Нечто из 80-х

6 апреля 1951 года в Заполярье под ледяным покровом учёные обнаружили внеземной корабль и его пассажира.

С 1982-го в Антарктиде находили аналогичные объекты.

20 октября 2011 года об артефактах, пролежавших во льдах белого континента около 100 000 лет, были обнародованы новые факты.

Во всех случаях попытки учёных исследовать находки обернулись кошмаром и завершились ужасом, трагедией, катастрофой. Они даже не могли предположить, что Нечто из корабля… живо!

«Кто ты», «Нечто»?

Все вышеперечисленные полярные «инциденты» являют собой почти одно и то же событие, отражённое в рассказе «Кто ты?» писателя Джорджа Кэмпбелла от 1938 года (рассказ публиковался и в СССР, и в российских изданиях, правда, как «Кто идёт?»). И в трёх фильмах, снятых в разное время, но объединённых одним, уже леденящим кровь названием.

Сегодня, уважаемые друзья, поговорим о второй и самой известной экранизации рассказа, ставшей классикой мирового фантастического кинематографа и заставлявшей любителей кино в «официальных» и полуподпольных видеозалах и видеосалонах Читы, Забайкалья и всего СССР конца 1980-х годов замирать у экранов в шоке от реальности нереального. Антарктида. Вмёрзший в лёд внеземной корабль. Оттаявший в помещении станции инопланетянин в стремлении захватить всё и вся внедряется в тела собак и полярников. Учёные изо всех сил сопротивляются жуткому агрессору и его кошмарным превращениям. «Тварь» – переводил название с видеокассеты «прищепконосый» закадровый великолепный Владимир Володарский. «Нечто» – назывался во всём остальном киномире знаменитый, ныне культовый фантастический фильм 1982 года режиссёра Джона Карпентера («Хэллоуин», 1978, «Побег из Нью-Йорка», 1981, «Человек со звезды», 1984).

Работа над картиной началась ровно 40 лет назад.

Полярники, звездолёт и… «овощ»

Но сама интересующая нас сегодня киноистория гораздо старше. Ещё в 1950-х годах Голливуд переживал подлинный бум научной кинофантастики. Правда, от научной она была, за редким исключением, далека. Это были, прежде всего, ужастики о гигантских ящерах, огромных пауках и растениях-людоедах. Всплеск интереса к такой тематике объяснялся научным прогрессом в области ядерной физики и страхом обывателей перед возможностью начала ядерной войны с СССР. Голливуд нещадно эксплуатировал зрительские фобии и заставлял насекомых и животных мутировать под воздействием радиации, а инопланетных пришельцев, скованных льдом, пробуждаться от векового сна.

В 1951 году вышел фильм Кристиана Найби «Нечто из другого мира». В прессе для удобства название сократили до «Нечто». Это была первая экранизация рассказа Кэмпбелла и, надо заметить, довольно вольная. Сценаристы перенесли действие из Антарктиды в Арктику. В мужской коллектив полярников, видимо, для пикантности, добавили женщин. Размороженный пришелец, хотя и вызывал, мягко говоря, неприятные эмоции, скорей представлял собой опасный плотоядный, питающийся кровью разумный «овощ»-телепат, нежели какую-то абсолютно чужеродную биологическую формацию (см. фото). Тем не менее, «Нечто» 1951 года был одним из первых фильмов, «серьёзно» обратившихся к теме инопланетной агрессии.

Карпентер, мороз и ненужная тварь

«Нечто» стал первым в жизни фантастическим фильмом, который увидел в далёком детстве мальчик по имени Джонни Карпентер. Впечатления были настолько сильны, что Джон вплоть до окончания калифорнийского университета и начала кинокарьеры в первой половине 1970-х годов мечтал сделать свою версию фильма. Максимально приближенную к литературному первоисточнику, а потому ещё более реальную и страшную. Всякие любовные линии, имевшие место в первой версии «Нечто», Карпентер решил исключить, как отвлекающие от основного сюжета, а тот был, как говорят заокеанские киношники, сплошной «экшн». Картина строилась на большом количестве спецэффектов, требовала солидного бюджета, а выделять крупные деньги неопытному новичку никто не хотел. Компьютеров, на которых ныне запросто «пекутся» любые трюки, понятное дело, тогда не было и в помине.

Продюсеров отчасти отпугивала и натура: действие происходит в полярных широтах, а съёмочная техника и сама плёнка боятся низких температур. Судя по сценарным наброскам, одними павильонами с искусственным льдом и снегом было не отделаться…

К тому же в то время справедливо считалось, что зрительский интерес к фильмам о всяческих монстрах с однотипным сюжетом по принципу «эта тварь должна сдохнуть» давно сошёл на нет.

