23 марта истекает срок подачи заявления на выплату компенсации за отчуждение свиней из-за вспышки африканской чумы свиней (АЧС) в Чите. По оперативным данным, за выплатой обратились 110 человек. Ветеринарной службой изъято 2453 головы свиней и 3398,1 кг продукции, из которых уже уничтожено более 2 тысяч голов и 3 тысяч кг. Гость редакции – руководитель Государственной ветеринарной службы Забайкальского края Андрей ЛИМ.
Нет компартмента
– Андрей Анатольевич, в течение нескольких лет АЧС подбиралась к Чите, и вот вирус проник и на территорию краевой столицы. В чём причины?
– АЧС зашла на территорию Забайкальского края в прошлом году, первая вспышка была зарегистрирована в сёлах Менза, Укыр и Шонуй Красночикойского района. В течение двух месяцев мы очаг ликвидировали и заболевание купировали. Нынче, действительно, произошла вспышка заболевания в одном из ЛПХ г. Читы – предприниматель содержал при кафе свиней, которые не были зарегистрированы, на учёте в ветеринарной службе не стояли, соответственно, ветеринарным мероприятиям не подвергались.
Причина возникновения данного заболевания – мы уже неоднократно об этом заявляли – в том, что владелец кормил свиней пищевыми отходами из воинских частей, а также использовал в корм свиньям просроченные пищевые продукты супермаркетов.
– А в Красночикойский район откуда пришла АЧС?
– Как предполагают эксперты (приезжал специалист из Воронежа), вирус был завезён с пищевыми продуктами. В Мензе есть аэропорт, летом к своим родственникам прилетает большое количество людей, в том числе из европейской части России. Предполагаем, что вирус был завезён либо с колбасой, либо со шпиком.
Свободный выгул свиней запрещён, они должны содержаться в стайках, но в поселении свиньи ходили по улицам, поэтому произошло перезаражение. Это нарушение правил содержания животных.
– С чем вы связываете появление, впервые за историю, АЧС на нашей территории? И не усматриваете ли в этом некий умысел, чтобы местного производителя свинины уничтожить и освободить рынок для чужой продукции?
– Ну, с точки зрения экономической составляющей я не могу сделать оценки, а по своей части готов разъяснить, что далеко не все производители и переработчики продукции в РФ имеют достаточный уровень защищённости. По АЧС есть такое понятие – уровень компартмента, то есть биологической защиты. Должны быть дезбарьеры, пропускные пункты, установлены санитайзеры, чтобы исключить ввоз и вывоз инфицированной продукции. На территории Забайкальского края, например, нет ни одного свиноводческого предприятия с четвёртым уровнем компартмента, есть только первый уровень, это самый низкий.
А в целом вирус АЧС имеет сейчас очень широкое распространение не только в России, но и по всему миру. И самая большая проблема в том, что до сегодняшнего момента против данного заболевания не разработаны меры профилактики, то есть нет вакцины, которой можно было бы иммунизировать свиней и не допустить заболевания.
Готовность и оперативность
– Есть утверждения, что человек, сам не болея таким вирусом, может заразить свинью, возможно, продуктами своей жизнедеятельности…
– Насчёт продуктов жизнедеятельности сомневаюсь, но то, что человек может являться переносчиком АЧС, это действительно так. Не только человек, но и животное, и птица – тот, кто находится в контакте с больными свиньями или с продуктами их жизнедеятельности, может явиться механическим переносчиком заболевания. Вирус очень мелок, он может переноситься не только на одежде, но и порывами ветра, с пылью. Поэтому мы и проводим мероприятия на такой большой площади от очага – в Чите, к примеру, взяли угрожаемую зону в 20 км.
– То есть вы могли решать?
– Нормативными документами установлено, что угрожаемая зона может составлять от 5 до 20 км. С учётом опыта соседних регионов, к примеру, Амурской области, Приморья, где зоны устанавливали по 5 км, и количество очагов увеличилось до 56, мы приняли решение провести мероприятия на более обширной территории.
– Насколько ветеринарная служба была готова – понятно, что Чикой стал тренировочной площадкой – к случаю к Чите?
– Ветеринарная служба готовилась к возникновению любого особо опасного заболевания, и не только к АЧС, вы знаете, что территория имеет неблагополучный статус по ящуру. Мы приобрели противочумные комбинезоны, были закуплены в достаточном количестве средства для бескровного умерщвления животных, средства дезинфекции, и что очень помогло – в прошлом году мы закупили большое количество комплектов тёплой одежды. Также постоянно проводим работы по укреплению автопарка, приобретены ДУКИ – специальные установки для дезинфекции на базе УАЗа.
– Что сделано по очагу в Чите и на окружающей территории?
– 4 марта лабораторно мы получили подтверждение, что это АЧС, 7 марта в очаге мы уже уничтожили всех свиней. В хозяйстве разобраны перегородки, полы и т.д., работает дезустановка, в постоянном режиме производится дезинфекция. Организовано три бригады по отчуждению, они работали сначала на территории Читы, потом в Читинском районе. В состав бригады входят ветеринарные специалисты, которые занимаются мероприятиями по умерщвлению, погрузке и т.д.; специалист минсельхоза, который осуществляет зоотехнические замеры, чтобы определить массу тела с помощью специальной таблицы, потому что нет физической возможности возить с собой весы; и представители администрации, которые помогают нам с адресами.
