17 апреля отметила свой 95-летний юбилей Валентина Горелова (Никитина). Мы, сотрудники Шилкинской центральной библиотеки, хотим от всей души поздравить её с юбилеем, пожелать крепкого здоровья, оптимизма, неиссякаемой бодрости духа и мирного неба над головой.
Родилась Валентина Ильинична 17 марта 1926 года в с. Чирон Шилкинского района. Именно в этом году за счёт объедения Размахнинской и Шилкинской волостей был образован наш район. Семья была большая, родители Валентины Ильиничны – коренные забайкальцы, трудились на земле. Крестьяне жили очень бедно, не исключением была и семья Никитиных. Не все крестьянские дворы имели свою кормилицу – коровушку, или тем более лошадок и других сельскохозяйственных животных. Семья жила в маленьком доме, его легче было протопить в суровые забайкальские зимы. Ребятишки спали кто на печке, а кто и прямо на полу. Одёжки не хватало, обновки покупали очень редко, а то и мама перешивала для своих пострелят. Младшие, как было принято в деревнях, донашивали за старшими братьями и сёстрами. А с обувью так совсем беда, особенно зимой. Любимым занятием для детворы было катание с горок и игра снежками. Валенки в то время были редкостью, на всех не хватало. Вот и бегали зимой кататься на горку по очереди. А кому ничего не доставалось, наматывали на ноги отцовские рукавички из овчины – тепло, никакой мороз не возьмёт!
Вечером при лучине мама вязала носки, рассказывала истории из своей жизни, а ребятишки, затаив дыхание, слушали. Книг тогда не было, так и коротали длинные зимние вечера и с нетерпением ждали наступления весны. И без того скудные запасы заканчивались, а семью чем-то кормить надо. В мае на полях выбрасывали свои ростки кислица и дикий лук – мангыр. Вообще кислица – любимое лакомство деревенских ребятишек, гурьбой они бежали на деревенские пашни, где среди всходов возвышалась ароматная трава. А мангыр заготавливали помногу, рвали охапками и несли маме, она его хранила в подполье, чтобы подольше был свежим, и ели его порой без хлеба. Хлеба не хватало во всех семьях, поэтому мешали муку с картофельными очистками, с крапивой и пекли ароматные лепёшки. До урожая далеко, ребятишки порой не доедали. Потом в садах поспевала черёмуха, её тоже заготавливали впрок. Сушили на противнях под навесами, зимой это было любимое лакомство для крестьянских детей.
Когда Вале исполнилось 9 лет, она пошла в начальную школу. А когда окончила её, грянула беда – началась война. Учиться больше не пришлось, и детство закончилось. Во время войны все дети помогали фронту, чем могли. Валентину и других подростков отправили строить дорогу. Увозили на несколько дней на работу из Чирона, там и жили среди поля в шалашах. Работа была тяжёлой, изнуряющей. На лошадях возили камни, песок, щебёнку и сыпали на полотно строящейся дороги. Помогали взрослым на полях, фермах, на току. Дети военного поколения не были избалованными жизнью, не жаловались, не ныли, вместе со взрослыми как могли помогали победить врага.
В 1943 году юную Валю отправили работать в с. Ононское на конезавод. Завод был военным, начальником служил майор – цыган. По рассказам Валентины, человеком он был строгим, дисциплина была железная, за малейшую провинность могли выгнать с работы. Валентина Ильинична вспоминает интересный случай из своей молодости: «Как-то на конезавод приехал ветврач. Он был очень важный, приезжал на коне. Сразу же шёл обедать в местную столовую. А я шла со своей подружкой Раиской мимо столовой. Рая была отчаянной девчонкой. Она и предложила прокатиться на коне… Ну разве я могла отказаться? И мы полетели! Думали, что ветврач будет долго обедать, а он что-то быстренько управился. Выходит, а коня-то нет. Тут и майор-цыган некстати появился. Ветврач на него набросился: «Как так, средь бела дня коня из-под носа увели!» А тут мы такие довольные возвращаемся. Майор нас «на ковёр», орёт на нас, аж искры из глаз сыплются, как нам от страха показалось. «Если бы вы не были вольнонаёмными, я бы вас под трибунал отдал!» А мы с Раиской стоим и дышать боимся. Спрашивает нас майор: «Вы зачем это сделали?» А Раиска – хитрюга, знает, что майор лошадей обожает, отвечает: «Мы коней любим, ну вот и не устояли, решили прокатиться». И за эту нашу любовь нас отправили на неделю чистить конюшни».
После окончания войны Валентина вернулась в родное село, где устроилась в больницу. Её научили делать уколы, перевязки. Но знаний, конечно, не хватало, и её перевели на работу санитаркой в этой же больнице. В 1949 году встретила свою любовь, вышла замуж за Горелова Александра Степановича. Александр Степанович – ветеран войны, участвовал в войне с Японией в составе 807-го гаубичного артиллерийского полка. Награждён медалью «За отвагу» и многими другими наградами. Прожили с ним 51 год в любви и согласии. Муж был мастером на все руки, сам изготовил всю мебель, кухонную утварь для своего дома. Как рассказала внучка Валентины Ильиничны, буфет и стулья до сих пор украшают родовое гнездо Гореловых.
Валентина Ильинична 33 года проработала в местной больнице санитаркой. Труд нелёгкий, много чего может вспомнить славная труженица за свою жизнь. Много было хорошего и много трудностей, но после войны жили уже намного лучше. Колхоз стал передовым, и жить стало веселее, как пелось в известной песне. Потом ещё несколько лет работала уборщицей в сельском клубе, а закончила свою трудовую деятельность в сельском совете. Валентина Ильинична является ветераном труда, тружеником тыла, вдовой ветерана Великой Отечественной войны. За свой труд имеет медаль «За доблестный труд в период ВОВ», несколько юбилейных медалей за Победу.
И по сей день женщина проживает в селе Чирон. Дочки Людмила и Лидия вернулись на малую родину, живут вместе с мамой. Хотя и прожили подолгу далеко от родного дома, на пенсии всё-таки решили: надо быть рядом с мамой. А для неё это главная награда – жить рядом с детьми. У Валентины Ильиничны есть внучка и два правнука. Алексей несёт службу в рядах Российской армии на Дальнем Востоке, Антон заканчивает политехнический колледж.
Полина Номоконова, библиотекарь