Без различия полу и лет

Материал подготовлен ко Дню учителя. Это история церковно-приходских школ России и Забайкальской области 1884–1917 гг., в т. ч. Доронинской. Доля грамотного населения в те годы была очень низкой. Но так или иначе, в период с 1884 по 1905 годы церковно-приходские школы пережили момент своей организации, становления и определённого расцвета. Надеюсь, что информация будет полезна и интересна широкому кругу читателей.

Церковное народное образование существовало с глубокой древности. Монастыри и храмы на протяжении всей истории русской православной церкви являлись очагами просвещения.

Школы, созданные в начале XVIII века, предназначались в основном для детей господствующего класса. В петровское время не принимались в школы крестьяне, особенно строгий запрет касался детей крепостных. Но наиболее прогрессивные люди российского общества поднимали вопрос об обучении крестьянских детей, и в 1802 году было создано Министерство народного просвещения, руководство школами стало делом государственным.

В начале XIX века в школьном образовании усилилось влияние церкви и религии. Манифестом 24 октября 1817 года Министерство народного просвещения было соединено с ведомством духовных дел (Святейшего синода). Появились церковно-приходские школы, в которых учились дети «всякого состояния, без различия полу и лет». Учились в основном мальчики, девочек было мало. Типы ЦПШ: одноклассные с двухлетним сроком обучения и двуклассные с четырёхлетним курсом. Размер платы родителей за обучение устанавливался собранием, сходом граждан села или посёлка.

Бедность населения являлась препятствием развития школьного дела, не все могли платить за учёбу. Но были попечители школ. Попечителем назначался человек из села, избранный на определённый срок собранием при приходе церкви. Например, в Доронинской церкви попечитель избирался на три года и вносил попечительский ежегодный взнос в размере 50 рублей для нужд школы. Некоторые попечители вносили больше денег. Попечитель старался поддерживать школу не в одиночку, а используя возможности всех жителей населённого пункта. Почётные попечители могли посещать школы, а о своих наблюдениях и замечаниях сообщать руководству учебного заведения. Попечителей могли наградить грамотой Святейшего синода, выдавались особые книги за подписью членов Синода с синодальной печатью. Обычно это была особо богато оформленная Библия. Таких людей награждали и государственными наградами.

В 60-е годы XIX века происходит интенсивный рост числа ЦПШ и количества обучающихся в них. Доля грамотного населения была по-прежнему низкой и составляла примерно 7%. Церковь была наделена правом контроля за «религиозно-нравственным» направлением и преподаванием всех учебных предметов.

Понижение престижа ЦПШ началось в начале XX века после разработки (на основании Высочайшего Указа) основных положений введения в Российской империи всеобщего начального обучения. В 1908 году проект финансирования ЦПШ в Государственной Думе был отклонён; при таком подходе ЦПШ не могли развиваться, и число их сокращалось. В 1913 году в Забайкальской области школы Министерства народного просвещения удерживали первенство, но церковные школы тоже были.

С началом Первой мировой войны в 1914 году материальное положение церковных школ стало совсем плохим. Однако система продолжала существовать. В 1916 году были утверждены руководственные указания для ЦПШ и школ грамоты Забайкальской епархии. 31 мая 1917 года на съезде духовенства была принята резолюция: сохранить духовные учебные заведения после проведения в них реформ. Но события после Октябрьской революции 1917 года не дали выполнить это решение. Предположительно, ЦПШ просуществовали в том или ином виде до 1923 года, т.е. до окончательного установления советской власти на территории Забайкалья.

Обобщая, следует отметить, что не всё было блестяще. Огромное внимание преподаванию Закона Божия отпугивало некоторую часть населения от этих школ. Сюда же добавлялось содержание школы за счёт населения, плата, пусть не везде, за обучение, низкий методический уровень преподавания из-за постоянной нехватки педагогических кадров, недостаточное обеспечение учебной и методической литературой. Тип одноклассной ЦПШ с двухлетним сроком обучения был ведущим среди церковных школ в Забайкалье. Ребёнок за два года успевал овладеть элементарной грамотой, счётом, воспитывался на основных религиозных догматах. Этого хватало в тот исторический период. Дальше можно было продолжить обучение в двуклассной школе или, будучи грамотным, совершить в зрелой жизни рывок, став писарем и даже служителем церкви.