С угрозой убийства
– Как собственники животных отнеслись к этой ситуации?
– По-разному отреагировали. Кто-то с пониманием отнёсся, что да, пришла беда, и надо оперативно провести все необходимые мероприятия, были же и люди, которые с критикой отнеслись – говорили, что, якобы, это какой-то экономический заказ, чтобы уничтожить свинопоголовье, о чём вы уже говорили, и так далее. Мы действуем в рамках нормативных документов, ни больше, ни меньше. Хотелось бы понимания от владельцев животных, что да, это беда, но мы должны совместно принять все меры, чтобы победить этот вирус на территории края и жить в обычном ритме, заниматься разведением сельхозживотных.
– Были случаи, когда бригаду не пускали или оказывали ей сопротивление?
– Было, когда дело доходило до угроз убийством с применением огнестрельного оружия. Нам приходилось привлекать полицию. Но это единичный случай, люди всё ж таки видят наш тяжёлый труд по отчуждению и относятся с пониманием.
– Если сравнить с красночикойской реакцией, то Чита мощнее противостояла вашим действиям?
– Да, конечно, Чита и Читинский район восприняли более жёстко – всё-таки краевой центр, и поэтому здесь, возможно, вмешался политический момент. В Красночикойском районе тоже была непростая ситуация, потому что люди живут тайгой, живут сельским хозяйством, там свой уклад, но нам всё-таки удалось убедить селян, и они сдали 100% всех свиней и мясную продукцию.
Впрочем, по Читинскому району мы видим, что мнение людей меняется – активнее нам стали звонить на линию АЧС: приедьте, заберите! Все понимают, что если возникнет падёж, и будет установлено, что владелец скрыл данное свинопоголовье, то в отношении него будет возбуждено административное делопроизводство, а за павших свиней возмещения не будет. Компенсация выплачивается только за отчуждённый скот, то есть живых животных, либо же за предоставленную продукцию домашнего производства.
– На слуху история в Ивановке, когда люди вышли, чтобы защитить свою территорию от работ по уничтожению биологических отходов. Расскажите подробнее?
– Дело в том, что уничтожение биологических отходов мы должны проводить непосредственно в угрожаемой зоне, и в Ивановке было определено место, которое, по нашему мнению, соответствовало всем требованиям. Но люди пришли на карьер, куда мы складировали древесные отходы, чтобы сжигать свиней, и довольно-таки жёстко заявили свою позицию, что не хотят дышать дымом при сжигании, что рядом находится ручей, из которого они берут воду, и вообще, это место для отдыха и прогулок. При этом в карьере мы обнаружили большую свалку и, по сути дела, убирали её, чтобы подготовить площадку. Как там гулять, для меня большой вопрос.
Мы переговорили с местными жителями и, в принципе, по их предложению определили новое место для сжигания, на земельном участке собственника ООО «Мир», где производилась выработка карьеров с глиной для производства кирпичей. Никакой угрозы для экологии, для земли проводимая работа по утилизации отходов и уничтожению свиней не несёт. Хотелось бы поблагодарить за активную работу администрацию Читы – коллеги помогли нам с техникой, с людской силой, обеспечили всех работников двухразовым питанием, то есть подход со стороны городского округа и лично сити-менеджера Александра Сапожникова был серьёзным и основательным. Спасибо большое коллегам.
О деньгах и проварке
– По каким расценкам будет проводиться возмещение?
– Есть установленный порядок: ещё в момент начала работы по отчуждению мы делаем запрос в Росстат, и размер компенсации устанавливается, исходя из средней цены за кг на территории Дальневосточного федерального округа. Жители Читы и Читинского района, сдавшие продукцию (мясо, сало), получат выплату из расчёта 294 рубля 92 копейки за кг – это стоимость свинины на кости.
– А я где-то видела цифру 303 рубля за кг…
– 303 рубля стоила свинина в прошлом году, когда мы отчуждали животных в Красночикойском районе. Живой вес оценивался тогда в 145 рублей за кг. Сейчас за кг живого веса будет выплачено по 158 рублей 29 копеек. Это средняя цена по ДФО, и она самая высокая по сравнению с ценами по России и Сибирскому федеральному округу.
– Люди получат выплаты, очаг купирован, что дальше?
– В угрожаемой зоне нельзя будет в течение года содержать свиней и реализовывать продукцию домашней выработки, то есть привезти, допустим, из какого-то другого района свинью, забить и реализовать на рынке в Чите нельзя. Так что в течение года, к сожалению, мы будем приобретать свинину только промышленной выработки, и то с уровнем защищённости не ниже четвёртого компартмента.
Два раза в год ветеринарные специалисты проводят сезонные мероприятия, и если будут выявлены факты наличия свинопоголовья в угрожаемой зоне, эта информация будет направлена в Россельхознадзор для принятия мер административного воздействия в отношении нарушителей.
– Главное, чтобы в крае не появились новые очаги…
– Поэтому к владельцам свиней, которые находятся за пределами этой двадцатикилометровой зоны, огромная просьба: если вы используете на корм свиньям пищевые отходы со стола, то подвергайте их термической обработке, то есть проварке. Без предварительной проварки кормление пищевыми продуктами свиней запрещено!
Горячая линия по вопросам АЧС: 8 (3022) 23-06-64, 23-06-63