«Нынче посевная очень хороша»

Так считает глава КФХ ООО «Чинам» Борзинского района Николай Чемусов. Обычная урожайность для этих мест – 15–17 ц/га на круг, но хорошо помнится год, когда собрали по 37 центнеров с гектара. Что даст земля-кормилица в этом году?

Вторая за тридцать лет

Пшеницу братья Чемусовы уже отсеяли. В общей сложности нынче у них порядка пять тысяч посевных площадей, из них две тысячи под зерновыми, две под парами, тысяча гектаров под «зелёнкой».

Зерновые сеют традиционные – пшеница, ячмень, овёс. Конечно, хотелось бы и поэкспериментировать, раньше сеяли тритикале, но нынче не нашли семян. «Элитных не нашли, а рядовые запрещены сейчас у нас: или элита, или хотя бы третья репродукция, – говорит Николай Иванович. – А тритикале – культура хорошая, востребованная, приспособленная для нашего климата. Она и в засуху растёт, даёт неплохой урожай, мы пробовали даже хлеб из неё печь. Мне понравилось, вкусный хлеб, клейковина, правда, не вытягивает, но хлеб получается. А на кормовые цели так вообще прекрасная культура!»

Тритикале не смогли, а семена пшеницы, суперэлиту, нашли – в Тюмени взяли 20 тонн сорта «Ирень». Далеко, конечно, а ближе где? Нет в крае ни одного специализированного семеноводческого хозяйства, как в советское время, чтобы купить, поэтому вынуждены сельхозтоваропроизводители каждый год расширять собственный кругозор, изучая предложения России, или, как это сейчас модно говорить, проходить квест «Где купить хорошие семена».

Двадцати тонн почти хватило, остальное досеяли своей «Бурятской-79» третьей репродукции.

Уже полностью закончили сеять в хозяйстве зерновые. Не налюбуются на пашню – всходы ровные, красивые.

«Нынче посевная очень хороша, – отмечает Николай Иванович. – Есть, конечно, свои нюансы в связи с осадками, но такая весна за тридцать лет, наверное, вторая. А чтобы в мае было столько осадков, наверное, в первый раз на моей памяти».

Каждой твари по паре

«Чинам» давно известен своей любовью к разнообразию в животноводстве.

Сегодня основная масса поголовья – это полторы тысячи голов крупного рогатого скота. Племрепродуктор по калмыцкой породе получил свой статус более пяти лет назад, и уже во второй раз фермеры его подтвердили. По разведению галловеев статус племенного репродуктора «Чинаму» присвоен только в прошлом году, даже субсидии ещё не выплачивают, так как года не прошло. Есть стадо мясо-молочной симментальской породы. Эти пока без статуса, но вполне себе крепкие и производительные животные.

Племенной скот продают «грантовикам» – как получат люди грант в минсельхозе, так обращаются к Чемусовым. Не будет грантов, будет сложно с реализацией племенного скота, а пока определённый рынок сбыта есть.

Порядка 500 лошадей. Занимаются их разведением давно – приобретали в Карымском районе, на «Нерчинском конезаводе», у частников… В последний раз привозили жеребцов из Красноярского края. Сейчас опять время подходит менять кровь, надо думать, ведь в перспективе – статус племрепродуктора по разведению советского тяжеловоза.

Лет 6–7 назад братья Чемусовы привезли в Забайкалье «экзотику», яков – 50 тёлок и трёх бычков. Акклиматизация идёт непросто, какие-то процессы до сих пор не урегулированы, но всё-таки животные стали более адаптированы к нашему климату. Сейчас общее поголовье – за сотню, маточное – 80 голов. Можно уже и на племрепродуктор подавать, но тут хотят хозяева преодолеть планку повыше – замахнуться сразу на генофондное хозяйство. Для этого нужно иметь не менее ста маток, так что, как говорится, есть к чему стремиться.

