Как легко упустить и как трудно вернуть
Вся наша жизнь состоит из принятия решений – простых и сложных. Начиная от выбора цвета автомобиля перед покупкой и заканчивая планированием ребёнка. Однако же, если от автомобиля можно избавиться, продав его или подарив, то дитя – это на всю жизнь, это твоё продолжение и твоя судьба. Естественно, я говорю о настоящих родителях, для которых рождение запланированного ребёнка – праздник, а не нелепая случайность. И поверьте, я знаю, о чём говорю. На правах свадебного видеографа смело могу утверждать, что девяносто процентов всех браков происходит, как говорят, «по залёту». У невесты поджимают сроки, а свадебное платье надеть хочется – вот и появляются новые ячейки общества, и рождаются нежеланные дети с изувеченной психикой. Так произошло с Ариной, героиней нашего рассказа.
Стала «мамой» в пять лет
Девочка перестала принадлежать самой себе в пятилетнем возрасте. Со стороны у неё было всё, как и у тысяч других девочек её возраста, – мама, бабушка, своя комната в квартире, игрушки. Было всё, кроме чувства собственного «я».
А началось всё это с рождения младшей сестры. Арина никогда не знала своего отца, да и мать не рассказывала о нём. Не было отца и у родившейся сестрёнки. И так получилось, что для маленькой Веры Арина стала мамой. Взрослые переложили на неё чуть ли не все обязанности по уходу за ребёнком – менять подгузники, утешать, когда плачет, гулять во дворе и многое-многое другое.
Когда сверстники весёлой стайкой проносились мимо, Арина с тоской глядела вслед, сжимая маленькую ручку сестры. Ей нужно было присматривать за ней. Мама во дворе практически не появлялась, хотя сидела в декретном отпуске. Лишь иногда её можно было видеть на балконе с кружкой пива и сигаретой. Возможно, она размышляла о том, что не так должна была сложиться её жизнь. Две дочери от двух разных отцов… Но что сделано, то сделано. Отвечала теперь за себя и за сестру Арина, которая даже в школу ещё не пошла.
Конечно, со стороны казалось, что сестрёнки очень дружные. Бабушки у подъезда умилялись, глядя, как они, не торопясь, прогуливаются по аллее. Вере было весело, она тянула сестру посмотреть на бабочку, погладить кошку, сорвать цветок. Арина покорно ходила за ней, уже тогда понимая, как мимо неё проходит её собственное детство. Она не любила свою сестру в полном смысле этого слова, а просто относилась к ней, как к существу, за которым надо следить, иначе попадёт от мамы.
Что в итоге
Прошло двадцать пять лет. Арина была в браке уже четыре года, но на все уговоры мужа категорически отказывалась заводить ребёнка.
«Я тогда была во власти тех детских страхов и лежащей на мне невыносимой ответственности за поступки моей сестры. Мне всегда казалось, что я всё делаю неправильно, и любыми своими действиями старалась заслужить одобрение матери, которой, по сути, было всё равно.
Серёжа (супруг) – прекрасный человек, и я его понимала, но ничего с собой поделать не могла. Казалось, что стоит моему ребёнку родиться, как я начну всё заново, а к этому я совершенно не была готова», – вспоминает Арина. Консультации у психологов, аккуратные разговоры о будущем ребёнке в конце концов сделали своё дело. Арина забеременела, и в назначенный срок на свет появилась крепкая и здоровая девочка, которую символически назвали Надеждой. «Когда мне принесли её в первый раз, у меня перед глазами встал образ моей сестры Веры – я тогда была дома с бабушкой, когда мама приехала из родильного дома. Мне вот так же показали малышку, завёрнутую в пелёнки и отчаянно кричащую. Увидев Надю, я в последний раз испытала этот подсознательный страх, а потом твёрдо для себя решила: у этой девочки будет настоящее детство, и будет брат или сестра», – улыбается Арина.
Дети всё понимают
Оксана родилась через три года после Нади. Со слезами на глазах Арина показала новорождённую сестру своей старшей дочери, опять же вспоминая себя. «Ох, если бы я могла объяснить, если бы я могла подобрать нужные слова всем тем горе-мамашам, которые считают своих детей помехой… Вспомните своё детство. Какое солнце светило над нами, какое было невыносимо синее небо, как стрекотали кузнечики, и жизнь лилась широкой и могучей рекой. Для меня этого времени как бы вообще не было. У меня моя мама это время забрала. Я не общаюсь уже давно ни с ней, ни с Верой. Это тяжело объяснить, но это так», – говорит Арина.
Каждый день Нади и Оксаны наполнен удивительными открытиями.
