Если снова над миром грянет гром,
Небо вспыхнет огнём,
Вы нам только шепните,
Мы на помощь придём…
Многие старые песни не лгут, они дают надежду, становятся вехами славного героического прошлого, дают направление в будущее и могут вести вперёд новые поколения слушателей и зрителей вместе со своими героями.
Об атаманах и об Илюхе
Разумеется, кроме основной четвёртки персонажей юных мстящих «ковбоев» – Даньки (Витя Косых), Валерки (Миша Метёлкин), Ксанки (Валя Курдюкова) и Яшки (Вася Васильев), имелись и другие, не менее колоритные герои, особенно среди отрицательных персонажей. Поиск этих образов был более короток, но не менее любопытен.
Так, одного из главных негодяев фильма, атамана Бурнаша, должен был воплотить актёр Ролан Быков, а Ефим Копелян «примерял» образ другого атамана – Лютого, того самого, что убил отца Даньки и Ксанки. Но по ряду причин, среди которых были съёмки в фильме «Здравствуй, это я!» (1965) и работа над собственным оригинальным проектом «Айболит 66», Быков отказался от Бурнаша. Тогда Кеосаян мастерски передвинул фигуры исполнителей, и Копелян «ушёл» в Бурнаша, а Лютым стал 28-летний актёр Владимир Трещалов, уже успевший сняться в семи картинах («Штрафной удар», 1963, «Весенние хлопоты», 1964, «Иду на грозу», 1965).
Маленькая, но такая яркая роль «бурнаша» Илюхи Верехова и актёра, впоследствии её исполнившего, была введена режиссёром Кеосаяном в фильм по просьбе худсовета «Мосфильма», принимавшего сценарий картины: «Товарищ Кеосаян, в фильме должно быть чуть больше юмора. Пригласите для этого Савелия Крамарова». Режиссёр внял пожеланию руководства.
И замечательный актёр с его импровизированной фразой, ушедшей затем в народ: «А как глянул в стороны – и-и, гроб с покойничком летает над крестами! А вдоль дороги мёртвые с косами стоять! И тишина!» не подвёл и только украсил боевик.
Новое название
К концу мая 1966 года завершился подготовительный период съёмок. В это же время будущая картина получила новое рабочее название: «Неуловимые из Гуляй-поля». Впрочем, был ещё один вариант: «Мстители из Гуляй-поля». Оба наименования почти впрямую перекликались с названием сиквела «Красных дьяволят» (1923) – «Савур-могила» от 1926 года.
В киногруппе разгорелись нешуточные споры. Спорили, не щадя голосов, все, от режиссёра, актёров и оператора до помощников осветителей, рабочих декораторов и техничек. Неизвестно, чем бы всё закончилось, пока однажды явившиеся на предварительные репетиции Витя Косых и Миша Метёлкин не предложили ещё не остывшему от спора режиссёру: «Эдмонд Гарегинович, а чего вы мучаетесь? Выдерните по первому слову из каждого названия, и будет самое то…». Так и появилось одно из самых запоминаемых и узнаваемых названий произведений советского кинематографа – «Неуловимые мстители».
Каскадёры сами по себе
Натурные съёмки картины начались летом 1966 года. За три месяца до этого юные исполнители главных ролей полностью освоили конную выездку (верховая езда) и даже стали мастерами конного спорта. Ребята также прошли обучение и тренировки по самбо, плаванию и целому ряду специальных дисциплин, связанных с исполнением различных трюков. Забегая вперёд, замечу, что после выхода на экраны «Неуловимые мстители» стали первым в истории художественным фильмом, где основную массу сложных трюков выполнили сами актёры-подростки, порой обходя по мастерству и отваге взрослых каскадёров-профессионалов.
Через «мстителя» тачанка
Итак, в первой декаде июня 1965 года группа выехала в Херсонскую область. Погонь и скачек в «Мстителях» более чем хватало. Несмотря на мастерство и серьёзную подготовку, травм и опасных ситуаций хватало не меньше. Снималась сцена под условным названием «Данька останавливает тачанку». Отлично дрессированные коняги, запряжённые в телегу с пулемётом и пьяным «бурнашом», мчались по дороге. Стоявший на обочине справа Витя Косых во время репетиций довольно легко останавливал за хомут послушных животин. Начали снимать.
Коней вновь разогнали, но «Данька» вдруг как-то неудачно выскочил на дорогу, и кони от неожиданности взяли в его сторону. Мальчишку оглоблей садануло так, что он полетел кувырком, и вся тачанка… проехала по «мстителю». Съёмку тут же остановили. Все бросились к Косых, ожидая самого худшего. Велико же было удивление киношников, когда покрытый с ног до головы пылью Витёк вскочил, как ни в чём не бывало, и крикнул, обращаясь к режиссёру: «Извините, Эдмонд Гарегинович, я тут немножко ошибся, выбежал не так. Давайте ещё дублик…» У парнишки не было даже царапины! Чему всегда удивлялся впоследствии и сам Косых.