Для экзотики же имеются в КФХ ООО «Чинам» верблюды. В неволе животные чувствуют себя не очень хорошо, нынче они опять не телились, так что тут особых надежд нет – «кораблей пустыни» содержат здесь просто «чтоб глаз любовался».

Будем избавляться

А вот про это рассказывать сложно и не хочется. Или потерявши голову, по волосам не плачут?

С учётом событий недавнего времени, связанных с уничтожением стада в одной из колыбелей забайкальской тонкорунной породы овец – племзаводе «Комсомолец» Чернышевского района, может быть, и не так уже страшно узнать о планах избавиться от овцеводства и здесь?

Сейчас порядка пяти тысяч овец и коз в «Чинаме». Забайкальская тонкорунная и ангорка (советская шёрстная).

«Коз таких больше, пожалуй, ни у кого и нет в крае, разве кто у нас ярочек брал, но немного, – говорит Николай Иванович. – А от овец мы, наверное, будем избавляться, потому что проблематичное животное. Поддержка та же самая, что на козу, шерсть не востребована, а стрижка обязательна. Они более хлипкие, чем козы. Окот тяжёлый. Нынче много ягнят погибло, хлопотно. Приплод получили только 90%. Коза более плодовита, мясо вкуснее у неё. Постричь баранов стоит дороже, чем шерсть, а шерсть козы дефицитнее, востребованнее».

Впрочем, где та выгода-то? Настриг шерсти с козы – кило – кило двести максимум. Вот, в прошлом году постригли они и коз, и баранов, продали шерсть, так даже стрижка не окупилась.

Тоже невыгодно. Если уж только о прибыли рассуждать.

Без альтернативы

В сезон в хозяйстве задействовано до сорока человек, а постоянно работают 18. Вместе с центральной в КФХ 9 стоянок, две из них не электрифицированы. Не первый год добиваются этого фермеры, но пока безрезультатно. Альтернативные источники энергоснабжения здесь особого пиетета не вызывают.

«Линия есть линия! – говорит Николай Чемусов. – Стоят там у нас и ветряная, и солнечная батареи, это такая проблема! Мы уже туда 20 аккумуляторов свозили, на эту «альтернативу». Вот линия будет, тогда и можно будет расширяться».

Есть ещё два участка, чтобы строиться, но неизвестно, дадут или не дадут лесосеку. Уже не раз подавали заявку из расчёта 600 кубов на стоянку, но пока леса нет – то не могут найти участок, то найдут его за тридевять земель, но за 600 кубами кто поедет в другой район?

Конечно, хотелось бы обновить технику, но в лизинги или кредиты Чемусовы ничего не берут принципиально. Не хотят, чтобы кто-то обогащался за их счёт. Рассчитываются живым рублём. Из последних приобретений – КамАЗ-«сельхозник» и 200-литровый крематор, а по-простому – «бочка с трубой».

«Как чувствовал: в прошлом году с навозом началось, так и решил приобрести крематор, – говорит Николай Иванович. – У нас есть зарегистрированный убойный цех, правда, он не работает, но отходы от убоя всё равно надо куда-то девать. Вот, приобрели крематор за 250 тысяч рублей, ещё не запускали».

…Гостя у Чемусовых, нельзя не спросить, когда же появится, наконец, село, названное их фамилией? Звучать это будет так: «Борзинский район, с.п. Кондуйское, с. Чемусово». Оказывается – забайкальский анекдот. Ещё в 2018 году подписано постановление председателем российского правительства Дмитрием Медведевым, и даже дорогу к «Чемусово», говорят, отсыпали, а с землёй всё никак не определится.

«Делим-делим, межуем-межуем… Разделили на паи, каждому выделили доли, перевели, поехали – опять неправильно! Никто же путём не знает, как быть… – машет рукой Николай Иванович. – Но надеюсь, что всё равно добьёмся. Вот построим первый дом, я сам пропишусь, Михал Иваныч (брат, с которым ведут хозяйство. – Прим. авт.) пропишется – дело пойдёт! Только родственников наших 15–20 домов будет, а там и люди подтянутся в село!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)