье, что мой папка живой!» – плача, шептала я.
Через два года он стал работать секретарём Такшинского сельского Совета, в 1956 его избрали председателем Совета. В 1963 году в связи с объединением Такшинского Совета с Алеурским эту должность упразднили. Семья переехала сначала в Чернышевск и вскоре в Кумаканду.
Своим примером
Все поступки папы и суждения показывали нам, детям, его внутреннюю культуру, интеллигентность. Выдержанный, мягкий по характеру, он никогда не вступал в конфликты, никогда мы не слышали от него грубого, а тем более бранного слова. И детей он никогда не ругал, достаточно было маминого возгласа: «Вот приедет папка, всё расскажу». Отец в доме, как и полагается, был неоспоримым авторитетом. А дома он находился мало, брался за любую работу, чтоб хоть какую-то копеечку заработать. Семья была большая, пятеро нас было у родителей. Мама по состоянию здоровья не могла работать, так что в дальнейшем он трудился и скотником, и начальником участка, и чабаном. И к любому делу относился ответственно, с любовью. Все в доме знали, как у него идут дела на работе, что его волнует, чему он радуется: что не хватает кормов телятам, за которыми он ухаживал, или сколько овец в его отаре родили по два барашонка, и как радостно, что есть и тройни, а как беспокоили папу дожди в сенокосную пору…. И вот эти разговоры отца с мамой, как оказалось впоследствии, имели большое воспитательное значение для нас, детей. Все, по примеру отца, любят и ценят труд, добросовестно относятся к порученному делу.
Очень любил своих детей. Не раз я слышала от мамы, что, уезжая, папа наказывал ей: «Ты только деточек, Катя, береги». Помню, когда жили в Кумаканде, он работал в Горбице, ухаживал за скотом. Перед Новым годом привозил нам большую, под самый потолок, ёлку. Все деревенские ребятишки приходили к нам полюбоваться лесной красавицей. Мне же всегда был особый гостинец от зайчика или лисички в виде кусочка сахара, сухарика или пряничка. Сколько было радости у ребят от приезда отца и долгожданного подарочка, «отправленного» лесными обитателями.
А ещё запомнилось из детства, хоть и денег не хватало, папа всегда выписывал газеты и журналы. Любил читать вслух, и мы, малышня, непроизвольно начинали прислушиваться, а потом и сами полюбили чтение. Интересовался политикой, был настоящим коммунистом и взглядов своих не изменил, несмотря на новые веяния. Был в нём стойкий внутренний стержень. Занимал активную жизненную позицию, где бы он ни жил, его избирали депутатом сельского Совета. Односельчане доверяли решать важные вопросы, которые ставила жизнь.
Папа был убеждён, что любой труд полезен и ценен. Не каждому человеку дано ощутить радость труда, мой отец радовался любым успехам на работе. За добросовестный труд награждался денежными премиями, ценными подарками, несколько раз он выходил победителем социалистического соревнования, награждён значком Читинского облисполкома и президиума облсовпрофа. В 1970 году награждён медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», в 1983 году получил медаль «Ветеран труда».
На пенсию ушёл по состоянию здоровья в 59 лет, но не поддавался болезни, постоянно находил себе разные полезные занятия – разводил комнатные растения, копался в огороде, любил ходить в лес, рыбачил. Много внимания уделял внукам, насколько мог, помогал учить их. И дети, и внуки платили ему любовью, вниманием и заботой. Уже тринадцать лет прошло, как не стало рядом с нами папы, но он живёт в нашей памяти, в наших душах и сердцах. В этом году правнучка Катя стала студенткой Московского технологического института и прошла с портретом прадеда в рядах Бессмертного полка по Красной площади в Москве.
Я с уверенностью могу сказать, что смысл жизни папа видел в честном труде, в своих родных и близких людях. Так, по-моему, и выглядит простое человеческое счастье – быть нужным людям, иметь работу, знать, что тебя ждут дома, уважают твои друзья и любит семья.
Как же верно написала о земляках-забайкальцах в стихотворении «Народ единый» читинская писательница Елена Стефанович: «Живут здесь люди – золотые зёрна. России нашей верный капитал».
Раскиданы эти «зёрна» по всей забайкальской земле, и даёт плодородная почва хороший урожай, урожай «золотых зёрен» – людей, любящих свой край. Их много, и они разные, но объединяет их одно – любовь к своей малой родине и земле, взрастившей их.
Светлана Кожина