В общем, студенту-выпускнику Карпентеру дали от ворот поворот, в результате молодой режиссёр занялся своим дипломным фильмом, естественно, фантастического жанра, «Тёмная звезда», который в 1974 году был тепло принят и критикой, и зрителями.

Как «Чужой» коллегу протолкнул

В 1976 году Карпентер вновь попытался протолкнуть своё «Нечто», но и тогда проект, несмотря на великолепный сценарий, написанный опытным драматургом Биллом Ланкастером, завернули, поскольку продюсеры сделали ставку на «улетевший в космос» проект Ридли Скотта «Чужой».

В 1979-м «Чужой» вышел в прокат и имел шумный успех. Вслед вышел ремейк фильма 1950-х годов «Вторжение похитителей тел» о пришельцах, полностью контролирующих землян, и вновь фурор… Вот тогда боссы студии Universal, с которой сотрудничал Карпентер, поняли, что ремейки старых фильмов приносят огромные барыши, а публика вновь жаждет внеземного и пугающего.

Проекту «Нечто» дали наконец зелёный свет.

Вертолётчик – Змей

Главная роль в проекте, подготовительная работа над которым началась в феврале 1981 года, досталась Курту Расселу, уже работавшему с режиссёром в фантастическом боевике «Побег из Нью-Йорка» (центральная роль К. Рассела – заключённый, бывший военный Плискин по прозвищу Змей). Ему предстояло играть роль Мак-Риди – пилота вертолёта, волею случая оказавшегося втянутым в страшные события. В рассказе Кэмпбелла Мак-Риди был метеорологом, но Карпентер счёл профессию героя недостаточно мужественной. Этого персонажа также хотели сделать ветераном вьетнамской войны, но в итоге Мак-Риди стал «обычным» (гражданским) пилотом вертолёта.

Вначале был «жук», а затем…

Особое место в проекте заняли художники: именно им предстояло разработать, а затем воплотить в жизнь (почти в прямом смысле) центральную фигуру фильма – невиданную чудовищную инопланетную разумную тварь. Продюсеры пригласили Дэйла Куперса разработать облик пришельца. Куперс решил сделать его жукообразным существом (см. эскиз), сковывающим голову жертвы, чтобы проанализировать её мозг и добиться полной последующей идентичности. Одновременно «жук» откладывал в тело яйцо, пищей для которого служили внутренние органы носителя. Существо не меняло формы и использовало силу внушения для принятия в глазах противника наиболее устрашающего облика.

Карпентер был в восторге от идеи и набросков художника, даже несмотря на их явное сходство с Чужим. Мастерские уже приступили к созданию опытного образца, но незадолго до начала съёмок с Куперсом приключился несчастный случай, и продолжать работу в проекте он уже не мог. Место художника занял молодой 22-летний Роб Боттин, с которым Карпентер работал двумя года ранее в ужастике «Туман» (1980).

…пришло НЕЧТО

К удивлению режиссёра, Боттин весьма скептически отнёсся к разработкам Куперса: «Конечно, всё это здорово и даже лучше «Чужого», но я бы хотел сконструировать то, что нельзя описать словами, а вовсе не модификацию чего-то виденного ранее. Публике больше не нужны парни в костюмах насекомых! Давай лучше взорвём мир кинофантастики новым, невиданный чудовищем».

Карпентер махнул рукой – делай. В результате Боттин и его команда из 40 (!) дизайнеров, черпая вдохновение из старых журналов и комиксов и руководствуясь собственной буйной фантазией, изобразили такую инопланетную гадину, что режиссёр, впервые увидев, что вышло, невольно отшатнулся от альбома с эскизами.

Нечто из «Зоны-51»

Несмотря на то, что проект «Нечто» держался в строгом секрете, задолго до начала съёмок поползли самые невероятные слухи: создателей фильма консультируют и контролируют военные из «той самой» «Зоны-51», корабль пришельца – реальный прототип одного из сбитых НЛО с той же базы; для съёмок используют внутренние органы животных и даже умерших людей; некие «люди в чёрном» предлагали режиссёру под угрозой физической ликвидации свернуть проект… И т.д. и т.п.

Источником большинства слухов были… сами актёры, давшие подписку о неразглашении информации о проекте и «ломающие комедию», рассказывая на каждом углу об ужасах, творящихся на площадке.

Впрочем, некоторые слухи подтверждались реальными необъяснимыми фактами, о которых кинематографисты вскоре стали, по совету действительно неких людей, помалкивать. Курт Рассел признавался, что в присутствии пришельца немел от ужаса и боялся пошевелиться. Карпентер нагонял туману, обещая «невероятное потрясение» и «пришельцев, не похожих ни на что и выглядящих, как все».

…Съёмки начались 5 июня 1981 года.

Об этом – в следующей нашей встрече.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)