Учебный процесс в ЦПШ Забайкальской области

Церковно-приходские школы работали по программе учебных предметов, утверждённых Святейшим Синодом. Вот недельное расписание:

  • Закон Божий – 7 уроков;
  • русский язык – 7 уроков;
  • арифметика – 6 уроков;
  • церковно-славянский язык – 4 урока;
  • церковное пение – 4 урока;
  • чистописание – 3 урока.

Занятия полагалось проводить с 9 утра до 14:15. По пять уроков в день. Между уроками полагались 15-минутные перерывы.

Утром при начале занятий учащиеся исполняли утренние молитвы «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троица» и другие. Порядок чтения молитв был в учебнике «Часослов». Было желательно, чтобы молитвы не читались, а пелись хором. Кроме утренних молитв полагалось пропеть тропари, приличествующие дню седьмицы. На утренней молитве присутствовал наставник, но было желательным, чтобы священник в это время по возможности посещал школу. Во время молитв и урока Закона Божия горела лампадка или восковая свеча перед классным образом.

Вечером желательно было снова собраться в школе на молитву, но этого, как правило, не происходило.

В воскресные, праздничные и другие торжественные дни дети были обязаны ходить в церковь к всенощной, литургии, вечерней и стоять рядами близ солей.

Учебный год начинался 1 сентября и заканчивался в конце мая выпускными или переводными экзаменами.

История Доронинской церковно-приходской школы

1883 г. ЦПШ в селе Доронинское уже работала. Школа по типу была двуклассной с четырехлётним курсом обучения. В двуклассных школах программа дополнялась краткой историей церкви и Отечества. Неизвестно, в каком здании изначально находилась школа, только с 1904 г. у неё появилось собственное помещение.

1883 г. По архивным данным, священником Доронинской церкви и законоучителем ЦПШ был Константин Соболев.

1884 г. Попечителем школы избран Василий Афанасьевич Бродягин. Учителя: Иван Ушаков и Павел Николаев (учитель пения).

1897 г. Выписка из церковного архива: «Законодателем и заведующим школою состоит священник Доронинской Богородице-Рождественской церкви отец Иннокентий Романов, учителем школы – Дмитрий Нечухаев (27 лет), окончил курс наук в Читинском трёхклассном училище, на службу поступил 1 августа 1897 года (Резолюция его Преосвященства за №1508). Попечитель школы – крестьянин Доронинского селения Александр Сущих». Попечителей школы переизбирали через три года. Следующим попечителем был Тимофей Сергеевич Соловьёв.

1904 г. Построено собственное здание ЦПШ «усердием прихожан и частью на суммы из Училищного Совета». По воспоминаниям Екатерины Васильевны Черновой (Бургуловой), дочери В.Т. Соловьёва, «здание ЦПШ было построено бригадой плотников Соловьёвых под руководством Василия Тимофеевича Соловьёва. Помогали отцу (В.Т. Соловьёву) сыновья Иван, Егор, Павел и Александр. У здания ЦПШ круглая крыша, крытая железом».

«Попечителем школы состоит с 1904 г. крестьянин Доронинского села Гавриил Щербаков (торговец), добросовестно исполняющий свою обязанность, вносящий ежегодно, кроме своего попечительского взноса (50 рублей), ещё солидную сумму для покрытия дефицита. Так, например, в 1906 г. Щербаков заплатил лишних 100 рублей» (сведения из архива).

1907 г. В отчёте за 1906–1907 гг. говорится о построенном здании ЦПШ, о том, что «в школе обучался 61 человек. Притом 5–6 – из села Доронинское, остальные – из близлежащих сёл. Источником содержания школы и её улучшения служили «взнос с попечителя школы, церковно-приходское попечительство, давшее за 1906 год 49 рублей 68 копеек; кружечный сбор в храме; добровольные пожертвования от мирян, выраженные в том, что во время престолохождения по домам народом пожертвовано 50 рублей (деньгами и хлебом) на приобретение двух больших икон: «Спасителя» во 2-й класс и «Богоматери» в 1-й класс, кои находятся теперь в школе. На учебные пособия взято из Доронинского храма 40 рублей».

