Заметки о зарождении и создании Забайкальского казачьего войска
Окончание. Начало в №№ 27 и 28
Отдельная информация – о разведчиках-казаках Забайкалья. Подбирались люди, знавшие языки (толмачи), способные под благовидным предлогом перемещаться по Монголии; торговля, добыча соли и другие причины присутствия на сопредельной территории были обычным делом. Васильев называет ряд фамилий толмачей: Шарин, Козловский, Фролов, Соколов, Самойлов. Эти и другие доезжали до Урги и дальше. За успешную службу некоторые получили дворянство «Московского списка».
Середина XVIII века была переломной в Нерчинском и Селенгинском воеводствах: нужно было заселять границу русскими казаками. А их на 1744 год в Нерчинске было 300 конных и 200 пеших, также было 7 дворян и 25 «детей боярских», среди которых и наш предок Иван Богомолов, прибывший из Итанцинского острога. Командовал всеми казачий голова Иван Лоншаков. «Дети боярские» ежегодно получали денежное довольствие в размере 7 рублей 66 копеек и хлебное в виде 21 пуда и 30 фунтов ржи и 1,5 пуда крупы. Выделяли 10 десятин земли и 600 копен сена, позднее участок земли для обработки увеличили до 30 десятин.
Среди руководителей казачества были и иностранцы. В начале XVIII века служил здесь полковник Бухольц, имевший хорошую репутацию, но в 1739 году он был уволен с формулировкой «за дряхлостию». Ему на смену пришёл Варфоломей Валентинович Якобий, семья которого жила за границей. Прослужив 29 лет и оставив о себе хорошие воспоминания, он умер в Забайкалье в 1769 году. Впоследствии один из двух его сыновей стал генерал-губернатором в Иркутске.
Следует вспомнить ещё одного руководителя – пограничного комиссара Василия Игумнова, который ежегодно объезжал всю границу от Кяхты до Нерчинских рудников. Первым атаманом 4-х бурятских полков был Цырен Бадалуев, а главой Нерчинского 500-сотенного полка тунгусов – князь Павел Гантимуров. Четыре бурятских полка посменно охраняли западный селенгинский участок границы. Пятисотенная тунгусская команда с 162 нерчинскими казаками и 22 солдатами Якутского полка в 1762 году положили основание пограничному забайкальскому казачеству.
Трактаты и караулы
Важнейшими событиями являются заключения пограничных договоров (трактатов) между Россией и Китаем. Первый был подписан 27 августа 1689 года в Нерчинске и носит его имя. Китайского посланника сопровождало десятитысячное войско. Российский окольничий Фёдор Головин едва набрал 2500 человек, что влияло на ход обсуждения. Переговоры были длительными, со взаимными уступками, и закончились мирно. С Головиным в Забайкалье пришло 1500 русских казаков, ставших родоначальниками русского казачества в Забайкалье.
Второй, не менее важный трактат подписан на реке Буре в 20 верстах от Кяхты 20 августа 1727 года. Это был успех русской дипломатии и лично графа Саввы Рагузинского. По Буринскому трактату утвердили границу от р. Горбицы на востоке до Алтайских гор на западе. Реки и знаки написаны поимённо и внесены в ландкарту. Всего поставлено 63 маяка (каменные насыпи в форме конуса), в основание каждого заложено описание на русском и монгольском языках. Сформировано 25 караулов с российской стороны на расстоянии более 2000 вёрст. При каждом карауле 5–10 юрт (семейств) тунгусов или бурят на селенгинском участке. Нерчинск остался центром восточной, Селенгинск – западной части этого участка границы. Пограничные дозорщики ежегодно объезжали по тропам маяки, ремонтировали каменную кладку сооружений и дорогу, проложенную вдоль границы.
Позднее было заключено ещё два договора с Китаем, которые закрепили за Россией Приамурье и Уссурийский край, утверждена межгосударственная граница.
Боксёры и Порт-Артур
Первый том А.П. Васильева посвящён завоеванию Россией преимущественно Западной и Восточной Сибири, зарождению казачества. В третьем томе подробно изложено действие каждого из семи казачьих полков Забайкальского казачьего войска во время Русско-китайской войны 1900 года, известной больше как подавление боксёрского восстания в Китае. Вчитываясь в описание боевых действий, понимаешь, что это было столкновение именно двух империй. То, чего избегали на протяжении двух столетий, исключая бои за Албазин, случилось на рубеже XX века. Кстати, в этой книге я впервые прочёл о том, что Порт-Артур (Лушунь Коу) заложили и создали по проекту немца фон Ганекена китайские власти, затем японцы его завоевали и позднее, под давлением европейских держав, добровольно освободили. Россия же взяла его в аренду в 1898 году как незамерзающий порт на Тихом океане и потеряла в ходе Русско-японской войны 1904–1905 годов. Только в 1945 году Красная Армия вновь его отбила, и порт был передан КНР уже по инициативе Н. Хрущёва. Так что считать эту территорию Китая нашей несправедливо и наивно.