Пожалуй, я остановлюсь поподробнее на том, с кого стоит брать пример в плане воспитания детей. «У меня есть родственники по бабушкиной линии, они даже пару раз в гости к нам приезжали. Там тоже дети есть – Иван, ему шесть лет, и Марина – ей только недавно три года исполнилось. Так вот, дети эти спят, как говорится, где ночь застанет. График сбит. Марина может в шесть вечера уснуть за игрушками, а ночью устраивать концерты, – утверждает Арина. – Дети должны жить по распорядку дня. Мои девчонки летом, когда не надо идти в садик, встают в восемь утра. Бегом бегут чистить зубы, а затем на завтрак. Я знаю, что многие родители попускаются чисткой зубов, поскольку дети нередко закатывают истерики по этому поводу, и как итог – в трёхлетнем возрасте множество пломб в зубах. Мои приучены и уже чистят сами – долго и тщательно».
Распорядок дня
Стоит отметить количество учебных пособий, которыми заполнен шкаф в детской комнате. Здесь есть всё: штук сто раскрасок, настольные игры, развивающие наклейки, азбука и математика для малышей и так далее. Я пытался посчитать количество книг, но потом бросил это занятие.
После завтрака – обязательные занятия. Младшая Оксана, высунув от усердия язык, сосредоточенно клеит наклейки в отмеченные места на картинке, а затем с гордостью показывает их мне, мол, смотри, дядя, как я ровно наклеила.
Несмотря на то, что девочке всего три года, она уже пытается читать по слогам. Её мама поясняет: «Я читала на множестве форумов, что детей должна учить читать школа. Это очень большое заблуждение, поскольку сейчас в школе настолько сложная программа, что неграмотные дети там просто не смогут успешно учиться. На примере старшей дочери я убедилась в этом. К первому классу они читала семьдесят слов в минуту, а её одноклассники букву «О» от буквы «А» отличить не могли. Учитель учит всех одинаково, ведь у него в классе сорок детей, и каждому он может уделить лишь минуту от времени урока.
Более того, я считаю, что если ребёнок должен в школе учиться читать, писать и считать, то тогда зачем вообще нужны родители?
После занятий у нас прогулки во дворе, если стоит хорошая погода. Я не понимаю родителей, которые бегают возле ребёнка и не дают ему шага сделать, боясь, что он упадёт, ударится или занозу загонит. Это дети. Они не могут, как пенсионеры, степенно прогуливаться по бульвару (так я гуляла со своей сестрой в детстве). Дети должны жить.
Ещё я не понимаю родителей, которые выгоняют детей на улицу утром и загоняют ночью. У меня тоже такое было. Маме было абсолютно плевать, где я, жива ли я, не говоря уже о Вере».
Глаза детей говорят о многом
Старшая дочь Арины Надя с отличием окончила первый класс. У неё несколько десятков грамот. Отец в честь этого купил ей в подарок графический планшет – теперь она ходит в художественную школу и учится рисовать. Сейчас Надя мечтает о том, как поедет на следующий год в детский лагерь.
Надя и Оксана ни разу не поссорились, потому что мама пресекает любой конфликт ещё на корню. Есть у сестёр и обязанности по дому. Старшая убирает посуду со стола, следит за Оксаной, пока та купается в ванной. Оксана же приводит в порядок книжки и старается прибирать за собой игрушки. Со стороны может показаться, что эти девочки живут в каком-то гетто, где всё расписано по часам. Отнюдь! Поверьте, я видел затравленных детей. У них давно потухли в глазах огоньки задора, а смотрят они тяжёлым взглядом, от которого хочется отвернуться. А это живые и активные девочки.
«Конечно, давая детям свободу, я всегда чётко выставляю рамки. Если старшая идёт гулять, то обязательно надевает смарт-часы, ей запрещено уходить дальше нашего двора, ведь ей всего восемь лет. Младшая же носится на самокате и велосипеде, но тоже чётко знает, что далеко от меня нельзя уезжать, как и нельзя кататься рядом с дорогой», – улыбается Арина.
Мы живём в трудном мире, к которому нужно подготовить наших детей, чтобы им было легче. Не жадничать, но и уметь не давать себя в обиду. Знать элементарные вещи – не открывать двери незнакомцам, не подходить к бродячим собакам, не играть со спичками и битым стеклом. Все эти вещи кажутся нам элементарными, но ребёнок дожжен научиться это понимать.
«Если бы можно было вернуть время назад, я бы упрекнула саму себя за то, что так долго не хотела заводить детей. Дети – это прекрасно, и не менее прекрасно – научиться понимать их, жить их эмоциями. Я очень хорошо помню своё детство, помню, что меня интересовало и чего мне не хватало. Сейчас я знаю, что могу дать своим дочкам. Отец у них много работает, чтобы дать возможность не работать мне, и я благодарна ему за это».
* * *
Вот так детская травма, преследовавшая Арину два десятилетия, прошла, уступив место любви и пониманию. Мать Арины совершенно не интересуется ни своей дочкой, ни своими внучками. Она по-прежнему сидит на балконе своей одинокой квартиры, курит и смотрит на двор. Может быть, она видит там двух маленьких девочек, которые, держась за руки, неторопливо гуляют по аллее?
Берегите себя!