Школьная библиотека в 1905 году насчитывала 800 книг, в 1907 г. – 1200 экземпляров. 190 книг были предназначены для учителей.

Школа имела физические и химические приборы, наглядные пособия, муляжи для демонстрации. Имелся даже «волшебный фонарь» – фильмоскоп.

Во внеурочное время проводились занятия ремесленного класса. С 1898 г. хорошо преподавалось столярное дело, которому обучались мальчики. Мастерская помещалась в самой школе, занимая самую большую и лучшую комнату, из-за чего ученики 2-го класса ютились в церковной сторожке. Читинское отделение епархиального училищного Совета на содержание мастерской выделяло 360 рублей в год. В мастерской имелось 11 верстаков со всем необходимым инструментом. Руководил занятиями сын священника Евгений Амвросов, который получил образование в Читинском ремесленном училище. Занятия начинались после учёбы. Дети учились делать табуретки, столы, стулья, парты, шкафы, шкатулки и т.п. Материалы, необходимые для изготовления изделий, покупались на выделяемые деньги. Школьную мебель изготовляли по заказам других школ, бытовую – по заказам населения.

Известны имена учителей Доронинской ЦПШ: С. Алексеевский, Иван Ушаков, Павел Николаев, Иннокентий Романов, Иннокентий Серышев, Дмитрий Гаврилович Нечухаев, Ефим Осипович Бургулов, последний священник Иван Иераклиевич Зеров.

Первые годы ЦПШ содержалась всецело на местные средства. Занятия проводились по руководствам, учебным пособиям, книгам, указанным Святейшим Синодом.

Материальное положение и быт учителей были непривлекательными. К 1890 году учителя получали жалованье 180 рублей в год, из которых 60 отпускал училищный Совет Читинского церковного братства святых Кирилла, Мефодия, Иннокентия, а остальные 120 рублей надо было добирать от общества. Некоторым учителям выделялось больше денег. К 1905 году жалованье немного возросло, но положение оставалось прежним: у учителей не было своего жилья (жили в здании школы, у родителей учеников, при церкви), денег хватало на скудное пропитание. Жалование полностью не получали по разным причинам.

Несмотря на снижение количества ЦПШ в Забайкалье к 1912 году, Доронинская ЦПШ работала, и при ней оставался столярный класс. По архивным данным, в 1913 году «в приходе Доронинской Богородской церкви было три ЦПШ, министерских – две».

После Великой Октябрьской революции 1917 года в Доронинской ЦПШ работал учитель Ефим Осипович Бургулов. Тогда Ефим Осипович служил в Доронинской церкви дьяконом. По воспоминаниям его дочери, Нины Ефимовны, их семья (отец, мать и 5 детей) сначала жила в одной из комнат ЦПШ; позднее Бургулов купил для семьи небольшой дом. Ефим Осипович был образованным человеком, мастером на все руки, держал улья пчёл, занимался гончарным делом, мастерил музыкальные инструменты, столярничал, имел фотоаппарат – редкий в то время предмет. Из письма Нины Ефимовны: «В самой школе была одна комната, стояли две классные доски. Училось детей четыре группы; назывались они тогда не классы, а отделения… Учитель при школе был один. Занимались все в школе одновременно. У каждого была грифельная досочка. А большие классные доски использовали с двух сторон: каждая сторона для одного отделения. Конечно, школа была центром культурной жизни села».

О том, что до 1921 г. Доронинская ЦПШ работала, свидетельствуют два документа, хранящиеся в местном музее, – воспоминания Е. Черновой (Бургуловой) и учётная карточка члена КПСС А.В. Соловьёва. В конце 1919 года учитель Е.О. Бургулов погиб, поэтому учителем ЦПШ был священник И.И. Зеров, который служил при Доронинской церкви до 1928 года.

Так как в том или ином виде ЦПШ и школы грамоты просуществовали в Забайкалье до 1923 года – времени закрепления здесь советской власти, то, предположительно, и Доронинская церковно-приходская школа существовала до 1923 года.

Надежда Шемякина, заведующая Доронинским краеведческим музеем

Один ответ на “Без различия полу и лет”

  1. Уважаемая Надежда.
    спасибо большое за статью.
    читаем всей семьёй на Пасху и Вас вспоминаем.
    Правнучка Дмитрия Нечухаева Анна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)