Таким образом, спустя почти полтора века с момента появления русских казаков на территории Забайкалья появилась потребность в реформах общества, встал вопрос об освоении Приамурья и земель до океана. Известны проекты Якобия, Руперта, сенатора Толстого, графа Головина, позднее – Сперанского и других. Пришла пора личности, способной предложить свой проект и возглавить его осуществление…
На Амур!
Николай Николаевич Муравьёв, 38-летний генерал-майор, 5 сентября 1847 года был назначен генерал-губернатором Восточной Сибири. Современники характеризовали его как честолюбивого, самолюбивого и деспотичного человека. При малом росте он был юрким, живым, с умными глазами и имел кошачьи манеры.
Имея превосходное образование и воспитание, опыт боевых действий с ранениями и т.д., обладая административным даром, он предложил свой проект освоения Амура и решительно взялся за его осуществление. «Выбор момента и искусство выполнения занятия Амура принадлежит лично Муравьёву» (А.П. Васильев, 1916). Этому способствовали учреждение Северо-Американской компании в 1798 году, открытие капитана Невельского, установившего, что Сахалин – остров, а Амур судоходен. В 1806 году отряд под командованием лейтенанта Хвостова занял южную оконечность острова Сахалин. Ключевая фраза в проекте Н.Н. Муравьёва звучит так: «Кто будет владеть устьем Амура, тот будет владеть Сибирью».
Он начал с создания Забайкальского казачьего конного войска, которое высочайше было утверждено государём 17 марта 1851 года. А 21 июня 1851 года утверждено и пешее войско. Всего в войске числилось 48 169 душ мужского пола, из которых 20 410 составляла конница. Всё войско делилось на шесть округов, поровну пешее и конное.
11 июля 1851 года утверждена Забайкальская область во главе с генерал-губернатором, бывшим комдивом генерал-майором Запольским, который стал и наказным атаманом казачьего войска с центром в Читинской слободе, получившей степень города.
В 1852 году Муравьёв провёл смотр войска, которое было представлено 6 конными полками и 12 пешими батальонами. На душу населения приходилась одна лошадь, 1–2 головы скота, 1–8 – овец и коз. «В общем, казаки жили бедно», – пишет Васильев.
Год 1851 оказался засушливым, а в 1852 был сильный град, погубивший посевы. Поэтому только в 1854 году удалось осуществить первый сплав на Амур и начать заселение Приамурья казаками. После тщательной подготовки 14 мая 1854 года начался первый сплав в составе 75 барж и плотов и одного парохода «Аргунь». Командовал сплавом кавторанг Казакевич, впереди на лодке плыл сотник Скобельцын. На каждой барже было по 1500 пудов провианта.
18 мая флотилия вступила в Амур, плыли по 100 вёрст в сутки. 27 мая остановились в 50 верстах выше китайского города Айгуна, далее дошли до устья Уссури. В начале июня сильная буря привела к затоплению 3 барж, 5 плашкоутов и 8 баркасов с провиантом. Местные гольды выделили лоцманов, и 14 июня Невельской встретил Муравьёва у Мариинского поста. На теплоходах «Иртыш» и «Двина» провиант был доставлен на Камчатку. Шла Крымская война, и англо-французская эскадра попыталась захватить Петропавловск, а позднее и устье Амура. Россия на этом участке войны одержала победу при скудости людских и материальных ресурсов. Сам Муравьёв через Якутск вернулся в Иркутск.
Второй сплав состоялся в 1855 году по обмелевшему Амуру с трёхтысячным войском, провиантом и рогатым скотом. На Амуре поселилось 67 семейств, а в устье реки в Николаевске уже проживало 5000 человек, и этого оказалось достаточно для отражения англо-франзцузского десанта. Муравьёва сопровождала супруга-француженка.
Третий сплав состоялся в 1856 году. Крымская война закончилась, и часть войск с устья Амура решено было возвратить. О трагической стороне этой эпопеи написал в своей книге забайкалец И.А. Пушкарёв (2020).
«Распределить» население
В 1856 году была образована Приморская область с центром в Николаевске. Стояла задача переселить на Амур 15–20 тысяч душ обоего пола. Переселение было на добровольной основе, но и тянули жребий. Зажиточные казаки, вытянувшие жребий, охотно его уступали здоровым и женатым малоимущим.
В том году баржи и плоты строились и на Ононе. Командовал четвёртым сплавом новый генерал-губернатор Корсаков. В 1857 году в путь тронулись 451 семейство и три сотни Амурского полка. Переселенцев снабдили инструментами и продовольствием.
Город Благовещенск основан 9 мая 1858 года, а с 11 мая Муравьёв с графом Путятиным в китайском Айгуне вели переговоры о разграничении границы по Амуру и Уссури. Айгунский договор подписали 16 мая, и это была крупнейшая победа русской дипломатии и лично генерал-губернатора. В устье Уссури основали поселение 13-го батальона и назвали Хабаровским. Губернатором Приморской области был Казакевич.