Перепрыгнув Тарзана
Как было отмечено выше, в самих «Неуловимых» и последующих продолжениях фильма ребята основную массу сложных трюков выполнили сами. Так Яшка – Вася Васильев – в одной из сцен умудрился превзойти олимпийского чемпиона по плаванию Джонни Вайсмюллера, известного тогда всему миру как исполнитель роли Тарзана из цикла одноимённых приключенческих фильмов о человеке из джунглей. Васильев во время съёмок без особого труда сиганул со скалы в воду с высоты свыше 25 метров!
Верхом на атамане и… бочка «варенья»
Несмотря на более чем солидную подготовку к трюковым съёмкам, синяков и шишек «мстители» всё же получили немало. Порой сквозь смех… Так, долго не задавалась следующая сцена (снималась в дневное время с фильтрами и тенителями «под ночь»). Данька преследует удирающего по крыше хаты Лютого. Атаман лихо прыгает с крыши на стоявшего внизу коня и мчит через село к реке. Следом то же делает Данька. Команда: «Мотор… Съёмка!» Актёр Трещалов бежит по крыше. Косых за ним. Крыша грохочет. Кони внизу испуганно шарахаются в сторону. Трещалов прыгает и… приземляется на пятую точку. Однако быстро вскакивает. В этот момент с крыши летит ничего не подозревающий «мститель» Косых и вместо лошади приземляется аккурат… на шею «атаману». «Иго-го!!!» – вопит не растерявшийся «атаман» и с седоком, под хохот стоящих за кадром местных зевак, галопом делает «круг почёта» по двору.
Когда все отсмеялись, актёры, потирая ушибленные места, пошли на второй дубль, но едва они побежали по крыше, лошади, испугавшись, вновь шарахнулись в сторону. Оператор, недолго думая, предложил зрителям покричать и отвлечь лошадей от грохота. Подействовало. Но на один раз. Скакуны продолжали «увиливать». «А не дать ли нам этим гривастым трусам-подлецам бочку варенья?!» – вдруг предложил Кеосаян, памятуя, что лошади по своей природе любители сладенького.
«Варенья?» – все удивились. «Ну, не варенья, а…» Вскоре нашли небольшую бочку, наполнили водой и высыпали купленные в местном сельпо десяток кило сахара. Размешали. Полученный довольно густой сахарный сироп намазали на деревянный щит. Лошади начали с немалым удовольствием облизывать лакомство. Грохот им стал «до лампочки». Едва они оторвались, ожидая продолжения «сахарного банкета», как на них прыгнули седоки, и кони помчались. Так сняли не менее 7 дублей. Режиссёр был доволен, актёры тоже. Кони кайфовали по полной – им позволили в конце съёмок прикончить всё содержимое бочки. Какой-никакой гонорар всё-таки…
Сквозь огонь
Одной из опасных и тяжёлых сцен в фильме стала съёмка состава, несущегося через горящий железнодорожный мост. Киношники, стараясь снизить все риски, построили рядом точную копию реального моста и подожгли его с целью узнать, сколько пройдёт времени, пока мост не развалится от пожара. Секундомер показал 34 минуты 27 секунд. Решили снимать. Кеосаян, не желая рисковать 66-летним актёром Иваном Кашириным, исполняющим роль машиниста паровоза (кстати, фамилия актёра по неизвестным причинам не была указана в титрах фильма), сменил его дублёром. Погоняв некоторое время состав из трёх вагонов взад-вперёд, дали команду: «Мотор!» Мост полыхал с жутковатым воем… Хотя времени как будто хватало с запасом, вся съёмочная группа обливалась потом – вдруг реальная конструкция рухнет раньше, чем макетная? На «борту» паровоза ведь был человек-каскадёр! Объятый пламенем состав с рёвом вылетел на противоположную часть моста и помчался, сбавляя ход, уже по свободному пути. Его уже поджидали пожарные машины… Сцена получилась отменной с одного дубля.
Триумф и гонорары
В последних числах сентября все съёмки «Неуловимых», включая сцены в павильонных декорациях, были завершены. В ноябре картина была смонтирована и в декабре принята худсоветом «Мосфильма». Всесоюзная премьера приключенческо-патриотического «истерна» «Неуловимые мстители» состоялась 29 апреля 1967 года.
Успех картины был оглушительным. Сеансы, начиная с утренних и до самых поздних вечерних, шли при аншлагах. Подростки-актёры, исполнившие главные роли в фильме, стали невероятно популярными. Восторженные зрители иной раз просто не давали прохода «неуловимым».
Что же касается материальной стороны дела, то она была довольно приятной – ребята получили по полному собранию (9 томов) сочинений А. Конан Дойла (в СССР – самой читающей стране мира – это был страшный дефицит). Получила четвёрка и немаленькие для актёров-подростков гонорары…
* * *
На этом история «неуловимых» не закончилась – впереди были «Новые приключения…» и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», которая со дня премьеры ныне также отмечает свой пятидесятилетний юбилей, и к истории которой мы, возможно, вернёмся.