Амурский вопрос, длившийся два века, был близок к разрешению в пользу России. В 1860 году было закончено переселение забайкальских казаков и образованы Амурская и Приморская области. Муравьёва возвели в графы с присоединением к фамилии Амурского и присвоением звания генерал от инфантерии 26 августа 1858 года.
Переселение забайкальских казаков на Амур закончилось в 1863 году. Всего переселено 6993 человека, а с учётом переселения на Уссури всего 16094 душ обоего пола. Летом 1859 года Муравьёв основал посты во Владивостокской и Новгородской гаванях. И в этом же году правый берег Уссури и гавани заняли наши войска. Началось переселение и крестьян из Центральной России в Приморскую область.
Итоги большого пути
Четвёртый ключевой договор с Китаем был заключён в Пекине 2 ноября 1860 года дипломатом Игнатьевым. Китай признал за Россией Амурский и Уссурийский края. В январе 1861 года Муравьёв сдал должность губернатора Корсакову и уехал в Петербург. Манифест об отмене крепостного права был утверждён 19 февраля 1861 года. В этот же день граф Муравьёв-Амурский ушёл в отставку с поста губернатора Восточной Сибири. Остаток жизни он провёл в Париже и скончался в возрасте 72 лет в 1881 году.
За отменой крепостного права последовали очередные реформы в гражданском и казачьем войсковом обществах. Созданы станичные управления, станичный сход и суд, выборный атаман и другие подразделения. Войско крепчало, росло численно и за малым исключением к концу века стало конным, что повышало его манёвренность и боеспособность. После присоединения всего Дальнего Востока, создания Забайкальского и Амурского казачьих войск поистине эпохальным событием стало строительство Сибирской железной дороги протяжённостью 7112 вёрст…
Историк Васильев не коснулся участия забайкальских казаков в Русско-японской и Первой мировой войнах, тем более – катастрофы Гражданской. Очень жаль, учитывая присущие ему детальный анализ, тонкость и точность описаний.
Что касается советского периода, то литературы об этом более чем достаточно (произведения Седых, Балябина и др.). О Мангуте тех лет неплохо написано в нескольких номерах «Ононской правды», из которых я получил подтверждение, что мой отец Иван Хрисанфович Богомолов окончил 7 классов Мангутской школы, а затем, одним из первых, – курсы трактористов. К началу Отечественной войны в 23 года он уже был бригадиром тракторной бригады в МТС, что помогло ему безупречно воевать в тяжёлой артиллерии с немцами и японцами, на родину отец возвратился только в 1946 году.
В силу образования и профессии не могу не коснуться медицины, которой уделено мало внимания в исторической литературе. В 1852 году из болезней преобладали скарлатина, лихорадка, горячка и оспа. Смертность была высокой: из 545 заболевших в тот год умерло 123. У жителей по Урову встречалась местная хроническая болезнь «зобъ» («английская болезнь»), страдало ею 160 человек. Уровскую болезнь тогда ещё не описали. Лошади гибли от сибирской язвы. У первых поселенцев на Амуре развивался зоб, эта патология была вначале зафиксирована у животных (овец, коз, телят).
Вслед за созданием казачьего войска были организованы войсковые лазареты на 432 места (пятая часть коечного фонда предназначалась женщинам). В Чите организован военный полугоспиталь с фельдшерской школой (ныне 321-й ОВКГ). В Акшинской дистанции – Нарасунский лазарет на 25 коек. При каждом лазарете была повивальная бабка с 5–7 ученицами-казачками. За год в лазаретах в среднем пролечивалось 869 человек. Хотя было всего 16 штатных врачей (сравним с днём сегодняшним!).
* * *
Часть информации мною заимствована из публикаций историков-краеведов И.А. Пушкарёва (с. Любовь), И.А. Фролова (с. Верхний Ульхун) и других. Тщательность и достоверность материалов у названных авторов не вызывают сомнений. Благодарю и извиняюсь за отсутствие упоминания о них в тексте для его краткости. В основу сообщения положены выдержки из труда А.П. Васильева (1916). И если меня поправят по каким-то датам, именам, цифрам и т.п., отнесусь с пониманием и благодарностью.
Заканчивая сверхкраткое изложение истории освоения русскими Приамурья и Уссурийского края, необходимо подчеркнуть роль забайкальских казаков в этом великом деле, им пришлось жертвовать собой, своим здоровьем и благополучием, чтобы освоить новые территории для России. Следует помнить, что генерал-губернатор Н.Н. Муравьёв с супругой лично участвовал в походах, терпел те же лишения, что и рядовой состав. Какой пример для нынешних губернаторов и государственных деятелей!
И ещё. В интернете и не только ведутся дискуссии на тему «Нужно и можно ли возрождать казачество в том виде, каким оно было до большевистского переворота». Вопрос, я так думаю, сложный, тонкий и вряд ли решаемый. Как известно, благополучно воскрес только Иисус Христос, казачество же убито большевиками. Время покажет, но я сомневаюсь в полном возрождении на период своего остатка жизни, поэтому и не вступаю в его ряды, хотя по крови – потомственный казак и чту память предков.
Николай БОГОМОЛОВ